Практика и современные направления развития организационной основы местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 10.06.2018

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Бересневич, В. В. Практика и современные направления развития организационной основы местного самоуправления / В. В. Бересневич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51381/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации

На 1 мая 2017 в России насчитывается 22136 муниципальных образований, среди них: 1765 муниципальных районов; 1555 городских поселений; 17944 сельских поселений; 583 городских округа; 3 городских округа с внутригородским делением (города Махачкала, Самара, Челябинск); 19 внутригородских районов в городских округах; 267 внутригородских муниципальных образований в границах городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) [23].

Таким образом, перед современным государством стоит множество сложных задач, требующих высококвалифицированного подхода к решению управленческих проблем, в том числе возникающих между государством и местным самоуправлением.

По справедливому мнению Чиркина В. Е., между государством и местным самоуправлением обязательно присутствует такой субъект как субъект федерации, если государство представляет собой федерацию, территориальная автономия в унитарном государстве или иная искусственно созданная административно-территориальная единица с государственными администраторами [53, с. 48].

Таким образом, кроме централизованной государственной власти и её управления, а также кроме самого местного самоуправления существует «посредник» в виде государственного управления «на местах», что в целом позволяет обеспечить единство публичного управления.

Например, во Франции и в Германии параллельно с местным самоуправлением функционируют государственные чиновники, которые совмещают свой статус со статусом должностного лица местного самоуправления с целью решения государственных и местных вопросов, осуществляя при этом контроль государства за деятельностью органов местного самоуправления. Отметим, что любое действие либо бездействие могут быть обжалованы в судебном порядке [34, с. 134].

27 мая 2014 года был принят Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3, с. 48]. Данный Закон имел своей целью улучшить управленческую деятельность, усилить центральную власть и как результат построил сильную вертикаль исполнительной власти.

До принятия Федерального закона № 136-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления и иные вопросы, относящиеся к их деятельности, находились в ведении местного самоуправления. С принятием Федерального закона № 136-ФЗ решение указанных вопросов ставится в зависимость от государственных властей в субъектах Российской Федерации. Увеличилось количество представителей от субъекта Российской Федерации в комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы местной администрации с одной трети до половины членов комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии конкурса на замещение должности главы местной администрации назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая — представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ‒ часть 5 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

После принятия Федерального закона № 136-ФЗ, проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в большинстве случае предпочтение отдаётся системе делегирования представителей муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, городского округа, при формировании представительных органов местного самоуправления, но не прямым выборам депутатов.

В большинстве субъектов Российской Федерации главами местных администраций назначаются лица по итогам конкурса муниципального служащего.

Субъекты Российской Федерации считают, что назначение глав администраций органов местного самоуправления позволяет максимально учитывать все интересы в двухуровневой системе местного самоуправления, что позволяет оперативно и эффективно решать вопросы местного значения.

Трыканова С. А. считает, что сама реформа местного самоуправления в отсутствие многочисленной прослойки квалифицированных специалистов может быть поставлена под сомнение [49, с. 17].

Представляется, что наличие профессионалов в системе управления местных органов самоуправления положительно скажется на состояние законности в функционировании органов местного самоуправления.

Местные органы самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 6 Европейской хартии местного самоуправления должны самостоятельно определять структуру и порядок формирования органов местного самоуправления с целью удовлетворения местных потребностей.

Таболин В. В. справедливо отмечает, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в организации местного самоуправления не соответствует самим принципам организации местного самоуправления, устанавливающие приоритет населения при организации управления на какой-либо территории, которая должна функционировать в виде демократии [48, с. 48].

Однако, в процессе реформирования правового регулирования местного самоуправления необходимо учитывать исторические, социально-экономические и иные особенности развития государства в целом.

В Конституции Российской Федерации закреплены европейские принципы организации местного самоуправления, но гражданское общество, институты местного самоуправления нуждаются в сильной централизованной государственной власти.

