Организация программно-аппаратной системы по сопровождению образовательной деятельности в учреждении профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 15.06.2018

Статья просмотрена: 473 раза

Библиографическое описание:

Трунова, Л. В. Организация программно-аппаратной системы по сопровождению образовательной деятельности в учреждении профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Л. В. Трунова, И. А. Гречухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 324-335. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51380/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья содержит основные этапы исследовательской работы в области сопровождения образовательной деятельности в учреждениях профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья категорий «слепые и слабовидящие»

В последнее время во всем мире произошло осознание роли информационных технологий в общественном развитии, поэтому проблема формирования информационной культуры личности человека с ограниченными возможностями приобрела особое значение.

Актуальность темыопределяется тем, что в открытом доступе отсутствует полная информация о реализации и сопровождении систем обеспечения образовательной деятельности профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Объектом исследования являются процесс организации комфортной среды при осуществлении образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель работы — организовать программно-аппаратную систему по сопровождению образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

На основании данного законодательного акта были выдвинуты следующие требования к обучению лиц с ОВЗ.

  1. Материально-технические условия реализации, адаптированной основной образовательной программы профессионального образования обучающихся с ОВЗ должны обеспечивать достижения обучающимися с ОВЗ установленных стандартом требований к результатам освоения.
  2. Информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

 создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);

 получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

На этапе подготовки к внедрению программно-аппаратной системы по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС профессионального образования обучающихся с ОВЗ необходимо иметь целостное представление о логической структуре, существующей ЛВС ГБПОУ «Котовский промышленно — экономический техникум». Полную информацию даёт карта сети. Для составления карты сети использовалась программа 10-Страйк.

Карта Сети — рисунок 1.

Рис. 1. Карта ЛВС ГБПОУ «Котовского промышленно-экономического техникума»

Описание аппаратно-программных компонентов ЛВС:

Сетевые устройства:

‒ управляемый коммутатор 3Com Switch 4500G 48-Port (44 x 10/100/1000 + 4 x 10/100/1000 or SFP, 2 x 10-Gigabit 2-Port Module slot,L3, Full Mana;

‒ неуправляемый коммутатор GigaX1024Х ASUS 24port 10/100 FAST ETHERNET SWITCH;

‒ модем — роутер TP-LINK TD-W8961NB, ADSL2+

Локальная вычислительная сеть ГПБОУ «Котовский — промышленно — экономический техникум» имеет сервер, который является контроллером домена под именем «DOM.KC», сервером DNC, Active Directory.

Порты управляемого коммутатора 3Com Switch 4500G 48-Port:

‒ 1 порт: Lab-1 (192.168.0.1 — компьютер раздающий Интернет)

‒ 2 порт: (192.168.0.77– Server файловый сервер, контроллер домена Dom.kc)

‒ 3 порт: учебные кабинеты (39 кабинет: 192.168.0. 2–192.168.0. 11; 38,28 кабинеты: 192.168.0. 100–192.168.0. 250)

‒ 4 порт: заочное отделение (ZAOCH-TH — 192.168.0. 61; ZAOCH-1–192.168.0. 62)

‒ 5 порт Секретарь делопроизводитель (1–08EF5E1451014)

‒ 6 порт: рабочая станция, на которой будет организована программно-аппаратная система по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (User-OWZ — 192.168.0.194)

Развертывание программно-аппаратной системы по сопровождению образовательной деятельности профессионального образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья

В исследовательской работе использованы аппаратно-программные средства, доступные по бюджету образовательному учреждению ГБПОУ «Котовский промышленно-экономический техникум»

Развертывание программно-аппаратной системы для обучающихся сОВЗ, относящихся ккатегории слепых ислабовидящих всреде LUWRAIN

Прежде всего, программный продукт LUWRAIN реализован как виртуальная машина Java на ядре Linux в виде ISO-образа, поэтому для реализации аппаратно-программной системы на ней необходим компьютер с установленной операционной системой Windows, которая будет для нее базовой платформой и аппаратным обеспечением, требующим наличие стандартной клавиатуры, колонок и сетевой карты, позволяющий получать бесперебойный доступ в Интернет данной системе.

