В современном мире организации оздоровления и отдыха дошкольников уделяется большое внимание, так как это одна из составляющих государственной социальной политики в отношении детства и семьи. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования первоначальной задачей выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия [3, с. 4]. Лето считается благоприятным периодом для укрепления здоровья детей. Летняя работа с детьми в детском саду называется оздоровительной, причисляется к каникулярному периоду, ей присуща своя специфика: отсутствие систематических занятий, разновозрастный характер группы детей, максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Последовательное и системное планирование работы летом позволяет использовать это время с пользой для детей. Здесь важно отметить, что речь идет не только о мероприятиях физкультурной и оздоровительной направленности, чему безусловно способствует летний период, а об организации воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях дошкольной образовательной организации в целом.
Предлагаем рассмотреть модель организации летней работы в детском саду. Модель имеет структурный, динамический характер. Она представлена в системе с логической последовательностью и раскрывает компоненты каждого из этапов организации летней оздоровительной работы в детском саду.
Рис. 1. Модель организации летней оздоровительной работы в детском саду
Подготовка к летней оздоровительной работе начинается заблаговременно, до наступления каникулярного времени. На первом этапе “Планирование летней оздоровительной работы” происходит написание и утверждение локальных документов, регламентирующих работу в летний период, в том числе происходит написание и составление программы летней оздоровительной работы, которая включает направления: профилактическая и оздоровительная работа, методическая, воспитательно-образовательная, руководство и контроль, работа с родителями (с законными представителями) воспитанников. При планировании работы летом педагогам необходимо принимать во внимание требования ФГОС дошкольного образования, а также учитывать специфику работы дошкольной организации в летний период.
Второй этап «Организация летней оздоровительной работы» длится 3 летних месяца и предполагает реализацию программы. На данном этапе происходит взаимодействие, взаимовлияние всех участников педагогического процесса (воспитанники, педагоги, родители, администрация) [1, с. 26]. Особое внимание хочется уделить воспитательно-образовательной работе воспитателя с детьми. Она представляет собой свободную совместную деятельность детей и взрослых, которая включает игры и игровые ситуации на прогулках и в помещении группы, чтение художественной литературы с последующей театрализацией сюжета в течение дня, рисование и конструирование на свободную тему, решение проблемных ситуаций [2, с. 45]. Опыт, который приобретают в совместной деятельности дети, способствует развитию творческого потенциала, созданию собственных сюжетов игры. Реализация программы летней оздоровительной работы раскрывает возможности для укрепления психического и физического здоровья воспитанников, в том числе развития эмоционального благополучия, творческих и коммуникативных способностей, а также познавательных интересов детей.
На третьем этапе «Подведение итогов летней оздоровительной работы» происходит анализ проведенной работы, можно выделить следующие результаты: оздоровление и физическое воспитание воспитанников; удовлетворение детей разного возраста в отдыхе, творческой деятельности; развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности; повышение информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Летний период обладает широкими возможностями для укрепления организма, а также для создания положительных эмоций. Деятельное участие в развлечениях, досугах, театрализованных представлениях, конкурсах обогащает детей всех возрастов новыми впечатлениями, способствует познавательному развитию, развивает творческие способности, игровые умения, формирует коммуникативные навыки и способствует укреплению физического и психического здоровья.
Литература:
- Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования /Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. С. 25–29.
- Дубровский, А. А. Особенности педагогической деятельности в детских учебно-воспитательных учреждениях оздоровительного типа: дис.канд. пед. наук в форме научного доклада / А. А. Дубровский. — М., 2001. — 187 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, N 265, 25.11.2013
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»