В статье описываются задачи управления в масштабе региона (на примере Красноярского края) успешным трудоустройством выпускников высших учебных заведений, как одновременно фактором экономического развития и фактором обеспечения социального благополучия значимой категории населения. Обосновывается необходимость программно-целевого подхода к управлению самоопределением и трудоустройством выпускников высших учебных заведений, предлагается уровневая классификация основных методов и инструментов такого управления. С этой точки зрения предлагается критический анализ реально существующих мер по содействию трудоустройству выпускников высших учебных заведений в Красноярском крае; в рекомендательном режиме обозначаются направления совершенствования данных мер.
Ключевые слова: государственная поддержка трудоустройства, региональное управление трудовыми ресурсами, программно-целевое управление, подготовка студентов к трудоустройству.
The article describes the problems of management in the region (on the example of the Krasnoyarsk region) of successful employment of graduates of higher educational institutions as a factor of economic development and a factor of social welfare of a significant category of the population. The necessity of program-target approach to self-determination and employment management of graduates of higher educational institutions is substantiated, the level classification of the main methods and tools of such management is offered. From this point of view, a critical analysis of the actual existing measures to promote the employment of graduates of higher education institutions in the Krasnoyarsk region is proposed; the directions of improvement of these measures are indicated in the recommendation regime.
Key words: state support of employment, regional management of labor resources, program-target management, preparation of students for employment.
- «Федеральная целевая программа развития образования до 2020 г». [6] содержит в себе следующую управленческую установку: «Выработка реальных практических механизмов для успешной реализации ряда норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [10] возможна только в рамках программно-целевых механизмов управления». В качестве одного из ключевых предметов применения программно-целевого подхода к управлению рассматривается подготовка квалифицированных профессионалов для обслуживания приоритетных с точки зрения социально-экономического развития отраслей региональной экономики. В качестве ключевого основания для применения программно-целевого подхода к управлению в рамках решения данных задач, рассматривается гибкость данного подхода и соответствующего ему инструментария, что предельно важно как для образовательной отрасли как таковой, так и для управления инновационным развитием. Кроме того, программно-целевой подход заведомо предполагает межотраслевой характер применения, что принципиально важно для функциональной организации профессиональной подготовки как инструмента экономического развития региона. [8]
В свою очередь, одной из принципиальных основ программно-целевого подхода является применение инструментов среднесрочного планирования образовательной деятельности, в том числе, в рамках высшего образования. [2] Это планирование включает в себя не только определение спектра осваиваемых специальностей, состав и содержание осваиваемых учебных курсов, нормы набора абитуриентов, подбор наиболее адекватных методов обучения, и т. д., но и создание условий для успешного трудоустройства выпускников, предполагающего как быстрое нахождение вакансий, соответствующих индивидуальным интересам и способностям, так и успешную адаптацию на рабочем месте и сохранение его в течение продолжительного времени. [8]
В свою очередь, управление успешным трудоустройством выпускников вузов включает в себя следующие аспекты (их можно также обозначить как уровни): стратегический, оперативный и тактический. [3]
К стратегическому уровню управления трудоустройством выпускников вузов можно отнести (предлагаемый список заведомо не является исчерпывающим):
– комплексы работ по профессиональной ориентации молодых людей на этапе их поступления в вуз;
– общие программы инновационного развития высших учебных заведений, как в части конкретных образовательных программ и применяемых методик, так и в части организации учебных планов, включения самостоятельной пробно-производственной деятельности студентов на предприятиях в общий образовательный процесс, внедрения новых гибких моделей оплаты труда преподавателей в соответствии с обеспечиваемыми ими результатами, и т. д.;
– разработка и внедрение Национальной системы квалификаций как базового ориентира и организующего основания профессиональной подготовки, ориентированной на получение высшей квалификации;
– отдельные мероприятия и комплексные программы, обеспечивающие кадровое развитие региона.
