Применение балльно-рейтинговой системы при оценке результатов прохождения правовой практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Чумаков, Л. Ю. Применение балльно-рейтинговой системы при оценке результатов прохождения правовой практики / Л. Ю. Чумаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2162/ (дата обращения: 16.11.2024).

На кафедре уголовно-правовых дисциплин и методики их преподавания нашего университета разработаны задания студентам, обучающимся по программам подготовки «учитель права» и «юрист» на прохождение практики в различных правоохранительных органах. Вручение студентам, направляемым на практику, письменных заданий, благотворно сказалось на закреплении теоретических знаний в ходе прохождения практики. Однако дело встало за достижением максимальной объективности оценки приобретенных знаний и умений. Причем не по отдельности, а в совокупности, так как именно умение применить теоретические знания на практике и отличает качественно подготовленного специалиста.

Контроль, проверка и оценка знаний и умений студентов, прошедших практику являются основными компонентами диагностики и непременным сопровождением любого процесса обучения. Проверка является составным компонентом контроля, основной дидактической функцией, которая является обеспечением обратной связи между преподавателем и студентом, получение педагогом объективной информации, степени усвоения учебного материала, знаний и умений, ради которых они направлялись на практику.

На сегодняшний день нет чётко разработанного порядка оценивания знаний умений и навыков студентов, проходящих правовую практику, чаще используется такой метод оценивания знаний как устный зачёт. В ходе зачёта студент рассказывает, как проходила практика, чем он был занят. Преподаватель просматривает представленные студентом документы (путёвку с отметками о времени прохождения практики, отчёт о проделанной работе, отзыв о студенте). После этого студенту задаются вопросы, касающиеся выполненной им работы, компетенции и задачах правоохранительного органа в котором он проходил практику и др. Такая система оценивания нередко необоснованно уравнивает студентов. Иногда процесс оценивания знаний и умений студентов представляет собой субъективное мнение преподавателя о студенте, слабо связанное с уровнем приобретенных умений, навыков и знаний.

Одним из возможных решений отмеченной проблемы является рейтинговая система контроля знаний и умений студентов, которая представляет собой научно обоснованную систему контроля, направленную на индивидуальную оценку каждого обучающегося, выраженную по многобалльной шкале. Она может включать в себя тестовый контроль в полузакрытой форме. Использование тестов имеет существенные преимущества, по сравнению с устным опросом т. к. по каждому заданию выставляются баллы, анализ результатов тестирования дает возможность корректировать и совершенствовать учебный процесс. При необходимости тестовый контроль можно сочетать и с другими видами контроля. Это позволит обеспечить высокую степень объективности выявления знаний и умений студентов. Результаты тестирования позволяют с высокой степенью достоверности судить о подготовленности студента к практической работе (решению ситуационных задач), о знании им теоретического материала, умения самостоятельно работать с литературой, самостоятельно собирать необходимые данные.

Следует отметить, что тестирование не единственная форма проверки знаний, полученных на практике. Другими формами контроля могут быть письменное решение контрольных заданий, ситуационных задач, письменный опрос.

Для тестирования нами устанавливается максимальное число баллов, которое может заработать студент при оценивании знаний и умений, полученных на практике. Нами используется 100-балльные рейтинговая шкала, при которой общая оценка является  суммой оценок за выполнение заданий теста. Она проста, что и делает её  понятной как для студентов, так и для преподавателей. Возможны несколько вариантов расчета «стоимости» рейтинговых заданий:

1)             при определении «стоимости» рейтингового задания придерживаются единых ориентиров. Так, например, простая работа при безупречном выполнении оценивается определенным количеством баллов. Шкала трудности заданий дискретна, она может содержать от единицы до десятков значений. Максимальные баллы остальным заданиям назначаются путем составления с простейшим заданием.

2)             Можно использовать вариант, когда все задания оцениваются одинаковым числом баллов, независимо от их сложности, качества и т. д. Последние факторы затем учитываются путем введения поправочных коэффициентов. Вместо поправочных коэффициентов преподаватель может использовать несложную систему поощрительных или штрафных баллов.

Одним из главных преимуществ рейтинговой системы контроля знаний является то, что, с одной стороны, студент сам может оценивать состояние своей работы во время практики. А с другой - у преподавателя, объективной информации о результатах практики, могут появиться основания для корректировки заданий, выдаваемых студентам на практику.

