В интересах правильного составления подготовительных к мобилизации расчетов, безусловно, необходимым представлялось постоянное содержание в полной исправности всех учетных сведений о наличном числе нижних чинов запаса армии и флота [1]. Вместе с тем, невозможно было полагаться на данные письменного учета без фактической проверки наличности запасных воинских чинов и физической их годности к службе. Целью поверочных сборов как раз и было сличение учетных сведений о нижних чинах запаса армии и флота, ведущихся в Управлениях Уездных Воинских Начальников, в Полицейских Управлениях и Волостных Правлениях с действительным их числом [2].
Проведение поверочных сборов предусматривалось еще «Правилами об учете и призыве на действительную службу нижних чинов запаса армии и флота» (1884) [3], однако, начало им было положено изданием в 1894 г. «Инструкции о порядке производства в уездах поверочных сборов нижних чинов запаса армии и флота» [4].
Поверочному сбору подлежали все запасные нижние чины, кроме занимавших должности по государственной, гражданской и общественной службе, а также служивших по вольному найму на железных дорогах; на линиях телеграфов; на морских и речных судах, на водных путях сообщения, на пристанях и в портах ведомства путей сообщения, в продолжение всего времени навигации; в полицейских и пожарных командах, тюрьмах, - все они освобождались от личной явки на поверочные сборные пункты. Нахождение их на службе в перечисленных учреждениях или ведомствах удостоверялось предоставлением свидетельств начальств, непосредственно от себя или от руководящих лиц, соответствующим Уездным Воинским Начальникам [5].
Военный министр уведомлял МВД о тех местностях (уездах), в которых, по отзывам Главных Начальников военных округов, представлялось необходимым провести поверочные сборы запасных. Как правило, сборы охватывали несколько уездов губернии. Но, в виду особых соображений они могли проводиться во всех уездах страны, как это было, например, в 1906 году, когда требовалось восстановление нарушенных войной мобилизационных расчетов [6], либо временно не проводиться вовсе (русско-японская война, революционные события). Стоит заметить, что отсутствие периодичности в производстве поверочных боров обусловливало, при предварительных мобилизационных расчетах, скидку в 15% со списочного числа чинов запаса.
По получении Губернатором от МВД соответствующего распоряжения [7], определение времени производства в том или ином уезде поверочного сбора запасных и его продолжительности возлагалось на Губернское по воинской повинности Присутствие, на основании точных сведений Уездных воинских Присутствий [8].
По требованию Губернатора, соответствующие Уездные воинские Присутствия, при обязательном участии местного Воинского Начальника, ежегодно к 15 января, готовили свои соображения о том, в какое время могли быть проведены поверочные сборы запасных нижних чинов и в продолжение какого именно срока. При этом они руководствовались как вышеупомянутой Инструкцией, так и последовавшими в ее развитие циркулярными указаниями МВД. Поверочные сборы не назначались: а) в рабочее полевое время; б) во время массового передвижения запасных чинов для отхожих промыслов; в) во время призыва населения к исполнению воинской повинности, до отправления новобранцев в войска; г) во время производства в уезде учебного сбора ратников ополчения первого разряда и д) во время призыва в учебные сборы нижних чинов запаса, до отправления их в войска [9]. Копии постановлений представлялись на утверждение в Губернское по воинской повинности Присутствие [10].
Для наглядности обратимся к таблице [11]:
Уезды |
Годы / Продолжительность поверочных сборов |
||||
1896 |
1899 |
1900 |
1906 |
1911 |
|
Симбирский |
в уезде: с 14 по 22 декабря |
в уезде: с 1 по 11 декабря |
- |
с 4 по 11 декабря |
с 5 по 15 мая |
в городе: с 26 по 28 августа |
в городе: с 24 по 27 августа |
||||
Сызранский |
с 4 по 15 декабря |
- |
- |
- [12] |
с 6 по 18 июня |
Карсунский |
с 23 ноября по 10 декабря |
- |
с 24 ноября по 8 декабря |
с 7 по 30 декабря |
с 9 по 18 июня |
Алатырский |
с 1 по 9 декабря |
- |
- |
данных не имеется |
с 16 августа по 2 сентября |
Сенгилеевский |
- |
с 1 по 16 декабря |
- |
с 1 по 16 декабря |
с 21 мая по 8 июня |
Ардатовский |
- |
с 22 ноября по 3 декабря |
- |
с 22 ноября по 3 декабря |
с 22 ноября по 2 декабря |
Курмышский |
- |
- |
с 23 ноября по 12 декабря |
с 20 по 29 ноября |
с 20 по 30 мая |
Буинский |
- |
- |
- |
с 8 по 25 сентября |
с 8 по 25 июня |
В свою очередь, Губернское Присутствие, утвердив предположения Уездных Присутствий или назначив на свое усмотрение иные, нежели предложенные Уездными Присутствиями, сроки поверочных сборов [13], сообщало копию своего постановления в МВД и Уездным Присутствиям, с предписанием им, определить, по соглашению с местными Уездными Воинскими Начальниками, порядок постепенности в производстве поверочных сборов в городах и волостях [14], основываясь в своих расчетах на: наличное число запасных, состоявших на учете; распределение их по месту жительства и расположение в уезде волостей [15]. В городах, судя по численности населения в них, проверка могла проводиться одновременно в одном общем пункте или в нескольких. В волостях проверка происходила при Волостных Правлениях, с привлечением лиц, проживавших в уездах не в ведении Волостных Правлений, а состоявших на учете у Становых Приставов или чиновников полиции исполнительной. Вместе с тем, смежные волости, по решению Присутствий, могли объединяться. Для каждого сборного пункта назначался с точностью день и час, в зависимости от времени, необходимого для прибытия запасных на поверочный пункт и для объезда поверочных пунктов ревизующими лицами [16].