Выбранный нами компьютер User-OWZ имеет операционную систему Windows 7 64-bit. Экспериментально пришли к выводу, что для корректной работы программного продукта LUWRAIN необходима операционная система 64-bit.

Запуск LUWRAIN

Для создания аппаратно-программной системы на программном продукте LUWRAIN переходим на официальный сайт по ссылке http://luwrain.org/doc/user/start/?mode=normal&lang=ru. В соответствии с рисунком 2 выполняем скачивание продукта LUWRAIN в виде загрузочного ISO-образа на ядре Linux.

Рис. 2. Загрузка дистрибутивов

Диск подготовлен к работе.

Для запуска диска требуется перезагрузка компьютера. Вызываем BOOT — меню с помощью клавиши F12, выбираем загрузку с CD-диска. Появляется окно с загрузкой LUWRAIN, далее окно с приветствием.

LUWRAIN сообщает о готовности к работе звуковой заставкой и приветственной фразой (по умолчанию слово «Поехали»). Затем появляется окно главного меню как на рисунке 3.

IMG_20180521_101743

Рис. 3. Окно Главного меню LUWRAIN

Работа всреде LUWRAIN

Дальнейшую информацию по работе с программным продуктом LUWRAIN берем с сайта Википедия, переходим по ссылке http://wiki.luwrain.org/wiki/index.php/LUWRAIN. Существует четыре основных способа начать работу в LUWRAIN:

 открыть главное меню — клавиша Windows;

 выбрать нужное приложение (или документ) на рабочем столе клавишами Вверх/Вниз и запустить это приложение (открыть документ) клавишей Enter;

 ввести имя файла или каталога для открытия в диалоговом окне, доступном через нажатие клавиши F3;

 открыть командную строку системы комбинацией клавиш Alt+X и ввести необходимую команду (получить список доступных команд можно в соответствующем разделе нашей документации).

Навигация в системе очень проста, для нее важны всего несколько клавиш, причем перемещение курсора или выполнение команды дублируется звуковым сопровождением.

Ниже приведен список основных горячих клавиш:

 Tab — переключение активного окна;

 вверх и вниз — перемещение между строками меню;

 Home и End — перемещение курсора к началу или концу строки;

 Escape или F4 — Закрытие главного меню;

 F3 — Открытие всплывающей области для выбора файла или каталога.

Сочетание горячих клавиш для каждой группы меню определяется по-разному. Подробное описание можно найти на сайте, поэтому дипломная работа не содержит этой информации. Комбинации горячих клавиш легко запоминаются слепым человеком, так как стандартные клавиатуры содержат одинаковое расположение клавиш, а звуковое сопровождение дублирует название функции.

Далее будет описана работа с приложениями, входящими в Главное меню.

  1. Пункт Главного меню Веб-браузер

Открытие веб-страницы

Встроенный браузер LUWRAIN позволяет работать с веб-страницами. Для этого выберите необходимый пункт в Главном меню и введите адрес веб-страницы. LUWRAIN сформирует веб- страницу в удобном для чтения и навигации виде.

Внутри браузера навигация по абзацам осуществляется клавишами PageDown и PageUp, навигация по ссылкам при помощи пробела.

Официальный сайт LUWRAIN является по умолчанию домашней страницей Веб-браузера. Данная страница содержит ссылку на Википедию «Вики» по работе со средой LUWRAIN. Переходим по этой ссылки, видим руководство пользователя, рисунок 4. Выполнение запроса «Котово» рисунок 5.

IMG_20180517_120005

Рис. 4. Руководство пользователя LUWRAIN в среде LUWRAIN

IMG_20180517_121513

Рис. 5. Выполнение запроса «Котово» в среде LUWRAIN

  1. Пункт меню Плейлисты и радио

Среде LUWRAIN позволяет также работать с мультимедиа.

Плеер предназначен для прослушивания музыки, аудио или «говорящих книг» и интернет-радио.

В настоящий момент поддерживаются три формата файлов: Wave, Mp3, Ogg. Поддержка встроена внутрь системы и не требует установки никаких внешних кодеков.

