В современном обществе, в самом общем толковании социальная работа представляет собой общественное явление, которое можно описать в качестве определённой модели социальной помощи, реализующейся в конкретный исторический период в соотношении с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. В процессе реализации, социальная работа принимает форму государственного и негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни общества.
История теории и практики социальной работы уходит в коллективную и личную благотворительность, которая была развита во многих государствах. В древнерусском государстве социальная работа носила форму княжеской благотворительности, или монастырско-церковных форм социального призрения. Последние, зачастую носили обязательный характер, и закреплялась за духовенством в виде десятой части поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и так далее. В дальнейшем, различные формы социального призрения качестве функций делили между собой церковь и государство вплоть до распада российской империи и становлении СССР.
Впервые понятие социальной работы в современном понимании возникло на западе в конце XIX в начале XX веков, и связано с развитием и расцветом промышленного капитализма. На протяжении XX века происходило развитие и становление – от одномоментной разовой помощи к профилактической, превентивной работе рассчитанной на длительный отрезок времени. Во времена СССР социальная работа существовала в форме института пионерии и комсомола, в качестве общественных организаций и объединений – дружинники, педагоги-организаторы и прочее.
В российском обществе, возникновение социальной работы в современном состоянии связано с дополнениями от 23 апреля 1991 в перечень профессий Российской Федерации трех относительно новых специальностей и направлений научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» «специалист по социальной работе». К настоящему времени, к специальностям в области социальной работы относятся также педагог-психолог.
Как следствие, российская наука пристально обратила своё внимание на теорию и практику социальной работы сравнительно недавно. На данный момент существует ряд исследований изучающих социальную работу в различных аспектах. Методологией социальной работы занимаются Е.И. Холостова, В.И. Курбатов, М.В. Фирсов, Л.В. Сафонова, П.П. Украинец и другие. Исследования по подготовке социальных работников в аспекте педагогической науки представлены в работах М.М. Шубович, Н.В. Овчинниковой, Е.В. Кондратьевой, Н.А. Варгиной и другие. Социологическими исследованиями в области социальной работы занимаются В.Н. Антошкин, С.А. Инкижинова и другие.
В отечественной психологии проблематика профессиональной деятельности и психологических характеристик социальных работников только начинает набирать обороты. Среди работ имеются исследования Л.С. Алексеевой, И.Г. Зимней, А.И. Ляшенко, В.А. Мальцева, П.Д. Павленок, Л.В. Сафоновой, Е.Л. Холодцевой, В.М. Фирсова, Б.Ю. Шапиро, Т.Д. Шевеленковой, Н.Б. Шмелевой и других. Тем не менее, ощущается недостаток знаний о психологическом описании профессии и основных значимых психологических характеристиках субъекта труда в данной профессиональной области, что определило проблему данного исследования.
Цель исследования заключалась в выделении психологических характеристик необходимых специалисту по социальной работе для выполнения эффективной деятельности.
Объектом работы выступили специалисты по социальной работе.
Предметом исследования стали социально-психологические характеристики и профессионально важные качества специалистов по социальной работе.
Основным способом изучения профессиональной деятельности и личности специалиста является профессиограмма. По мнению А.К. Марковой профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника [1, стр.22]. Автор считает что профессиограмма может описывать модель специалиста с точки зрения идеала, и с точки зрения среднего уровня, определённого стандарта качества который позволяет выполнять деятельность на удовлетворительном уровне.
В качестве психограммы нами использована схема слагаемых успешности профессиональной деятельности, которую разработал Е.П. Ильин (1987) [2, стр.36]. Автор отмечал, что слагаемыми успешности профессиональной деятельности выступают: профессиональная направленность, профессионально важные качества, знаний, умения и навыки необходимые специалисту по социальной работе для эффективной деятельности.
Исходя из специфики социальной работы необходимо особое внимание уделить вопросу эффективного межличностного взаимодействия с клиентами. Специфичны цель, объект и предмет социальной работы.
Главная цель социальной работы – забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию.
Объектом социальной работы является человек или группа лиц, действующий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, социальной, духовной, семейно-бытовой.
Предметом социальной работы являются социальные взаимодействия, социальные отношения [3].