Таким образом, при назначении сборных пунктов для проверки запасных принимались меры для сокращения, по возможности, времени на их проезд из места жительства в сборные пункты и обратно, на производство самой проверки, и, в то же время, для устранения большого скопления запасных в сборных пунктах и обеспечения спокойствия и порядка при проверке [17].
Соображения Уездных Присутствий оформлялись в виде ведомостей, составляемых в свободной форме, с указанием распределения чинов запаса по волостям и уездному городу, с обозначением расстояний от Волостных Правлений до назначенных пунктов сбора и наибольшим расстоянием в районе каждого сборного пункта и с изложением в особой графе предположений о времени сбора для каждой волости [18]. Уездное Присутствие представляло Присутствию Губернскому ведомость о порядке объезда селений уезда во время поверочного сбора запасных нижних чинов [19], копии с которой, после ее утверждения последним, отсылались для сведения местным Воинским Начальникам, Полицмейстерам и Уездным Исправникам.
На основании прошений воинских Присутствий, к компетенции Губернского Присутствия относилось, и возбуждение ходатайств об отмене поверочных сборов, в виду обстоятельств, препятствовавших их проведению. Вопрос об отмене сборов подлежал совместному разрешению Министерств военного и внутренних дел [20].
Полицейские Управления, не позднее, чем за 7 дней до начала поверочного сбора, извещали население уезда о его производстве, посредством размещения объявлений в своих Управлениях и Волостных Правлениях, на улицах, площадях, рынках, пристанях, станциях и в иных многолюдных местах. Помимо объявлений, Уездные и Городские Полицейские Управления извещали, через полицейских чинов и сельских старост, лично всех запасных нижних чинов, проживавших в уезде, о времени явки в поверочные пункты [21]. Вместе с тем, на городскую и уездную полицию возлагалось наблюдение за своевременной явкой запасных на сборные пункты [22], и, при необходимости, восстановление нарушенного порядка [23].
Нижние чины запаса при призыве их в поверочные сборы никаким кормовым довольствием не пользовались. Кормовые деньги при поверочных сборах могли выдаваться лишь в исключительных случаях – при отправлении запасных к переосвидетельствованию [24].
Поверочные сборы проводились Уездными Воинскими Начальниками, при содействии Полицмейстеров, Уездных Исправников или их помощников. При сборах находились младшие чины полиции исполнительной, Становые Приставы, Волостные Старшины и писари, сельские старосты и урядники. Воинские Начальники содержали сведения о намеченных ими еще в мирное время унтер-офицерах из запасных чинов, которых признавалось полезным призвать на сборный пункт во время призыва и назначить начальниками команд, отправляемых в войска. На этих унтер-офицеров возлагались обязанности начальников команд, собираемых на поверочный сбор. Инспекция проводилась Воинскими Начальниками по погодным алфавитным спискам и по отрезкам о временно проживавших и временно отлучившихся запасных нижних чинах, после предварительного сличения с алфавитными списками и с книгами о временно проживавших и временно отлучившихся, которые велись Городскими и Уездными Полицейскими Управлениями, Волостными Правлениями, а также Становыми Приставами и младшими чиновниками полиции исполнительной в безуездных городах, посадах и местечках, не входивших в состав волостей. На больных и арестованных по суду и следствию, полицейскими чинами и волостными старшинами представлялись удостоверения, все же прочие нижние чины, не явившиеся в назначенный день к поверочному сбору без уважительных на то причин, подвергались взысканию – аресту на 7 дней [25].
Все замеченные в отчетности Полицейских Управлений или Волостных Правлений неисправности и упущения немедленно исправлялись, на месте, как по отчетности Управления Уездного Воинского Начальника, так и в книгах, ведущихся в гражданских управлениях вышеперечисленных учреждений. О нарушениях порядка ведения учета запасных, которые не могли быть исправлены немедленно и требовали принятия особых мер, Уездные Воинские Начальники доносили по команде Окружному Штабу, с указанием необходимых корректив по отчетам в том или ином уезде, для последующего сообщения Губернаторам [26] о необходимости, в известных уездах, приведения в порядок отчетности о запасных. О результатах проведения поверочных сборов во всем военном округе Штаб округа представлял Главному Штабу, для донесения общего по всей стране отчета Военному министру.