К оперативному уровню управления трудоустройством выпускников относится:
– общие мероприятия и программы профессиональной ориентации молодёжи, в том числе, такие, которые могут быть оперативно развернуты на базе конкретной образовательной организации в связи с заявляемыми ею потребностями;
– система мероприятий по формированию у студентов и выпускников вузов высокой конкурентоориентированности (проводятся как в рамках общей программы высшего профессионального обучения в режиме внеучебной деятельности и тренингов, встроенных в учебно-образовательный процесс, так и независимо от этой программы, в режиме открытых учебно-тренинговых мероприятий);
– специально организуемые мероприятия по формированию конкурентоспособности выпускников, начиная с третьего курса обучения по специальности высшего профессионального образования (как и в предыдущем случае, они могут быть логически встроены в основной образовательный процесс в блоке учебной или внеучебной деятельности, либо реализовываться полностью вне образовательного процесса, в «открытом» режиме);
– разработка и реализация среднесрочных планов подготовки кадров высшей квалификации, с опорой на специально выстроенные механизмы управления их реализацией (система региональных госзаданий образовательным организациям, региональные мониторинговый, консультационный, менеджерский центры, и т. д.);
– разработка и реализация региональных и межмуниципальных (на основе групп экономически взаимосвязанных муниципалитетов) программ кадровой подготовки и обеспечения — как и в предыдущем случае, с опорой на специально создаваемую управленческую инфраструктуру;
– разработка и реализация программ мониторинга кадровых потребностей основных групп предприятий (как номинальных потребностей, выражаемых в перечне специальностей и количестве вакансий по каждой из них, так и фактических, функциональных потребностей, связанных с развитием у выпускников способностей решать конкретные производственные задачи, или способностей конструировать решения для задач, исходно не предусмотренных, связанных с обновлением технологической базы производства);
– разработка и реализация программ сопровождения трудоустройства и карьерного роста студентов старших курсов и выпускников вузов, в том числе, создание особых организационно-управленческих единиц, обеспечивающих реализацию таких программ (центров профессиональных проб, карьерных центров, и т. д.).
К тактическому уровню управления трудоустройством выпускников относятся:
– широкий спектр профилактических мер по подготовке студентов и выпускников к выходу на рынок труда (зачастую реализующихся в режиме отдельных, «частных» мероприятий, проводимых как в рамках учебной или внеучебной деятельности основного образовательного процесса, так и в рамках деятельности «за пределами» высшего образования, например, в ходе частных тренингов, индивидуальных консультаций, и т. п.);
– спектр мероприятий, обеспечивающих для студентов и выпускников поиск каналов и способов трудоустройства;
– спектр мероприятий по дополнительному профессиональному обучению студентов старших курсов и выпускников вузов;
– спектр мероприятий по оказанию непосредственной помощи в трудоустройстве тем выпускникам вузов, которые в ней нуждаются. [12]
Краткая характеристика мероприятий, соответствующих каждому из уровней управления трудоустройством, уже показывает ориентацию этого управления не на «простое» реагирование на возникающие диспропорции или частные кадровые задачи, а на предвосхищение хозяйственных и технологических потребностей, связанных с новой квалификацией кадров, а также на пропедевтику социальных диспропорций, связанных с недостаточным удовлетворением социально-экономических ожиданий выпускников после трудоустройства. На наш взгляд, этот подход является наиболее эффективным в условиях динамики общей экономической конъюнктуры и скорости протекания социальных процессов, характерной для современности, поскольку «реагирование» в большинстве случаев приводит к тому, что решение, призванное быть «ответом» на вызов, к моменту своего внедрения и реализации оказывается устаревшим, а на смену исходному вызову приходит новый, иного характера, требующий новое, зачастую принципиально отличное решение. Но для того, чтобы планомерно управлять обеспечением рынка труда необходимыми для него специалистами на уровне, как минимум, предвосхищения потребностей, которые станут актуальны на следующем шаге, как максимум, создания или позиционирования новых требований рынков труда и соответствующих настроений студентов и абитуриентов, необходимо создать в масштабе региона координационные механизмы и соответствующие им инстанции, которые и обеспечат проведение программно-целевого управления развитием высшего образования в регионе, в том числе, и трудоустройством выпускников, как целостной системы. До тех пор, пока перечисленные нами меры будут осуществляться разрозненно, на уровне частных решений отдельных субъектов, они обеспечат лишь улучшение ситуации отдельных выпускников и тех предприятий, куда эти выпускники устроятся на работу, но не оптимизацию общей ситуации кадрового обеспечения экономики региона.
