На основе оценки плавающих качеств оригинального бронетранспортёра БТР-60 ПБ и исследования теории расчета и проектирования водометного движителя автор предлагает разработку водометного движителя вместо традиционного гребного винта, установленного на оригинальный бронетранспортёр БТР-60 ПБ.
Ключевые слова: плавающие машины, плавающие качества, проектирование, гребной винт, водометной движитель.
Бронетранспортерами БТР-60 ПБ вооружены армии многих стран мира. Помимо неоспоримых преимуществ эти машины имеют и некоторые недостатки из-за устаревающих со временем технологий. Вьетнам, как и многие страны мира, совершенствует технические характеристики этой машины, в том числе заменив два бензиновых двигателя одним дизельным двигателем и разработав новую трансмиссию. Это в свою очередь привело к необходимости проектирования плавающих конструкций.
На основе оценки плавающих качеств оригинального бронетранспортёра БТР-60 ПБ и исследования теории расчета и проектирования водометного движителя, автор предлагает разработку водометного движителя вместо традиционного гребного винта, который имеет оригинальный бронетранспортёр БТР-60 ПБ.
-
Основные технические требования разработки водометного движителя для модернизированного бронетранспортёра БТР-60 ПБ.
- Малый размер и вес, чтобы обеспечить установку на плавающую машину.
- Обеспечить требуемую тягу в разных условиях эксплуатации с большим коэффициентом мощности.
- Обеспечить возможность поворота, реверс машины c помощью привода управления.
- Обеспечить безопасность и надежность работы.
- Основные содержания расчета ипроектирования водометного движителя для модернизированного бронетранспортёра БТР-60ПБ.
+ Расчет и проектирование водовода водометного движителя и выбор типа насоса
+ Расчетная оценка плавающих качеств машины при установке нового водометного движителя относительно оригинального варианта.
2.1 Расчет ипроектирование водовода водометного движителя, выбор типа насоса.
Таблица 1
Некоторые технические характеристики оригинальной машины БТР-60 ПБ
№ |
Технические параметры |
обозначение |
Единица |
Значение |
1 |
Боевой вес |
G |
Тонна |
10.3 |
2 |
Длина |
L |
м |
7.22 |
3 |
Ширина |
B |
м |
2.825 |
4 |
Высота |
H |
м |
2.55 |
5 |
Осадка |
T |
м |
0,85 |
6 |
Поперечное сечение |
Fпс |
м2 |
2.348 |
7 |
Водоизмещение |
V |
м3 |
12.535 |
8 |
Скорость плавания |
V0 |
км/ч |
10.0 |
9 |
Запас плавучести |
Kd |
% |
23 |
10 |
Мощность двух бензинных двигателей |
Nemax |
л.c |
180 |
11 |
К.п.д гребного винта |
Ηгреб. |
0,75 |
|
12 |
Суммарный коэффициент взаимодействия водометного движителя с корпуса машины по количеству движения |
α |
0,95 |
|
13 |
Коэффициент попутного потока |
β |
0,76 |
|
14 |
Плотность воды |
ρ |
кг/м3 |
1000 |
15 |
Суммарный коэффициент гидравлических потерь в водометной трубе |
K |
1,15 |
|
16 |
Коэффициент скорости |
q0 |
1,4о43 |
Сопротивление воды движению плавания машины
Н(1)
Требуемая движущая сила
Ре = R = 7560 H (2)
Мощность на валу насоса
Вт (3)
Расход жидкости
м3/c(4)
Напор насоса, требуемый по параметрам движителя
м(5)
Входной диаметр трубопровода
м(6)
Выходная скорость струи
м/с(7)
Выходной диаметр трубопровода
м(8)
Коэффициент быстроходности водометного насоса
оборот/мин.(9)