Следовательно, специалист по социальной работе в процессе выполнения профессиональной деятельности выделяет в предметную область социальные взаимодействия и взаимоотношения с клиентами, с коллегами, администрацией, сотрудниками смежных учреждений, и в соответствии с поставленными профессиональными целями и задачами регулирует свою активность.
Изучение профессии, по мнению Е.М. Ивановой [4] актуально вести в области построения «модели профессиональной деятельности на основе анализа наиболее трудно осваиваемого этапа работы, объективно сложного, успешное выполнение которого в большей мере обуславливает эффективность труда. Для этого, сначала проводится анализ характеристик предмета и средств труда, требований к продукту и результату труда (включая нормы его исполнения), анализ операционально-технологического содержания профессии (действий, операций, а также правил и норма их исполнения)». Для этого нами было проанализировано ряд нормативных документов регламентирующих деятельность специалиста по социальной работе, с целью выявления основных видов деятельности и выполняемых функций.
Все функции, которые реализует специалист по социальной работе в своей профессиональной деятельности, отражены в должностной инструкции. На основе анализа ряда должностных инструкций, официально принятых в центрах социального обслуживания и социально-психологической помощи семье и детям, были выделены 35 видов деятельности, которые выполняет специалист по социальной работе. Все они классифицированы на пять групп в зависимости от целей и задач которые решает специалист в процессе выполнения данных видов деятельности.
Диагностическая работа. Специалист по социальной работе: выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в т.ч. несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки; проводит диагностическое исследование социально-экономического положения, психологического климата и межличностных отношений среди отдельных граждан, семьи, социальных групп; организует проведение психолого-медико-педагогического обследования, направленного на установлении форм и степени социальной дезадаптации; определяет характер и объём необходимой социальной помощи гражданам.
Социальная работа с населением. Специалист по социальной работе: содействует активизации потенциала собственных возможностей человека, семьи или социальной группы; содействует в сборе и оформлении документов для получения социальной помощи гражданам, проживающих на территориальном участке; оказывает консультативную помощь клиентам, выступая в рои советчика, или эксперта, показывающего возможности проблемной ситуации, оценивая их и помогая выбирать наиболее адекватные способ решения; осуществляет деятельность по профилактике социально-негативных явлений; оказывает гражданам, вне зависимости от их возраста, социального положения и других характеристик, помощь разового характера, направленного на поддержание их жизнедеятельности; осуществляет социальный патронаж граждан, семьи; обеспечивает занятостью детей и взрослых, проживающих на территориальном участке, посредством вовлечения в реадаптационные клубы, группы, спортивные секции; привлекает клиентов к участию в социальных проектах и программах, реализуемых центром; даёт гражданам необходимые консультации по вопросам социальной защиты; проводит справочно-информационную беседу, раздачу справочно-информационного материала (информирует население о правах, льготах и прочее); содействует активизации потенциала собственных возможностей человека, семьи или социальной группы; содействует в сборе и оформлении документов для получения социальной помощи гражданам, проживающих на территориальном участке; реализует программы услуг социальной реабилитации граждан, семей, и социальных групп; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в некоторых случаях выступает в роли защитника.
Взаимодействие с другими организациями по вопросам социальной защиты и обслуживания населения: содействует госпитализации в лечебные учреждения, принятию на обслуживание нестационарными и стационарными учреждениями органов социальной защиты населения граждан; организует оказание психосоциальных услуг клиенту в взаимодействии с другими службами и учреждениями; осуществляет межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти, субъектами профилактики учреждениями и другими организациями направленное на профилактику социального неблагополучия; предоставляет в соответствующие органы и учреждения документы для предъявления иска о лишении прав, оформления усыновления и т.д.; координирует деятельность различных учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граждан; участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения.
Административная и научно-методическая работа. Специалист по социальной работе: разрабатывает индивидуальные и групповые программы социальной реабилитации граждан; составляет социальный паспорт обслуживаемого участка; участвует в административных, методических и иных мероприятиях центра; участвует в работе по формированию, обобщению и внедрению передовых видов и форм социального обслуживания населения; предоставляет планово-отчётную документацию в установленные сроки; знает территорию обслуживаемого участка, его особенности, социальную инфраструктуру; координирует индивидуальные программы реабилитации отдельных граждан, семей, находящихся на патронаже; разрабатывает индивидуальные и групповые программы по профилактике социально-негативных явлений.
