В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Растущий интерес отечественной науки к самореализации личности как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе исследований и публикаций (Л. А. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Л. А. Коростылева, Э. В. Галажинский, О. В. Питерская и др.).
Факторами, способствующими самореализации личности среднего возраста, становятся психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы.
Наибольшую значимость представляют анатомо-физиологические особенности личности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также особенности свойств нервной системы и свойства темперамента.
К психологическим факторам, способствующим самореализации личности среднего возраста, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.
Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.
Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя форма самореализации направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. [1]. В то время как внутренняя форма самореализации обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.
И, наконец, среди видов проявления самореализации личности 35–40 лет необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта среднего возраста характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т. д.
Социальная самореализация в период среднего возраста (35–40 лет) связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью.
Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т. д. [1].
Иными словами самореализация личности среднего возраста представляет собой сложную функциональную систему, представленную комплексом психологических образований. Основные характеристики самореализации личности включают в себя динамический, эмоциональный, организационный, мотивационных и когнитивный компоненты.
Базовыми условиями самореализации личности среднего возраста выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы. Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю [2].
Итак, рассматривая особенности самореализации личности 35–40 лет необходимо выделить компоненты целеполагания, саморазвития, самоанализа, свойственные людям, переживающим кризис середины жизни. Это объясняет стремление человека среднего возраста наиболее эффективно использовать объективные условия социализации и свои индивидуальные способности, и возможности для достижения намеченных стратегических целей. Цель самореализации — это идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей ее достижения. Стратегическая цель — это ориентация личности на длительную перспективу. В период кризиса среднего возраста человек переоценивает личные стратегические цели и имеющиеся, личностные и профессиональные достижения. Данный процесс сопровождается эмоционально-аффективными переживаниями, которые приводят к понижению самооценки, замедлению процессов целеполагания, реализации и самореализации. При этом активизация в период проживания кризиса среднего возраста способности к объективному самопознанию, самоанализу, саморазвитию способствует не только благополучному выходу личности их ситуации кризиса среднего возраста, но и позволяет реализовать новые возможности самореализации личности в различных сферах.
Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство женщин стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу [3]. Исходя из этой перспективы, мужчины и женщина 35–40 лет выбирает соответствующую жизненную стратегию, общее направление жизненного пути.
Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:
‒ стратегия жизненного благополучия, это стремление создать благоприятные условия жизни;
‒ стратегия жизненного успеха — стремление реализовать заявленные цели и решить жизненные задачи;
‒ стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.
Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:
‒ от объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее самореализации;
‒ от принадлежности личности к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
‒ от социально-психологических качеств самой личности.
Анализ современных психологических подходов к исследованию особенностей самореализации личности 35–40 лет говорит о том, что большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненного благополучия [1]. В демократическом обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха. В социальном обществе, в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации.
Существует также огромное количество внутренних психологических факторов, оказывающих влияние на самореализацию женщин и мужчин, переживающих кризис среднего возраста. Среди них приписывание (атрибуции), мотивация достижений, замещение достижений, страх неудачи, отсутствие самоуважения, низкая самооценка, низкий уровень принятия решения, боязнь успеха.
Женщины чаще относят свой успех к влиянию внешних источников, а неудачу — внутренних, что вносит свой вклад в формирование низкого самоуважения и избегания некоторых ситуаций, ориентированных на достижения.
Согласно современным представлениям, женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины, они мотивированы разными потребностями.
Для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях; мотивации достижений у мужчин и женщины реализуются в разных видах деятельности. Страх неудачи — ожидание невозможности в достижении какой-либо цели — важный внутренний фактор, влияющий на профессиональную самореализацию. Если человек (мужчина или женщина) переживают страх неудачи, они более вероятно не смогут достичь цели [3]. Мужчины и женщины могут испытывать страх неудачи одинаково сильно, но мужчины более уверенны и получают больше поддержки, поэтому страх неудачи имеет более негативное влияние на женщин.
Итак, процессы самопознания, самоанализа и саморазвития являются ведущими в формировании личности в 35–40 лет. В процессе социализации большое значение имеет позиция и активность самой личности, ее предрасположенность к определенным видам деятельности, общая направленность поведения. Активный и целеустремленный человек, стремящийся к наиболее полной самореализации, как правило, добивается в жизни более весомых результатов, нежели индивид, идущий на поводу у складывающихся обстоятельств.
Способность к самореализации личности, переживающей кризис середины жизни, существенным образом влияет на ее возможность эффективно выйти из кризиса, сохраняя свое психическое и соматическое здоровье.
Литература:
- Алексеев, Н. Г. Саморазвитие и самореализация личности среднего возраста / Н. Г. Алексеев. — М: ОНИЦ «Перспектива», 2014. — 81 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 376 с.
- Карпов, А. В. Проблемы самореализации женщин среднего возраста / А. В. Карпов // Социальный конфликт. — 2013. — № 1. — С. 25–39.