Республика Дагестан является одним из депрессивных регионов России, со слабыми социально-экономическими показателями. Однако, основываясь на конкурентных преимуществах Республики, была разработана стратегия ее развития до 2020 г., призванная стать реальным антидепрессивным проектом развития региона.
The Dagestan Republic is one of depressive regions of Russia, with weak social and economic indexes. However, being based on competitive advantages of Republic, strategy of its development till 2020, called to become the real antidepressive project of development of region has been developed.
Проблема социально-экономического развития регионов является темой, актуальность которой не ослабевает на протяжении многих десятилетий, как в рамках международных интеграционных образований, так и для отдельно взятой страны. В Российской Федерации этому вопросу уделяется особое внимание, поскольку дифференциация регионов по уровню экономического развития в стране очень высока.
Если сравнить показатели валового регионального продукта на душу населения в 2008 г., то на первом месте окажется Тюменская область с показателем в 928 373,9 руб. (кстати, среди иностранных государств на этом уровне находятся США, Ирландия, Кипр[1]), а на последнем месте находится Республика Ингушетия с показателем в 38 109,7 руб.[2] (схожие данные имеет Гана)[3]. В данном рейтинге, группу отстающих субъектов представляют республики Северо-Кавказского Федерального Округа (СКФО). Среди них находится и Республика Дагестан (РД) - 78 251,7 руб. (соответствующие страны-Боливия, Гондурас). Как и многие республики СКФО, Дагестан является высокодотационным регионом со слаборазвитой экономикой. По официальным оценкам почти 80% бюджета республики составляют дотации, а дефицит бюджета - 1,5 миллиарда рублей. Дагестан – преимущественно аграрная республика, для которой характерен низкий уровень промышленного производства и слабая развитость третичного сектора экономики. Наиболее остро стоят проблемы безработицы, коррупции и легализации теневой экономики. Непростое экономическое положение усугубляется напряженной общественно-политической ситуацией.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные негативные моменты, экономика Дагестана демонстрирует неплохие темпы развития в условиях мирового экономического кризиса - вырос индекс промышленного и сельскохозяйственного производства, приток инвестиций в основной капитал, товарооборот, объем платных услуг. Если сравнить темпы развития Дагестана за 2009 год с темпами развития других регионов бывшего Южного федерального округа[4] и России в целом, то можно отметить, что:
-промышленное производство в ЮФО за 9 месяцев 2009 года сократилось на 12,8%, в Российской Федерации – на 13,5%, а в РД увеличилось на 12,3%;
-в ключевых субъектах – производителях сельхозпродукции в ЮФО – Краснодарском крае, Ростовской области, Ставропольском крае и Волгоградской области сокращение валовой продукции составило от 8,4% до 10,3%, в Республике Дагестан за этот период в сельском хозяйстве наблюдается прирост производства на 4,8%;
-в условиях кризиса в 2009 году отмечается снижение жилищного строительства в РФ на 0,6 %, в ЮФО на 2,7%. При этом, среди 13 субъектов ЮФО в 6-ти отмечается прирост темпов строительства жилья, в том числе в Республике Дагестан на 12,4 %. По объему вводимого жилья Дагестан занимает 4-е место в ЮФО, после Краснодарского края, Ростовской области и Ставропольского края.
Такие показатели относительно высоких темпов роста могут, конечно, объясняться, во-первых «догоняющим развитием» экономики республики, а во-вторых, менее болезненными последствиями влияния мирового экономического кризиса, вследствие слабой интегрированности региона в мировые хозяйственные связи.
Однако, РД имеет ряд значительных конкурентных преимуществ, среди которых: выгодное геоэкономическое положение (РД граничит по суши с Калмыкией, Ставропольским краем, Чеченской Республикой, Грузией и Азербайджаном, а по Каспийскому морю граничит с Казахстаном, Туркменистаном и Ираном), большие запасы гидроэнергетических ресурсов, высокий рекреационный потенциал, существенные трудовые ресурсы. Отражением в той или иной степени конкурентоспособности продукции региона является внешнеторговый оборот, который в целом в Республике Дагестан возрастает. В области внешнеторгового сотрудничества приоритетным и самым крупным партнёром Дагестана является Азербайджан, на долю которого приходится до трети всего внешнеторгового оборота республики. Также крупными партнёрами по экспорту среди зарубежных стран являются Иран, Туркмения, Китай, Греция, Чехия, Кипр, Польша и Швейцария.