Повышение квалификации. Специалист по социальной работе: повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство; посещает конференции, семинары, совещания социальной направленности; изучает монографическую, учебную, периодическую, публицистическую литературу социальной направленности.
Исходя из данного материала, важно отметить следующую характеристику данной профессии: универсальность. Специалист по социальной работе является в некотором смысле универсалом. Но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента, возможными путями их решения и профессиональной компетентностью социального работника.
Обозначенные должностные функции, предъявляют требования к знаниям специалиста по социальной работе. Знания, по мнению Е.П. Ильина являются одними из важных составляющих успешности профессиональной деятельности.
Обозначенная специфика (должностные обязанности) профессиональной деятельности предъявляют требования к знаниям специалиста по социальной работе. В работе Е.И. Холостовой [5, стр.250] обозначены ряд наук, которые являются смежными с социальной работой. И в каждой из этих наук есть область знаний, которую специалист по социальной работе должен знать для эффективности своей деятельности: философия, антропология, медицина, экономика, юриспруденция, педагогика, психология.
Философия. Философия как особая форма мировоззрения и наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления предопределяет подходы в отношениях к человеку и отношение человека к другим людям, к своему существованию, формам своей жизнедеятельности и защиты.
Антропология. Как наука изучает человека как биопсихосоциальное существо и разные формы социокультурной организации общества, а также традиции, быт, образ жизни социально-этнических общностей. В должностных обязанностях специалиста по социальной работе чётко указан пункт, в котором отмечается, что он должен знать национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции.
Медицина. Основной целью социальной защиты является сохранение здоровья и жизни клиентов. Среди форм социальной работы предусмотрены медицинские услуги – первая медицинская помощь, уход за больными, обеспечение здорового досуга, формирование среди граждан установки на ведение ЗОЖ.
Экономика. Экономическая состоятельность страны прямым образом влияет на развитие социальной сферы и социальной защиты населения. Высококвалифицированный специалист должен знать основные законы экономического функционирования общества и уметь грамотно применять их в своей практической деятельности.
Юриспруденция. В подготовке и профессиональной большое значение имеет знание правовых основ социальной защиты (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства). Специалист по социальной работе должен знать основы законодательной и нормативно-правовой базы в РФ и РТ в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, социального и медицинского страхования. Постановления на федеральном, региональном и местном уровнях
Социология. Социология как наука изучает общество в целом, его структуру, социальные институты, социальные аспекты общественных отношений и процессов, тем самым помогает специалистам по социальной работе ориентироваться в социальной сфере и социальной среде, помогает понять, что собой представляют конкретные группы людей, которые нуждаются в квалифицированной помощи
Педагогика. Социальная работа носит зачастую воспитательный характер, в котором специалисту по социальной работе взаимодействует не только с детьми и подростками, а также со взрослыми. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности. В процессе работы с клиентом специалист по социальной работе формирует социальные умения, обучает человека приёмам самопомощи.
Психология. Психологические знания являются базовой основой профессионального обучения социальной работе. Работа с людьми требует научных, то есть объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах. Знания в области бихевиоризма о формировании поведения, в области гуманистической психологии о потребностях человека и о процессе самоактуализации личности это также является необходимыми знаниями для специалиста по социальной работе, отмечает автор. Также, в должностных обязанностях профессии специалист по социальной работе отмечается следующее: должен знать особенности психологии личности и отдельных категорий населения.
Специфические знания, знания в области социальной работы. Специалист по социальной работе должен знать теорию и практику социальной работы. Работу, виды, функции органов и учреждений, осуществляющих социальной обслуживание. Правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Знать территорию обслуживаемого участка, его особенности, социальную инфраструктуру.
Таким образом, в заключении стоит отметить универсализм деятельности специалиста по социальной работе, который накладывает отпечаток на требования к наличию определенных знаний, касающихся в первую очередь различные области гуманитарных наук.
Литература:
1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. 1996
2. Фукин А.И. Психология конвейерного труда. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 240 с.
3. Социальная работа: Учеб. пособие / В.И. Курбатов [и др.]. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.
4. Иванова Е.М. Профориентационная профессиография: Методическое пособие. – М.: Высшая школа психологии, 2005. – 96 с.
5. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 5-е изд. – М., 2007.