Во время производства проверки составлялся именной список тем нижним чинам, которые по явно неизлечимым болезням или телесным недостаткам подлежали исключению из запаса, для чего, после завершения поверочного сбора они передавались для освидетельствования в Уездные по воинской повинности Присутствия [27].
В свою очередь, Губернское Присутствие инспектировало списки запасных нижних чинов, призванных в поверочные сборы и заявивших о болезненном своем состоянии, лишавшим их возможности продолжать военную службу и, в результате освидетельствования в Уездных Присутствиях, признанных к ней неспособными [28]. Губернское Присутствие могло вызывать для переосвидетельствования тех из них, правильность освидетельствования которых вызывала сомнение [29], при этом принимались во внимание жалобы, поданные в Уездные Присутствия на забракование поименованных в указанных списках лиц и иные компрометирующие сведения [30]. В то же время, сами нижние чины подавать в Губернское Присутствие ходатайства об отмене постановлений Уездных Присутствий не могли, поскольку они считались окончательными и обжалованию не подлежали [31]. Признанные совершенно неспособными к службе исключались из запаса.
Вместе с тем, поверочные сборы служили своего рода индикатором успешности соблюдения учетными учреждениями Руководства для учета нижних чинов запаса армии и флота. Поверочные сборы способствовали выявлению того, что учреждения и должностные лица гражданского ведомства, на которых возлагался учет запасных нижних чинов, не всегда относились с должным вниманием к исполнению своих обязанностей. Как следствие, число нижних чинов запаса, числившихся в той или иной конкретной местности по учетным сведениям не совпадало с наличным их числом [32]. В то же время, они могли свидетельствовать о неполном понимании учетными учреждениями вновь издаваемых Руководств для учета чинов запаса армии и флота и ратников, перечисленных из запаса [33].
Литература:
1. Государственный архив Ульяновской области (далее - ГАУО) Ф. 78 Оп. 1 Д. 46 Л. 35
2. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 158 Л. 33 – 33 Об
3. Полное собрание законов Российской Империи (далее – ПСЗРИ) Собр. II, Т. IV. С. 381
4. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 158 Л. 33 – 34 Об
5. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 158 Л. 34; ПСЗРИ Собр. III, Т. IV. С. 378 – 385; Собр. III, Т. XXVII. С. 530 – 534
6. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 263 Л. 1
7. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 193 Л. 105 – 105 Об
8. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 1354 Л. 129 – 129 Об
9. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 263 Л. 1; Ф. 78 Оп. 2 Д. 193 Л. 105 Об – 106; Ф. 78 Оп. 2 Д. 493 Л. 4 – 4 Об
10. Государственный архив Самарской области (далее – ГАСамО) Ф. 679 Оп. 1 Д. 56 Л. 6
11. Таблица составлена по: ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 165 Л. 147 Об – 150 Об; Ф. 78 Оп. 2 Д. 193 Л. 106 – 106 Об; Ф. 78 Оп. 2 Д. 263 Л. 3, 5 – 6 Об, 7, 8 – 10, 16, 18 – 19, 20 – 21 Об, 33; Ф. 78 Оп. 2 Д. 493 Л. 20; Ф. 78 Оп. 2 Д. 540 Л. 114, 193
12. Поверочные сборы нижних чинов запаса в Сызранском уезде в 1906 г. были перенесены на 1907 г., в виду пожара 5 июля 1906 г.
13. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 165 Л. 149 Об – 150
14. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 263 Л. 4 – 4 Об
15. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 263 Л. 44
16. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 158 Л. 33 Об
17. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 263 Л. 45
18. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 263 Л. 10 – 11
19. Там же, Л. 3 – 4 Об
20. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 263 Л. 16 Об, 33
21. ГАУО Ф. 76 Оп. 6 Д. 36 Л. 3; Ф. 78 Оп. 2 Д. 158 Л. 33 Об – 34
22. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 193 Л. 107 – 107 Об
23. ГАУО Ф. 76 Оп. 7 Д. 36 Л. 3
24. ПСЗРИ Собр. III, Т. XXVI, Отд. I. С. 854
25. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 158 Л. 34; Ф. 78 Оп. 2 Д. 210 Л. 25
26. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 158 Л. 32 Об – 33 Об
27. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 158 Л. 34 Об
28. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 117 Л. 108 Об; Ф. 78 Оп. 2 Д. 1354 Л. 144; Ф. 78 Оп. 2 Д. 493 Л. 76 – 77 Об, 80 – 80 Об
29. ГАУО Ф. 76 Оп. 1 Д. 150 Л. 189; Ф. 78 Оп. 1 Д. 6 Л. 1 – 4 , 8 – 9; Ф. 78 Оп. 2 Д. 113 Л. 9; Ф. 78 Оп. 2 Д. 114 Л. 3 – 5 Об
30. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 540 Л. 32 А, 79
31. ГАУО Ф. 78 Оп. 2Д. 540 Л. 107 – 110; Ф. 78 Оп. 2 Д. 1354 Л. 145
32. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 210 Л. 25 – 25 Об
- ГАУО Ф. 78 Оп. 1 Д. 46 Л. 34