К основным видам продукции, экспортируемой республикой, относятся нефтепродукты, электроэнергия, кожсырье, строительные материалы (пиленный и декоративный камень, гравий), плодоовощная продукция (персики, абрикосы, виноград, натуральные соки, сухофрукты, мясо, сыры, капуста, картофель, и др. продукция с высокими вкусовыми качествами, произведенные в высокогорных условиях), алкогольные (коньяки и вина виноградные) и безалкогольные (минерально-лечебная, ледниковая питьевая вода) напитки, кондитерские изделия.
В структуре импорта наибольшую долю в общем объеме составляют продовольственные товары (до 70 %), машиностроительная продукция (около 15%) и продукция нефтехимической отрасли (около 5%). По сотрудничеству с Дагестаном в области импорта лидирующие позиции занимают Украина, Иран, Турция, Германия, Китай, Туркмения, Мальта, Швейцария, Чехия, Польша.
В результате выявленных недостатков и конкурентных преимуществ экономики, на основании распоряжения Правительства республики Дагестан была разработана «Стратегия социально-экономического развития республики Дагестан до 2020 года»[5]. Согласно этому документу, генеральная цель развития Республики - стать интенсивно развивающимся, инвестиционно привлекательным и финансово самостоятельным регионом на юге России, где будут созданы все условия для полноценной и безопасной жизни – работы, отдыха и развития человека, соблюдены интересы многонационального гражданского общества, представлены широкие возможности для развития традиционных и инновационных видов деятельности во всех сферах, сохранения самобытной культуры и истории народов Дагестана.
На начальном этапе реализации стратегии, в условиях кризиса, предполагается запустить совокупность организационных проектов, переводящих управление республикой в быстрое реагирование на происходящие изменения, параллельно проводя административную реформу (формируя новую структурно-функциональную организацию деятельности) и осуществляя ряд других мер, в том числе по выводу экономики из «тени».
На следующем этапе стратегического развития республики, при выходе из экономического кризиса, основное внимание будет уделяться созданию институциональной среды для формирования и развития инновационной экономики, качественной модернизации образования, осуществлению «посадки» на территорию высокотехнологичных производств (с учетом обеспечения работой трудоспособного населения), решению ключевых задач инфраструктурного обеспечения развития региона.
С целью развития хозяйства Республики предусмотрено модернизировать и реструктурировать сложившееся хозяйство региона (за счет повышения уровней передела продукции на основе современных высоких технологий, перевода бизнеса на инжиниринго - маркетинговую платформу), одновременно приступить к реализации инновационных проектов по значимым направлениям развития, привлекая внешние инвестиции, наращивая энерговооруженность региона, формируя его территориально-кластерную организацию, создавая и развивая конкурентные преимущества.
Согласно проекту стратегии, к 2020 году экономические показатели Республики должны сравняться с показателями ведущих регионов России.
Дагестан, таким образом, может стать примером успешного преобразования экономики региона из депрессивной в развитую, и этот опыт может быть использован для других регионов.
Литература:
1. Для сопоставления с ВВП иностранных государств рублевые ВРП были пересчитаны в доллары США. Учитывался паритет покупательной способности (ППС) российской и американской валют: он, в отличие от биржевого курса, отражает разницу в уровне цен в двух странах. Источник информации о ППС и ВВП стран по ППС – база данных МВФ, который, в свою очередь, опирается на статистику Всемирного банка.
2. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики - www.gks.ru. Дата размещения данных-03.03.2010.
3. Ким А. «Финанс», 30.06.2008
4. Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. №82 образован Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), в который вошли Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край, до этого момента входившие в состав Южного федерального округа (ЮФО).
5. Распоряжение Правительства Республики Дагестан № 186 от 18 июля 2008 г.