Например, на рисунке 4.15 показано воспроизведение плейлиста с ресурса http://music.my radio.com.ua:8000/Classical28.mp3

IMG_20180521_103642

Рис.6. Воспроизведение мультимедийного файла

  1. Электронная почта

Приложение «Почта» представляет собой почтовый клиент с Адресной книгой, группами папок сборки и отправки писем и блоком конфигурации.

Для настройки своих почтовых ящиков зайдите в «Панель управления» «Приложения» «Почта» «Учетные записи» в соответствии с рисунком 7. По умолчанию в LUWRAIN стоит предустановка для ящиков Яндекс. Почты с доменом @yandex.ru, однако, вы можете использовать любые сервисы электронной почты.

Для открытия почтового клиента выберите в Главном меню приложение «Почта» или введите команду mail в командной строке Почтовый клиент представлен как перечень папок «Входящие», «Исходящие», «Отправленные» и «Черновики». Все ваши письма, которые были созданы в приложении «Сообщение» попадают в папку «Исходящие» и ждут отправки. Отправка и получение писем происходит по клавише F9.

IMG_20180521_111948

Рис. 7. Электронная почта

  1. Блокнот

Запуск приложения «Блокнот» осуществляется через выбор соответствующего приложения в «Главном меню» или при помощи команды notepad в командной строке.

Приложение «Блокнот» представляет собой текстовый редактор с возможностью сохранения файлов в формате txt. Сохранение файла осуществляется по нажатию клавиши F2 на рисунке 8. При этом предлагается название файла по умолчанию «Новый файл.txt» со стандартной директорией для сохранения /home/Luwrain/. Вызов документа по нажатию клавиши F3.

IMG_20180521_103226

Рис. 8. Задание имени файла текстового документа

В ходе исследования возможностей готовой аппаратно-программной системы на среде LUWRAIN, было установлено, она представляет собой пользовательскую среду для людей с нарушениями зрения, подходящую для решения большинства повседневных и образовательных задач и позволяющую запускать невизуальные приложения. Среда LUWRAIN распространяется бесплатно, поскольку является ПО с открытым исходным кодом. Её можно свободно загрузить с официального сайта в одной из нескольких форм. АРМ на среде LUWRAIN по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению готова к использованию. Внешний вид АРМ на среде LUWRAIN показан на рисунке 9.

IMG_20180517_122555

Рис. 9. Автоматизированное рабочее место для обучающихся с ОВЗ категории слепых и слабовидящих на среде LUWRAIN

На основании вышеизложенного, было принято решение, что полностью организовать сопровождение образовательной деятельности в условиях введения ФГОС профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья только средствами LUWRAIN невозможно, поэтому далее будет рассмотрена система в среде Windows.

Развертывание программно-аппаратной системы для обучающихся сОВЗ, относящихся ккатегории слабовидящих всреде Windows

Подготовка кработе аппаратного обеспечения компьютера АРМ для лиц сОВЗ

В автоматизированное рабочее место будут входить аппаратные средства в соответствии с таблицей 1.

Таблица1

Затраты на реализацию автоматизированного рабочего места для обучающихся сОВЗ категории слабовидящие

Название продукта

Описание

Цена

Аппаратная средства АРМ для слабовидящих

Optelec Compact 4 HD

Непрерывный зум: увеличение с 1,7 до 12 раз

Камера с автофокусом высокой четкости

4.3-дюймовый полноцветный широкоэкранный TFT-дисплей

Высококонтрастные полуцветы для более легкого чтения

Инновационный дизайн светодиодного освещения для постоянно освещенного на экране изображения

Снимки с звуковыми индикаторами

Аккумулятор, предлагающий в среднем 3 часа непрерывного использования

70 000 руб

Клавиатура Clevy с большими кнопками для людей с ограниченными возможностями

Величина кнопок: длина 2 см, ширина 2 см.

Величина основных символов на кнопках: длина 7 мм, ширина 5 мм.

Клавиатура русифицирована.

Клавиатура не содержит острых, выступающих частей.

Кнопки клавиатуры зафиксированы на железной базе.

Для использования клавиатуры требуется ресивер SimplyWorks.