В качестве примера можно привести, разработанный нами тест для проверки знаний и умений студента, прошедшего практику в органах дознания.

1. Дознание – это:

а. Форма предварительного расследования.

б. Разыскное мероприятие.

в. Деятельность по изобличению виновных.

г. Процесс устранения причин преступлений.

 

2. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается:

а. Прокурором.

б. Мировым судьей.

в. Начальником органа дознания.

г. Никем не утверждается.

 

3. На какой максимальный срок прокурор вправе продлить срок дознания:

а. На 10 суток;

б. На 20 суток;

в. На 30 суток;

г. Не вправе продлить срок.

 

4. Вправе ли  дознаватель обжаловать указания прокурора, если не согласен с ними:

а. Да, начальнику органа дознания;

б. Да, вышестоящему прокурору;

в. Нет, указания прокурора не обжалуются.

 

5. Какие из перечисленных правоохранительных органов, не являются органами дознания:

а. Милиция.

б. Служба судебных приставов.

в. Прокуратура.

г. Служба исполнения наказаний.

 

6. При поступлении уголовного дела с обвинительным актом, прокурор не вправе:

а. Возвратить уголовное дело для производства дополнительного дознания.

б. Утвердить обвинительный акт.

в. Изменить обвинение на более тяжкое.

г. Направить уголовное дело следователю для производства предварительного следствия.

 

7. Какой срок для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела при получении заявления о совершенном преступлении предусмотрен УПК РФ?

а. 3 дня.

б. 3 дня, в исключительных случаях до 10 дней.

в. 20 дней.

г. Один месяц.

 

8. Закон устанавливает, что дознание, должно быть закончено в течение:

а. 10-ти дней.

б. 20-ти дней;

в. 30-ти дней.

 

9. Подразделения дознания имеются:

а. В органах федеральной службы безопасности.

б. В органах нотариата.

в. В органах адвокатуры.

г. В органах прокуратуры.

 

10. Какое из перечисленных должностных лиц, не вправе производить дознание само или поручать производство дознание своим подчиненным:

а. Начальник исправительного учреждения.

б. Начальник органа внутренних дел.

в. Начальник подразделения государственного пожарного надзора МЧС России.

г. Капитан судна дальнего плавания.

д. Вправе производить дознание и поручать его производство подчиненным, все указанные должностные лица.

 

Предполагается производить оценку по 100-балльной системе. Каждый верный ответ – 10 баллов. Считаем, что сдачи зачёта студенту достаточно правильно решить  половину тестовых заданий и набрать 50 баллов, что по распространенной практике, приравнивается к оценке «удовлетворительно».

Основные термины (генерируются автоматически): студент, умение студентов, задание, обвинительный акт, практик, возбуждение уголовного дела, начальник органа дознания, объективная информация, рейтинговая система контроля знаний, тестовый контроль.


Похожие статьи

Современные информационные технологии в условиях балльно-рейтинговой системы

Исторический опыт оценочной деятельности России как основа организации системы оценки объектов недвижимости

Критерии оценки качества учетно-аналитической информации

Повышение эффективности системы управления предприятием на основе применения информационной системы оценки сценариев развития

Сравнение различных методик оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности в аграрной сфере

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг и система управления качеством

Сбалансированная система показателей как инструмент оценки инновационного развития высшей школы

Определение ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционного проекта

Систематизация методических подходов к анализу платежеспособности коммерческой организации

Оценка и анализ внедрения сбалансированной системы показателей на предприятиях сферы услуг

Похожие статьи

Современные информационные технологии в условиях балльно-рейтинговой системы

Исторический опыт оценочной деятельности России как основа организации системы оценки объектов недвижимости

Критерии оценки качества учетно-аналитической информации

Повышение эффективности системы управления предприятием на основе применения информационной системы оценки сценариев развития

Сравнение различных методик оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности в аграрной сфере

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг и система управления качеством

Сбалансированная система показателей как инструмент оценки инновационного развития высшей школы

Определение ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционного проекта

Систематизация методических подходов к анализу платежеспособности коммерческой организации

Оценка и анализ внедрения сбалансированной системы показателей на предприятиях сферы услуг

Задать вопрос