Особенности самореализации личности среднего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 10.06.2018

Статья просмотрена: 1695 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Особенности самореализации личности среднего возраста / Л. Э. Кузнецова, О. С. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51337/ (дата обращения: 15.11.2024).



В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Растущий интерес отечественной науки к самореализации личности как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе исследований и публикаций (Л. А. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Л. А. Коростылева, Э. В. Галажинский, О. В. Питерская и др.).

Факторами, способствующими самореализации личности среднего возраста, становятся психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы.

Наибольшую значимость представляют анатомо-физиологические особенности личности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также особенности свойств нервной системы и свойства темперамента.

К психологическим факторам, способствующим самореализации личности среднего возраста, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.

Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя форма самореализации направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. [1]. В то время как внутренняя форма самореализации обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

И, наконец, среди видов проявления самореализации личности 35–40 лет необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта среднего возраста характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т. д.

Социальная самореализация в период среднего возраста (35–40 лет) связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью.

Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т. д. [1].

Иными словами самореализация личности среднего возраста представляет собой сложную функциональную систему, представленную комплексом психологических образований. Основные характеристики самореализации личности включают в себя динамический, эмоциональный, организационный, мотивационных и когнитивный компоненты.

Базовыми условиями самореализации личности среднего возраста выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы. Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю [2].

Итак, рассматривая особенности самореализации личности 35–40 лет необходимо выделить компоненты целеполагания, саморазвития, самоанализа, свойственные людям, переживающим кризис середины жизни. Это объясняет стремление человека среднего возраста наиболее эффективно использовать объективные условия социализации и свои индивидуальные способности, и возможности для достижения намеченных стратегических целей. Цель самореализации — это идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей ее достижения. Стратегическая цель — это ориентация личности на длительную перспективу. В период кризиса среднего возраста человек переоценивает личные стратегические цели и имеющиеся, личностные и профессиональные достижения. Данный процесс сопровождается эмоционально-аффективными переживаниями, которые приводят к понижению самооценки, замедлению процессов целеполагания, реализации и самореализации. При этом активизация в период проживания кризиса среднего возраста способности к объективному самопознанию, самоанализу, саморазвитию способствует не только благополучному выходу личности их ситуации кризиса среднего возраста, но и позволяет реализовать новые возможности самореализации личности в различных сферах.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство женщин стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу [3]. Исходя из этой перспективы, мужчины и женщина 35–40 лет выбирает соответствующую жизненную стратегию, общее направление жизненного пути.

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:

‒ стратегия жизненного благополучия, это стремление создать благоприятные условия жизни;

‒ стратегия жизненного успеха — стремление реализовать заявленные цели и решить жизненные задачи;

‒ стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:

‒ от объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее самореализации;

‒ от принадлежности личности к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);

‒ от социально-психологических качеств самой личности.

Анализ современных психологических подходов к исследованию особенностей самореализации личности 35–40 лет говорит о том, что большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненного благополучия [1]. В демократическом обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха. В социальном обществе, в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации.

Существует также огромное количество внутренних психологических факторов, оказывающих влияние на самореализацию женщин и мужчин, переживающих кризис среднего возраста. Среди них приписывание (атрибуции), мотивация достижений, замещение достижений, страх неудачи, отсутствие самоуважения, низкая самооценка, низкий уровень принятия решения, боязнь успеха.

Женщины чаще относят свой успех к влиянию внешних источников, а неудачу — внутренних, что вносит свой вклад в формирование низкого самоуважения и избегания некоторых ситуаций, ориентированных на достижения.

Согласно современным представлениям, женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины, они мотивированы разными потребностями.

Для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях; мотивации достижений у мужчин и женщины реализуются в разных видах деятельности. Страх неудачи — ожидание невозможности в достижении какой-либо цели — важный внутренний фактор, влияющий на профессиональную самореализацию. Если человек (мужчина или женщина) переживают страх неудачи, они более вероятно не смогут достичь цели [3]. Мужчины и женщины могут испытывать страх неудачи одинаково сильно, но мужчины более уверенны и получают больше поддержки, поэтому страх неудачи имеет более негативное влияние на женщин.

Итак, процессы самопознания, самоанализа и саморазвития являются ведущими в формировании личности в 35–40 лет. В процессе социализации большое значение имеет позиция и активность самой личности, ее предрасположенность к определенным видам деятельности, общая направленность поведения. Активный и целеустремленный человек, стремящийся к наиболее полной самореализации, как правило, добивается в жизни более весомых результатов, нежели индивид, идущий на поводу у складывающихся обстоятельств.

Способность к самореализации личности, переживающей кризис середины жизни, существенным образом влияет на ее возможность эффективно выйти из кризиса, сохраняя свое психическое и соматическое здоровье.

Литература:

  1. Алексеев, Н. Г. Саморазвитие и самореализация личности среднего возраста / Н. Г. Алексеев. — М: ОНИЦ «Перспектива», 2014. — 81 с.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 376 с.
  3. Карпов, А. В. Проблемы самореализации женщин среднего возраста / А. В. Карпов // Социальный конфликт. — 2013. — № 1. — С. 25–39.
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, самореализация личности среднего возраста, самореализация личности, вид деятельности, мужчина, форма самореализации личности, страх, стратегия, самая личность, особенность самореализации личности, неудача, мотивация достижений, кризис середины жизни, жизненный успех, жизненное благополучие, жизненная самореализация, достижение.


Задать вопрос