2. Проведённые нами научно-практические исследования позволяют судить, что на сегодняшний день в таком крупном и экономически сложно организованном регионе Сибири, как Красноярский край (несколько производственных комплексов-гигантов, предполагающих регулярное внедрение новых производственных технологий, значительное количество средних и малых предприятий, заметные возможности для организации индивидуального предпринимательства), система программно-целевого управления подготовкой и трудоустройством выпускников вузов в самостоятельном виде только складывается. Элементы этой системы как «перспективы» закладываются в различных комплексах мер, связанных с кадровым обеспечением социально-экономического развития Красноярского края. Притом, эти комплексы мер предполагают реализацию как на стратегическом, так и на оперативном и тактическом уровнях. Однако, уже сейчас, когда система программно-целевого управления подготовкой и трудоустройством выпускников вузов только складывается, можно выделить основные недостатки, содержащиеся в принимаемых мерах, которые, при закреплении в системе в ее сформированном виде, могут существенно затруднить фактическую работу по координации деятельности профессиональных образовательных организаций и задач кадрового обеспечения производственных задач. Коротко перечислим эти недостатки:
1. Принимаемые меры не предполагают специальной работы с тем сегментом рынка труда, который специально рассчитан на интеграцию в производственные процессы студентов старших курсов и выпускников вузов (1–3 года после выпуска); предполагается, что молодые специалисты включаются в отношения на рынке труда на том же компетентностном уровне, что и специалисты со стажем. В частности, не проводится отдельного анализа данной группы специалистов ни с точки зрения их ресурсности для конкретных производственных задач, ни с точки зрения тех условий, которые необходимы для их оптимального включения в производственную деятельность и соответствующие экономические отношения.
2. Предлагаемые меры не предполагают единой комплексной стратегии по управлению взаимодействием и связностью процессов включения студентов и выпускников в рынки труда с одной стороны, и образовательных возможностей, предоставляемых студентам и выпускникам в профессиональных образовательных организациях, с другой стороны.
3. Управление подготовкой и трудоустройством выпускников вузов по их специальностям и квалификациям не организовано последовательно и системно; фактически, оно представляет собой ряд частных, действий различных региональных, муниципальных ведомств, вузов и предприятий-работодателей, которые не согласуются между собой и поэтому, как следствие, не обеспечивают системного эффекта.
4. Наличные меры не предполагают ведения статистического учёта трудоустройства выпускников вузов по полученной ими специальности и, тем более, исследования условий работы недавних выпускников на рабочем месте, соответствия их способностей реальным производственным задачам, продолжительности работы после трудоустройства.
5. Непрерывное индивидуализированное образование молодежи по всем уровням образования в рамках избранной специальности (взаимодействия со смежными специальностями) в соответствии с требованиями работодателей остаётся фрагментарным и в основном присуще оборонным отраслям промышленности, а также отраслям, основанным на использовании высоких технологий; не принимаются меры по распространению индивидуализированного подхода организации образования на подготовку к иным сферам производственной деятельности.
В целом, можно зафиксировать, что в фактически реализуемых мерах по координации задач рынков труда с одной стороны, и содержания и характера профессиональной подготовки с другой стороны, недостаточно различаются между собой непосредственные меры по содействию трудоустройству выпускников вузов, относящиеся к конкретным («частным») ситуациям трудоустройства — и комплексная, стратегически организованная система мер по управлению целевой подготовкой и трудоустройством выпускников вузов в соответствии с потребностями регионального рынка труда, ориентированная на предвосхищение потребностей и заблаговременное выстраивание инструментов для их удовлетворения.
