Инновационное партнерство в интегрированном комплексе непрерывного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Лачугина, М. М. Инновационное партнерство в интегрированном комплексе непрерывного образования / М. М. Лачугина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2182/ (дата обращения: 16.11.2024).

Усиление интеграционных процессов в профессиональном образовании ПО под руководством Болонской декларации ставит задачу активизации  инновационного развития учреждений ПО, повышения качества образования и усиления связи с рынком труда. В связи с этим интеграция учреждений ПО становится целенаправленным инновационным преобразованием, что наиболее полно позволяет реализовать непрерывное профессиональное образование, которое   выступает инструментом создания инновационной экономики путем постоянного пополнения рынка труда высококвалифицированными специалистами, способными осваивать высокотехнологичные производства и легко адаптирующимися к изменяющимся условиям рынка.

Но  настоящее время наблюдается недостаточная эффективность    преобразований  ПО, что объясняется низкими результатами  инновационной деятельности учреждений ПО, что, соответственно,  отражается на качестве подготовки компетентных специалистов. Процесс интеграции учреждений ПО характеризуется объединением инновационных ресурсов учреждений ПО, что  позволяет существенно повысить качество подготовки выпускников и их соответствие требованиям работодателей. Одной из наиболее распространенных интеграционных форм можно назвать интегрированный комплекс «среднее профессиональное образование(СПО)-высшее профессиональное образование (ВПО)» на базе университета, где создаются условия для эффективной кооперации инновационных возможностей учреждений ПО, при этом наибольшее распространение получила система «СПО-ВПО», например, в настоящее время  работает более 200 учреждений ВПО, воплощающих систему непрерывного образования  «СПО-ВПО», что характеризует расширение инновационных процессов.

Специфика подготовки востребованных выпускников СПО отражена в стандартах третьего поколения, которые  сформированы согласно международным соглашениям и требованиям рынка труда, где основой  является компетентностный подход.

Компетентностный подход инновационен, так как ориентирован на создание новых параметров образовательных услуг, что существенно повышает их качество и обеспечивает спрос на рынке образовательных услуг.

При переходе на компетентностный подход изменяются цели, содержание  и структура профессионального образования, так как для потребителей образовательных услуг в условиях рыночной экономики важно, как будет работать специалист, поэтому работодатели предъявляют более высокие требования к выпускнику. Вместе с тем, сегодня знания и умения не могут выступать в качестве результатов обучения, следовательно, быть целью обучения, что необходимо  отразить в инновационных целях учреждений ПО..

 В связи с этим учреждения СПО, как  составляющая многоуровневой системы обучения,  ставят новые инновационные задачи повышения качества образования , что стимулирует инновационную деятельность. В условиях модернизации образования, реализации компетентностного подхода в обучении, демографического спада и обострения конкуренции от того, насколько качественно осуществляется инновационный процесс по расширению  ассортимента и качества предоставляемых услуг, удовлетворяющих требования рыночной ситуации, в значительной степени зависит скорость адаптации учреждений ПО в конкурентной среде.

Инновационное учреждение СПО – это учреждение, которое реализует  образовательные программы, предусматривающие:

–                    комплексность мероприятий по введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей;

–                    применение новых, в том числе информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных методов организации образовательного процесса, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному уровню;

–                    высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;

–                    интеграцию образования и производства;

–                    формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.[3,с208]

Для учреждений СПО характерна ситуация прямой жесткой зависимости от  финансирования от региональных или федеральных органов образования, что определяет характер инновационной деятельности. Вместе с тем, существует государственная поддержка учреждений СПО, внедряющих  инновационные  образовательные программы, что существенно повышает уровень конкурентоспособности учреждений СПО, например, в 2009 году более 30 учреждений СПО получили субсидии на инновационное развитие.

В соответствии с особенностями инновационной деятельности учреждений ПО, можно утверждать, что в рамках интегрированного комплекса инновационная активность учреждений ВПО И СПО раскрывается наиболее полно, что способствует инновационному развитию интегрированного комплекса  «СПО-ВПО»  и, несомненно, повышает уровень конкурентоспособности учреждений ПО. Поэтому  при формировании методологической основы инновационного управления  интегрированным комплексом  важно определить состав факторов определяющих инновационную деятельность, инновационный потенциал и инновационную активность  интегрированного комплекса «СПО-ВПО», что, в свою очередь, позволит  идентифицировать ряд значимых аспектов, обуславливающих инновационное развитие.