Некоторые исследователи отмечают, что российская государственность, в частности, местное самоуправление, не обладает такой мощной финансовой и экономической основой, как местное самоуправление в европейских государствах.

В Германии, например, вопросы местного самоуправления находятся в компетенции федеральных земель, а не в совместном ведении как в Российской Федерации.

И этот факт можно объяснить исторически. Германия складывалась как единое государство путём создания союза между независимыми государствами, а Российская Федерация, напротив, передавала часть своих полномочий на уровень субъектов.

Медведев Н. П., Куштавкина Е. А., Нечаев В. Д. выражают опасения о возможности снижения независимости органов местного самоуправления, что также имеет под собой основания при модели муниципальный совет — назначенный управляющий [39, с. 10].

Бабичев И. В., Кодина Е. А., Правдин Д. Г. считают, что роль главы муниципального образования выглядит менее значимой по отношению к главе местной администрации, что в свою очередь деформирует отношения внутри муниципальной власти [44, с. 40].

Различные мнения, оценки проводимых реформ в сфере организации органов местного самоуправления свидетельствуют о наличии проблем и необходимости дальнейшего реформирования системы органов местного самоуправления.

Как справедливо отмечает Бондарь Н. С., государственная политика в сфере местного самоуправления нуждается в научно проработанной конституционно-правовой концепции [30, с. 23].

Аникин С. Б. указывает, что современная модель местного самоуправления рассматривается как система горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления, а также между ними и органами государственной власти [25, с. 4].

Пешин Н. Л. признаёт тесную связь местного самоуправления с системой органов государственной власти субъекта Российской Федерации и предлагает системный, комплексный подход к организации государственного управления и местного самоуправления как единой системы управления, осуществляемой в рамках функционирования единой публичной власти в России [42, с. 20]. Пешин Н. Л. рассматривает местное самоуправление в качестве особой формы народовластия, организационно и функционально находящейся в системной взаимосвязи с другими уровнями публичной власти, а именно с уровнями власти государственной. Пешин Н. Л. считает, что сама система органов местного самоуправления не должна рассматриваться в отрыве от государственной власти как простая совокупность организационных форм, а должна анализироваться совместно с деятельностью органов государственной власти в динамике, в различных плоскостях их взаимодействия.

Представляется, что конституционно-правовая сущность местного самоуправления обязательно должна быть сохранена, причём на самом низком уровне местного самоуправления, которое наиболее близко к населению.

Для муниципального района и городского округа, которые гораздо больше взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть представляют собой связующие звенья между низовым уровнем органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, модель управления с участием государственной власти при отсутствии государственных управленцев на муниципальном уровне, вполне обоснована и позволяет эффективно решать местные вопросы.

Таким образом, на основании изложенного реформу организационной основы местного самоуправления на современном этапе завершённой считать нельзя.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.10.2017) // СЗ РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.

3. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2015) // СЗ РФ. — 2014. — № 22. — Ст. 2770.

4. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. — 2007. — № 10. — Ст. 1152. \

5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. — 2005. — № 30 (ч. 1). — Ст. 3108.

6. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 09.03.2016) // СЗ РФ. — 2009. — № 7. — Ст. 776.

7. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (ред. от 04.06.2014) // СЗ РФ. — 1996. — № 49. — Ст. 5497.

8. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 01.06.2017) // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.

9. Федеральный закон от 03.02.2015 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2015. — № 6. — Ст. 886.

10. Федеральный закон от 2 июня 2016 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2016. — № 23. — Ст. 3295.

11. Федеральный закон от 03.04.2017 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2017. — № 15. — Ст. 2137.

12. Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2017. — № 1. — Ст. 35.

13. Указ Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» (ред. от 29.03.2017) // СЗ РФ. — 2007. — № 45. — Ст. 5462.

14. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (ред. от 04.11.2016) // СЗ РФ. — 2008. — № 18. — Ст. 2003.

15. Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 2011.

16. Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // САПП РФ. — 1993. — № 52. — Ст. 5071.

17. Указ Президента РФ от 26.10.1993 № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 22.12.1993) // САПП РФ. — 1993. — № 44. — Ст. 4188.

18. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (ред. от 10.01.2003) // СЗ РФ. — 1993. — № 39. — Ст. 3597.

19. Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 151 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2017. — № 7. — Ст. 1090.

20. Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 № 755 «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» // СЗ РФ. — 1996. — № 27. — Ст. 3282.

21. Закон Республики Коми от 16 июня 1998 № 25-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Коми» // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. — 1998. — № 10. — Ст. 931

22. Приказ Минюста России от 04.07.2017 № 122 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него». Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2017 № 47354. // www.pravo.gov.ru.

23. Алпатов, Ю. М. Правовые аспекты организации местного самоуправления в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. — № 2016. — № 1. — С. 7 –18.

24. Аникин, С. Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и её субъектов // Административное право и процесс. — 2016. — № 5. — С. 22–28.

25. Антонова, Н. А. Возможность выбора структуры органов местного самоуправления населением муниципального образования: проблемы и последствия // Муниципальное право. — 2016. — № 7. — С. 51–58.

26. Астафичев, П. А. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. — № 2015. — № 10. — С. 18‒‏23.

27. Басиев, М. С. К вопросу о совершенствовании организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2016. — № 11. — С. 65‒79.

28. Беджанова, Т. Е. Структура органов местного самоуправления: вопросы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. -2016. — № 5. — С. 7–12.

29. Бондарь, Н. С. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 8. — С. 26–30.

30. Бусыгин, Л. И. Доктринально-правовая характеристика основ местного самоуправления // Вестник пермского университета. — 2016. — № 3. — С. 32–36.

31. Выдрин, И. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике. — Екатеринбург, 2015. — 201 с.

32. Гуляков, А. Д. К проблеме создания модели развития местного самоуправления в современной России // Пробелы в российском законодательстве. — 2016. — № 7. — С. 43–47.

33. Евдокимов, В.Б., Старцев, Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран. — М., 2016. — 75 с.

34. Игнатюк, Н. А. Как используются понятия «система» и «структура» федеральных органов власти в конституционном законодательстве // Журнал российского права. — 2015. — № 9. — С. 14‒18.

35. Конышева, Е. Г. Организационно-правовая модель местного самоуправления: современные тенденции // Теория и практика управления. -2015. — № 12. — С. 51–57.

36. Лексин, В. Н. Местное самоуправление и местная власть в современной России // Теория и практика управления. — 2016. — № 5. — С. 19–24.

37. Майкова, Э.Ю., Симонова, Е. В. Тенденции и потенциал развития местного самоуправления в России // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 12. С. 41–49.

38. Медведев, Н.П., Куштавкина, Е. А. Современные пробелы модернизации системы муниципальной власти в Российской Федерации. -Рязань, 2010. — С. 10‒21.

39. Нечаев, В. Д. Внедрение новых принципов организации местного самоуправления в практику субъектов Российской Федерации: предварительные оценки. — М., 2015. — 92 с.

40. Островский, С. А. Обзор исторического развития правового гарантирования местного самоуправления в России в ХХ в. // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 14. — С. 9–13.

41. Пешин, Н. Л. Новые тенденции муниципальной реформы: перераспределение полномочий между уровнями публичной власти // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 11. — С. 46‒52.

42. Пешин, Н. Л. Дуализм муниципальной власти // Конституционное и муниципальное право. — 2016. — № 24. — С. 57–61.

43. Правдин, Д. Г. Правовое регулирование взаимодействия представительного и исполнительно-распорядительного органов в муниципальном образовании в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2015. — № 12. — С. 51–55.

44. Правдин, Д. Г. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. — 2016. — № 3. — С. 30–34.