3. Остановимся теперь на организационно-институциональных и программно-нормативных «опорах» для построения в Красноярском крае системы программно-целевого управления эффективным трудоустройством выпускников высших учебных заведений.
Если говорить о «ведомственной» ответственности за реализацию обозначенных нами мер, то комплекс мер по содействию трудоустройству выпускников вузов конкретно в Красноярском крае относится к компетенции Агентства труда и занятости населения Красноярского края [1]. Кроме того, для выполнения ряда функций этого блока, в 2007 году указанное Агентство обеспечило создание Красноярской краевой общественной организации «Ассоциация Центров карьеры Красноярских вузов и учреждений начального и среднего профессионального образования Красноярского края». [11]
В качестве комплексного (сводного) документа, определяющего ход и порядок управления трудоустройством выпускников,в регионе выступает«Межведомственный план мероприятий («дорожная карта») по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования Красноярского края на 2017-2019». [7] Однако, значительную роль в построении целостного комплекса мер по целевому управлению подготовкой и трудоустройством выпускников играютболее общие планы реализации стратегии кадрового обеспечения социально-экономического развития Красноярского края, как комплексные, так и связанные с отдельными отраслями. Как уже было сказано выше, в рамках этих планов подготовка и трудоустройство выпускников вузов представлены как частный случай, не всегда в достаточной мере анализируемый, прогнозируемый и управляемый.
К ключевым комплексным документам, регулирующим профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников вузов в Красноярском крае, относятся:
- Стратегия управления рынком труда Красноярского края до 2020 года.
- Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года.
В связи с тематикой данной статьи, рассмотрим более подробно «Стратегию профессиональной ориентации…». [9] Данный нормативный документ был принят распоряжением Правительства Красноярского края от 27.11.2013 № 864-р. Согласно ему, выпускники профессиональных образовательных учреждений относятся к субъектам профориентационной деятельности, а не к объектам профориентации как некоего внешнего воздействия. В соответствии с этим, целью стратегии является содействие гражданам, нуждающимся в выборе профессии и смене рабочих мест, в профессиональном самоопределении, социализации и эффективной самореализации, а не вменение этим гражданам прохождения процедур профессионального самоопределения. Именно такой подход, опирающийся на собственные планы и намерения выпускников, в наибольшей степени формирует и культивирует конкурентоориентированность их трудовой деятельности и коммуникаций по ее поводу, обеспечивает их конкурентоспособность как специалистов. Однако, стоит отметить, что для появления у студентов, а затем выпускников собственных планов относительно трудоустройства и готовности к соответствующей самостоятельной активности, которая уже должна быть поддержана и усилена благодаря Стратегии, целенаправленную наставническую работу с ними в этом направлении, нужно начинать с первого курса обучения в вузе. Это позволит студентам заблаговременно освоить нормы нахождения и функционирования в системе связей и отношений профессионального сообщества, адаптироваться к специфике самоорганизации, основным видам и процедурам активности, свойственным осваиваемой ими профессиональной деятельности. Такая ранняя адаптация, в свою очередь, повысит как вероятность трудоустройства на первом рабочем месте «с первой попытки», так и «устойчивость» студентов на этом рабочем месте. [4]
При этом, наиболее эффективно было бы начинать профессиональную ориентацию с гораздо более ранних возрастов — со школьного и даже с дошкольного, как это делает в Красноярском крае, например, Институт спутниковых систем имени академика М. Ф. Решетнева. Это позволит сформировать осознанные, информационно-аналитически подкрепленные ожидания от будущей трудовой деятельности еще до поступления в вуз, и в дальнейшем строить собственный учебный процесс как, с одной стороны, «проверку и расширение» исходных представлений, а с другой стороны, как наполнение этих представлений практическим смыслом и содержанием. [5]
Общими предпосылками принятия Стратегии стало увеличение числа вакантных мест со стороны работодателей, при повышении квалификационных требований к этим вакансиям и, соответственно, при наличии дефицита претендентов, которые бы в полной мере отвечали новым усложненным требованиям; как следствие, число вакансий, представленных работодателями в службах занятости, превысило число граждан, зарегистрировавшихся в поиске работы. Особое значение имел рост потребности в кадрах высокой квалификации в рамках ключевых инвестиционных проектов региона, а также в рамках программ создания и развития региональных экономических кластеров. В целом можно сказать, что задачи повышения квалификации трудовых ресурсов стали следствием (используя математическую аналогию, «производной») общих задач модернизации региональной экономики. Помимо освоения новых требований к содержанию и организации труда (в том числе, изменившегося содержания профессионального труда в отраслях, традиционно не ассоциирующихся с технологическими инновациями), для решения задач экономической модернизации необходима реструктуризация совокупных трудовых ресурсов региона в соответствии с динамикой рынка труда, а также неоднократно упомянутое выше повышение эффективности взаимодействия между рынком труда и рынком образовательных услуг.