где n0 = 1050 оборот/мин. — частота рабочего колеса насоса
Пропульсивный коэффициент движителя
(10)
Коэффициент напора:(11)
(12)
Коэффициент расхода:
(13)
Таблица 2
Параметры лопастных систем осевых насосов воптимальной точке их характеристик
№ |
Лопастные системы |
Параметры |
||||
KQ |
KH |
ns |
C |
ηs |
||
1 |
O2 |
0,49 |
0,19 |
525 |
965 |
88 |
2 |
O3 |
0,45 |
0,195 |
500 |
1030 |
88 |
4 |
O4 |
0,505 |
0,14 |
850 |
1060 |
87 |
5 |
O5 |
0,42 |
0,085 |
900 |
1140 |
86 |
6 |
O6 |
0,40 |
0,065 |
1110 |
1190 |
84 |
7 |
O7 |
0,44 |
0,230 |
440 |
1060 |
89 |
8 |
OД1 |
0,467 |
0,082 |
980 |
1200 |
87 |
9 |
OД2 |
0,8 |
0,06 |
1620 |
810 |
89 |
10 |
OД3 |
0,58 |
0,06 |
1350 |
950 |
86 |
11 |
OД4 |
0,88 |
0,11 |
1080 |
1220 |
84 |
На основе результатов расчета параметров KH, KQ, ns, мы выберем насос О7, имеющий параметры:
Насос O7: KH = 0,230 KQ = 0,44C = 1060 ηS = 0,89
Рис. 1. Безразмерные характеристики насоса О7
Коэффициент полезного действия струи движителя
Рис. 2. Модель 3D устройства водометного движителя
Рис. 3 Модель устройства насоса
Рис. 4. Модель 3D-установки водометного движителя на машине: а) вид сверху б) вид сбоку
Таблица 3
Параметры разработанного водометного движителя
№ |
Параметры |
Значение |
1 |
Входной диаметр, м |
0,552 |
2 |
Выходной диаметр, м |
0,441 |
3 |
Тип насоса |
O7 |
4 |
Коэффициент напора KH |
0,230 |
5 |
Коэффициент расхода KQ |
0,44 |
6 |
Коэффициент быстрохода ns |
440 |
7 |
К.п.д насоса ηs |
0,89 |
2.2 Расчетная оценка плавающих качеств машины при установке нового водометного движителя относительно оригинального варианта.
Движущая сила, создаваемая водометным движителем:
(Н) (14)
Сопротивление движению плавающей машины:
Rc = K.ρ.Fcd.(V)2 (Н) (15)
Рис. 5. График тяговой характеристики машины
- Обсуждение:
На графике тяговой характеристики машины видно:
‒ При вводе машины в воду скорость плавания имеет минимальное значение, соответствующее максимальному сопротивлению движения.
‒ — При увеличении скорости плавания сопротивление движению машины тоже повышается.
‒ — Со времени точки пересечения графиков R = R(v) и Р = Р(v) машина достигает максимальной постоянной скорости.
‒ — Графики P= P(v) (розовая линия) и R= R(v) для оригинальной машины пересекутся в точке, соответствующей скорости плавания и равной примерно 10,5 км/ч, такая величина приблизительно равна действительной скорости V = 10 км/ч согласно руководству эксплуатации машины БТР-60ПБ.
‒ Графики P= P(v) и R= R(v) для модернизированной машины пересекутся в точке, соответствующей скорости плавания примерно V= 11 км/ч.
Итак, по теоретическому расчету при одинаковой мощности двигателя на валу насоса, предлагаемый вариант увеличивает скорость плавания по сравнению с оригинальным вариантом. Недостатком рассмотренного автором варианта является более сложная технология изготовления водометного движителя по сравнению с оригинальным вариантом.
Литература:
- Министерство обороны СССР (1968), Каталог узлов и деталей бронетранспортера БТР-60ПБ, Москва, Военное издательство.
- Министерство обороны СССР (1982), бронетранспортер БТР-60ПБ: Руководство по войсковому ремонту, Москва, Военное издательство.
- Папир А. Н. Водометные движители малых судов.– Л.: Судостроение, 1970.