Инновационная деятельность учреждений СПО в  интегрированном комплексе «СПО-ВПО» может иметь несколько вариантов:

–                    поиск и применение новых инновационных методов обучения;

–                    научная работа (в рамках учебного процесса);

–                    изобретательская деятельность.

В интегрированном комплексе «СПО-ВПО» одной из ключевых  проблем можно назвать проблему  интеграции инновационной деятельности учреждений ПО, что препятствует эффективному развитию  учреждений ПО.

Решению этой проблемы способствует трансформация системы социального партнерства учреждений СПО и ВПО в инновационное партнерство, которое может стать активизирующим инструментом развития учреждений СПО и ВПО.

 «Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса». [1,с-8, 2,с-68]

Партнерство учреждений ПО в интегрированном комплексе «СПО-ВПО» осуществляется на основе единых целей обеспечения постоянного  пополнения трудовых ресурсов российской экономики квалифицированными кадрами, что достигается  реализацией инноваций по всем направлениям деятельности учреждений ПО. Социальное партнерство в области инновационной деятельности следует рассматривать как инновационное партнерство, так как точкой пересечения в этом случае будут  инновационные цели и характер деятельности учреждений ПО.

При определении инновационного партнерства  нужно исходить из необходимости обеспечения высокого качества подготовки компетентного специалиста соответствующего современным параметрам   рынка труда.

Исследование инновационной деятельности в учреждениях ПО, а также ее роли в развитии  интегрированного комплекса «СПО-ВПО» предполагает с учетом создания инновационной экономики качественно новую интерпретацию этого понятия, благодаря которому будет возможно определить основные характеристики, степень и механизм взаимовлияния учреждений в интегрированном комплексе  непрерывного профессионального образования.

Такой подход обусловлен тем, что инновационное  партнерство— понятие довольно новое, которое можно сформулировать как особый тип взаимодействия образовательных учреждений ПО  с различными уровнями подготовки, который позволяет в современных условиях повысить инновационный потенциал образовательной системы, укрепить материально-техническую базу учреждений профессионального образования, привлечь дополнительные средства и  усовершенствовать инновационную систему интегрированного комплекса «СПО-ВПО» при эффективном использовании бюджетных средств.

Интегрированный комплекс «СПО-ВПО» одна из прогрессивных инновационных форм социального партнерства в профессиональном образовании и на этапе становления остро нуждается в  оптимизации взаимодействия его участников - учреждений СПО и ВПО, что  требует новых управленческих действий по оптимизации инновационной деятельности  с целью совершенствование качества подготовки компетентных специалистов.

Основными задачами инновационного партнерства в интегрированном комплексе  «СПО-ВПО» необходимо признать следующие:

–        обеспечение выработки и реализации инновационно-ориентированной политики;

–        создание эффективного механизма регулирования отношений  связанных с совместной деятельностью;

–        обеспечение эффективности инновационной деятельности учреждений ПО с учетом специфики каждого участника;

–        разработка  и реализация коллективных  инновационных проектов;

–        установление и укрепление связей с предприятиями и службой занятости;

–        обеспечение участниками партнерства дополнительными средствами для ведения инновационной деятельности.

Формирование  экономически выгодного инновационного партнерства учреждений ВПО и СПО способно обеспечить, прежде всего, качественную подготовку квалифицированных  специалистов для приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на основе единого процесса получения, распространения и применения новых знаний.

Для самой системы профессионального образования инновационное партнерство должно стать естественной формой развития.

 

Литература:

1.      Г. В. Борисова, Е. В. Васина, С. А. Иванов, И. Н. Кагкина,И. Х. Мерхасин. Создание системы социального партнерства в профессиональном образовании. Санкт-Петербург, 2002, с. 8.

2.      Г. И. Лукин. Экономические аспекты социального партнерства в профессиональном образовании // Сб. по материалам Международной научно-практической конференции «Проблемы социального партнерства в профессиональном образовании».Санкт_Петербург, 2000, с. 68.

3.      Среднее профессиональное образование : конкурентоспособность выпускника на рынке труда: Сборник статей по материалам Республиканской выставки «Среднее профессиональное образование в Республике Карелия: высокое качество, открытость, конкурентоспособность». – Петрозаводск: Изд-во Петр-ГУ, 2006. – с.208

 

Основные термины (генерируются автоматически): интегрированный комплекс, инновационная деятельность, профессиональное образование, инновационная деятельность учреждений, инновационное партнерство, инновационное развитие, социальное партнерство, учреждение, инновационная экономика, инновационный потенциал.


Задать вопрос