Выигрышными моментами Стратегии, с точки зрения тезисов, изложенных в данной статье, является опора на такие ключевые категории, как:
– проектирование выпускником профессионального пути («разработка профессионального проекта»), предусматривающего анализ исходного положения в качестве отправной точки;
– анализ профессиональных возможностей и способностей человека с точки зрения требований рынка труда к его трудовым функциям и соответствующим им квалификационным характеристикам.
Образовательная траектория в рамках Стратегии понимается как индивидуальный путь человека в получении специальности (профессии) необходимых квалификаций и компетенций, подтверждение со стороны профессиональных и гражданских институтов адекватности квалификации претендента требованиям будущего рабочего места (внедряемого профессионального стандарта — в современных понятиях НСК). Профессиональная траектория определяется как система вариантов использования и конверсии образовательных ресурсов, дающих различные возможности позиционирования обладателя специальности (профессии) на рынке труда. Профессиональная ориентация, с точки зрения Стратегии, предполагает деятельность по индивидуальному консультированию в выборе профессии, в выявлении индивидуальных склонностей к различным видам и содержанию трудовой деятельности, в выборе наиболее подходящих профессии (специальности) и рабочего места.
Однако, в имеющемся варианте Стратегии эти категории представлены лишь как рамочные установки к деятельности, без описания содержания и структуры этой деятельности, её основных механизмов и организационных опор. Фактически, перечисленные нами категории представлены в Стратегии не инструментально. Кроме того, как уже было сказано, Стратегия рассматривает трудоустраивающихся граждан как единую нерасчлененную массу — в ней лишь достаточно абстрактно обозначается вариативность работы, в связи с тем, что эта работа предполагает направленность на «различные категории граждан», без обозначения даже основных этих категорий, не говоря уже об описании различий в содержании и методах работы с ними. В частности, Стратегия не выделяет студентов старших курсов и выпускников вузов как особую категорию трудоустраивающихся граждан — как с точки зрения значения в качестве кадровых ресурсов, так и с точки зрения особого содержания и режима реализации мер по успешному включению в рынок труда (хотя бы в связи с отсутствием у них опыта трудоустройства и функционирования в трудовом коллективе, при наличии специализированных знаний и соответствующих им социальных амбиций). Существенным дефицитом Стратегии в представленном виде является отсутствие численных индикаторов, свидетельствующих о достижении её запланированных результатов и позволяющих отслеживать степень продвижения к конечным целям её реализации по различным критериям. Отсутствие индикаторов во многом оказывается тождественно отказу от мониторинговых процедур, что превращает Стратегию в представленном виде в описание подходов и принципов оптимального управления содействием трудоустройству граждан, то есть, в концептуальный текст на уровне предпроектного изыскания, а не в управленческий документ, определяющий, формирующий, регулирующий конкретную предметно организованную деятельность.
- Приходится признать, что фактически на сегодняшний день гораздо более эффективным программно-нормативным инструментом содействия трудоустройству выпускников профессионального образования в Красноярском крае оказывается программа опережающего кадрового обеспечения предприятий-работодателей. Аналогичная ей территориальная программа кадрового обеспечения действует в каждом городском округе, муниципальном районе Красноярского края.
