Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти отношения должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.
Государство в целях реализации публичных интересов общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность разными способами и с применением различных форм.
С принятием в 1999 году части первой Гражданского кодекса Республики Таджикистан [1], впервые было закреплено легальное определение предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 1).
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.
В соответствии с легальным определением предпринимательской деятельности прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или услуг. Данный признак, как представляется, сформулирован весьма неудачно. Дело в том, что предпринимательская деятельность многогранна и в рыночной экономике ее направления никак не могут быть представлены закрытым перечнем.
В научной и учебной литературе предлагается рассматривать и иные, не представленные в законодательном определении признаки предпринимательской деятельности. Так, например, признак профессионализма предпринимательской деятельности. В качестве признака предпринимательской деятельности профессионализм предлагает выделить, в частности, О.М. Олейник [2].
Также необходимо подчеркнуть такой признак предпринимательской деятельности, как ее новаторский, инновационный характер. Как свидетельствуют источники, создателем теории предпринимателя – новатора является экономист Й. Шумпетер, который рассматривал предпринимателя как «агента, реализующего все новые и новые комбинации факторов производства (за счет обновления товарной продукции, поиска новых рынков и т.д.)» [3].
Имущественная ответственность. Данный признак в современном легальном определении не получил закрепления. Но, вместе с тем, как отмечается в литературе, это «не означает отсутствия самой юридической ответственности» [4], данный признак присущ предпринимательской деятельности.
Субъекты предпринимательского права – это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также Республика Таджикистан, государственные органы, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности [5].
Одним из видов субъектов предпринимательской деятельности выступает малое предпринимательство, которое имеет значение для экономического развития государства. Необходимо подчеркнуть, что малое предпринимательство как важнейшая и достаточно рискованная форма экономической деятельности в Таджикистане, как и в других странах СНГ, за все годы осуществления рыночных реформ постепенно развивается. Однако процесс развития малого предпринимательства происходит крайне неравномерно, как в отраслевом, так и на местно-территориальном плане, сравнительно медленными темпами и нередко противоречиво.
Развитие малого предпринимательства и создание механизма и инструментов государственной поддержки малого предпринимательства выступает, естественно, как одно из стратегических направлений рыночных реформ. В то же время, становление, развитие и система государственно-общественной поддержки малого предпринимательства – это сложная, комплексная проблема, успешное решение которой выступает существенным фактором подъема экономики, а, следовательно, повышения уровня жизни народа.
Малое предпринимательство необходимо отнести к приоритетным и особо важным секторам современной экономики. Авторы отмечают, что предпринимательство представляет собой сложное и комплексное понятие, которое теснейшим образом связано с рыночной экономикой и конкуренцией в условиях рынка. В то же время как активный вид экономической деятельности, имеющий предельные экономические параметры и отличительные особенности, оно является одним из важнейших направлений формирующейся системы рыночной экономики. Рыночная экономика не может функционировать в отрыве от стратегии устойчивого функционирования малого предпринимательства и гарантированной поддержки его со стороны государства [6].
В Республике Таджикистан правовое регулирование малого предпринимательства до недавнего времени отсутствовало. Такое закрепление нашло место после внесения изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» от 12.05.2007г. № 259. Так, статья 7 (1) настоящего закона устанавливает, что к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в уставном капитале которых доля участия государства не превышает 25 процентов.
В настоящее время в Таджикистане развитие малого предпринимательства, индивидуальной предпринимательской деятельности находится под пристальным вниманием государства.
В Республике Таджикистан в сфере развития предпринимательства принята Концепция развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года [7], которая утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года № 469.
Главной целью Концепции развития предпринимательства в Республике Таджикистан, является создание на государственном уровне правовых, социально-экономических, финансовых и организационных условий, необходимых для формирования частного сектора экономики страны, развитой инфраструктуры предпринимательства, обеспечивающей закладку основ эффективного предпринимательства в стране.
Малое предпринимательство названо одной из приоритетных форм развития экономики и в Программе экономического развития Республики Таджикистан до 2015 года [8], утвержденной постановлением Правительства от 1 марта 2004 года за № 86.
Главными причинами, сдерживающими развитие малого и среднего бизнеса на данном этапе, в Программе называются: несовершенство нормативно-правовой базы по поддержке и защите малого и среднего предпринимательства; ограниченность доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам и отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов; слабое развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе отсутствие системы информационного обеспечения; нехватка квалифицированных кадров вследствие недостатков в организации их подготовки и переподготовки.
Достижение высоких темпов развития малого и среднего предпринимательства возможно с помощью реализации следующих мероприятий: создание эффективных механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малого предпринимательства; обеспечение надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
создание позитивных организационных механизмов взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
снятие административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; формирование конкурентных рынков и рыночных механизмов в экономике, прозрачности и равенства всех форм собственности; достижение всеобщего понимания принципов бизнеса, включающих принципы современного менеджмента, финансового и маркетингового анализа; оказание содействия малому и среднему предпринимательству в нахождении партнеров как внутри страны, так и за рубежом; создание благоприятных условий для предоставления микрокредитов бедным слоям населения для организации своего бизнеса.
Совершенно справедливо отмечает А.Ш.Одинаев, что, «формирование гражданского общества в Республике Таджикистан возможно лишь при условии существования правовых норм, способствующих его развитию. Действие права является результатом целенаправленного влияния государства на общественные отношения» [9].
Литература:
1. Гражданский кодекс Республики Таджикистан. (Официальный текст). – Душанбе. – Конуният. – 2000.
2. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник. Т.1.\Под ред. 3. О.М.Олейник. - М. – Юристъ. – 1999. – С.20-21.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М. – 1982. – С. 68.
4. Предпринимательское право Российской Федерации. Учебник./Под ред. Е.П. Губина, П. Г. Лахно. – М. – Юристь. – 2003. – С. 39.
5. Лаптев В.В. Предпринимательское право. Понятие и субъекты. – М. – 1997. – С. 39.
6. Хабибов С.Х., Эшов Д.К. Малое предпринимательство (Вопросы становления, кредитно-финансовой поддержки и развития). – Душанбе. – Ирфон. – 2006. – С. 12.
- Концепция развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года. /
- Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004г. - № 469.
9. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. \ Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 г. - № 86