45. Сергеев, Д. Б. Муниципальное образование как часть социально-юридического механизма обеспечения прав человека // Журнал российского права. — 2015. — № 11. — С. 31 –37.

46. Стрельников, А. О. Правовые проблемы статуса представительного органа муниципального образования // Административное и муниципальное право. — 2017. — № 2. — С. 15‒23.

47. Таболин, В. В. Проблемы осуществления местного самоуправления в условиях административно-командной системы государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 6. — С. 75–81.

48. Трыканова, С. А. Сравнительный анализ опыта реформ местного самоуправления за рубежом в контексте эффективности использования в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. — № 1. — С. 45–49.

49. Уваров, А. А. Перераспределение полномочий органов местного самоуправления (анализ законодательных новаций) // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2016. — № 2. — С. 56–61.

50. Упоров, И. В. Развитие института местного самоуправления в новейшей России: основные тенденции и проблемы несбывшихся надежд // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — № 7. — С. 31–35.

51. Фадеев, В. И. Местное самоуправление в России: исторический опыт и современная практика правового регулирования // Журнал российского права. — 2015. — № 3. — С. 19–25.

52. Чиркин, В. Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал российского права. — 2015. — № 8. — С. 9‒14.

53. Шугрина, Е. С. Органы местного самоуправления: новые подходы к правовому регулированию // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — № 3. — С. 21 –25.

54. Холодилова, Е.А., Елькина, А. В. Органы местного самоуправления как элемент публичной власти // Российская юстиция. — 2015. — № 8. — С. 41–46.

55. Юдахина, И. В. Становление местного самоуправления в России (исторический опыт и современные тенденции) // Вестник Военного университета. — 2015. — № 4. — С. 13– 19.

56. Явкин, С. С. Понятие и сущность структуры органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 2. — С. 26–30.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, муниципальный район, городской округ, государственная власть субъекта, местная администрация, общий принцип организации, высшее должностное лицо, высший исполнительный орган.


Ключевые слова

местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации

Похожие статьи

Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления

В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.

Понятие и природа института территориального общественного самоуправления

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления и общественных инициатив как организация территориального общественного самоуправления, его природа и сущность.

Территориальное общественное самоуправление как институт становления и развития гражданского общества

В данной статье проанализирована сущность территориального общественного самоуправления. Рассмотрено влияние ТОС на становление и развитие гражданского общества.

Понятие территориальной организации местного самоуправления

В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.

Актуальные вопросы реализации организационной основы местного самоуправления и пути их решения

Понятие, предмет и метод местного самоуправления

В данной статье рассматривается понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления, его особенности, признаки, возможности и проблемы на современном этапе. Кроме того, изучается необходимость создания органов местного самоуправле...

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения.

Характеристика организационных моделей местного самоуправления

Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...

Формы территориального государственного устройства

В статье автор исследует различные формы территориального государственного устройства, выделяет их характерные особенности.

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Похожие статьи

Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления

В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.

Понятие и природа института территориального общественного самоуправления

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления и общественных инициатив как организация территориального общественного самоуправления, его природа и сущность.

Территориальное общественное самоуправление как институт становления и развития гражданского общества

В данной статье проанализирована сущность территориального общественного самоуправления. Рассмотрено влияние ТОС на становление и развитие гражданского общества.

Понятие территориальной организации местного самоуправления

В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.

Актуальные вопросы реализации организационной основы местного самоуправления и пути их решения

Понятие, предмет и метод местного самоуправления

В данной статье рассматривается понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления, его особенности, признаки, возможности и проблемы на современном этапе. Кроме того, изучается необходимость создания органов местного самоуправле...

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения.

Характеристика организационных моделей местного самоуправления

Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...

Формы территориального государственного устройства

В статье автор исследует различные формы территориального государственного устройства, выделяет их характерные особенности.

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Задать вопрос