Координацию реализации данных программ обеспечивает Агентство труда и занятости Красноярского края. Так, в 2017 г, в рамках реализации территориальных программ кадрового обеспечения Агентство труда и занятости края включило в территориальные программы 512 предприятий. За счет всех источников обеспечения заполнено 11,3 тыс. рабочих мест. Прогнозируемая кадровая потребность предприятий до 2020 г. составляет 34 тыс. человек. Однако, в отчетах ореализации таких программ не указывается отдельно запрос работодателя и фактическое восполнение имеющихся вакансий выпускниками вузов.
Общий (инвариантный) алгоритм выполнения территориальной программы приведен на рисунке 1.
Рис. 1. Алгоритм выполнения территориальной кадровой программы
Представленный алгоритм вполне логичен. Его сильной стороной является установка на опережающее обеспечение кадровой потребности предприятий. К его дефицитам можно отнести смешение (в частности, в колонке 8 таблицы 2) выпускников системы профессионального образования разных уровней, что снижает аналитическое значение представленных данных и возможность адресного обеспечения потребности предприятий в кадрах с профессиональным образованием, включая высшее.
- Общий образ региональной системы управления профориентацией и трудоустройством выпускников вузов Красноярского края мы представили на рисунке 2. Читать эту схему следует, начиная с кружка «Профессиональная ориентация» и далее по часовой стрелке. Стоит напомнить, что эта система на сегодняшний день не существует как оформленная организационно-институциональная целостность, а лишь складывается из элементов, указанных на схеме, в режиме ситуативной кооперации конкретных субъектов. Разные группы элементов регулируются различными перечисленными программно-нормативными документами: Стратегией развития профессиональной ориентации населения Красноярского края до 2020 г.,Стратегией управления рынком труда Красноярского края до 2020 г.
Задачи среднесрочное программно-целевого управления подготовкой и трудоустройством выпускников вузов края требует оформления и институционального закрепления такой системы в качестве отдельного блока деятельности государственных и муниципальных органов власти в части управления социально-экономическим развитием. Стоит акцентировать необходимость многоуровневой реализации каждого из элементов системы (по крайней мере, в соответствии с 3 уровнями, выделенными в настоящей статье — стратегическим, оперативным и тактическим).
Рис. 2.
Литература:
- Агентство труда и занятости Красноярского края: официальный сайт. — https://trud.krskstate.ru/
- Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: «Экономика», 1998.
- Болодурина И. П., Ханжина Н. В. Модель управления эффективным трудоустройством выпускников вуза (на примере Оренбургского государственного университета). — Вестник ОГУ № 14 (175)/декабрь 2014. — С. 219–226.
- Борисова А. А. Стратегии трудоустройства студентов вузов.// Известия ИГЭА. 2012. № 4 (84). — С. 96–100.
- Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 778–781. — URL https://moluch.ru/archive/101/22874/ (дата обращения: 08.06.2018).
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. — http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
- Межведомственный план мероприятий («дорожная карта») по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования Красноярского края на 2017-2019. — https://trud.krskstate.ru/content/ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B3 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %BC %D1 %8B_ %D0 %B8_ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82 %D1 %8B
- Репин С. А. Программно-целевой принцип и управление образованием.//Человек. Спорт. Медицина. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 9. 2006. — С. 29–35.
- Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года. — http://pandia.ru/text/77/488/42550.php
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. — http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
- Центры содействия трудоустройству в Красноярском крае. — https://trud.krskstate.ru/content/ %D1 %86 %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %80 %D1 %8B %20 %D1 %81 %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %B9 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %8F %20 %D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B4 %D0 %BE %D1 %83 %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B9 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D1 %83.
- Яруллина Л. Р. Выпускники вузов на рынке труда: опыт трудоустройства.//Профессиональное образование и рынок труда. № 5/6, 2015. — С. 46–47.