14 720 руб

Программные средства

SuperNova 16.02 Экранная лупа & Экранный чтец

Windows 10; Windows 8; Windows 7 (32-bit editions); Windows 7 (64-bit client editions); Windows 8; Windows XP Home (with Service Pack 2 or later); Windows XP Pro (with Service Pack 2 or later)

Процессор:

Одно-двухъядерный процессор Intel Pentium,

Xeon i-series процессор либо серии AMD.

Память на жёстком диске5 Гб

Видеосистема:

Видеокарта должна иметь двойной DVI/HDMI привод для поддержания работы на нескольких мониторах.

Аудиосистема:

Звуковая карта Windows MME либо аналог

43 800 руб

Knop — клавиатурный тренажер

Windows XP и выше; Pentium III или AMD Athlon 700 MHz или выше;

Оперативная память: 128 MB;

Звуковая карта совместимая с DirectX 9.0;

200 Мб свободного пространства на жестком диске.

Бесплатно

Luwrain — операционная система

Windows XP и выше; Pentium III или AMD Athlon 700 MHz или выше;

Оперативная память: 128 MB;

Звуковая карта совместимая с DirectX 9.0;

200 Мб свободного пространства на жестком диске; Клавиатура; Мышь;

Бесплатно

Говорилка — преобразователь текста

Платформа: Windows 9x/NT/ME/2000/XP/2003/Vista

Звуковая плата;

Установлена SpeechAPI 4 или SpeechAPI 5 (SAPI 5).

Установлен хотя бы один речевой движок (text-to-speech engine).

Бесплатно

Итого затраты на одно рабочее место:

128520 руб

Компьютер с операционной системой Windows, входящий в ЛВС с выходом в Интернет в соответствии с приложением А.

  1. Подключение клавиатура Clevy.

Прежде всего, напоминаем, что клавиатура Clevy является новейшим техническим средством для обучения и станет незаменимым помощником для обучающихся, которые осваивают компьютер и цифровой мир. Устройство оснащено большими кнопками. Без разделяющей накладки. Для работы с клавиатурой Clevy необходим концентратор RECEIVE:2.

Для использования концентратора RECEIVE:2 необходимо произвести его сопряжение с клавиатурой по следующей схеме:

  1. Установить клавиатуру вблизи концентратора RECEIVE:2
  2. Коротко нажать кнопку сопряжения Pair на устройстве RECEIVE:2. Светодиодный индикатор сопряжения начнет мигать.
  3. В течение 10 секунд после этого следует коротко нажать кнопку сопряжения Pair Button на передатчике.
  4. Светодиодный индикатор сопряжения Pair на устройстве RECEIVE:2 начнет медленно мигать непродолжительное время, пока устанавливается связь с передатчиком. Через короткий промежуток времени светодиодный индикатор сопряжения Pair удет постоянно гореть в течение 5 секунд, показывая, что устройства успешно сопряжены. Когда данные будут переданы с передатчика на устройство, светодиодный индикатор сопряжения Pair будет коротко мигать, показывая, что радиосвязь работает.

Клавиатура готова к использованию. Внешний вид клавиатуры Clevy с концентратором RECEIVE:2 показан на рисунке 10.

IMG_20180424_101827IMG_20180521_131522

Рис. 10. Clevy необходим концентратор RECEIVE:2

  1. Демонстрация возможностей оптического электронного увеличителя текста Optelec Compact 4 HD на рисунке 11.

IMG_20180424_101305

Рис. 11. Оптический электронный увеличитель текста Optelec Compact 4 HD

На автоматизированное рабочее место аппаратно укомплектованное будут установлены программные средства в соответствии с приложением Б.

Установка идемонстрация возможностей программы SuperNova 16.02 Экранная лупа & Экранный чтец

Установка программы «SuperNova 16.02 Экранная лупа & Экранный чтец» не вызвала затруднений. Следуем рекомендациям мастера установки в соответствии с рисунком 12. Все этапы установки сопровождается озвучиванием действий пользователя.

Рис.12. Установка программы «SuperNova 16.02 Экранная лупа & Экранный чтец»

Далее на рисунке 13 показано главное окно программ SuperNova 16.02.

Рис. 13. Интерфейс программы «SuperNova 16.02 Экранная лупа & Экранный чтец»

При первом запуске появляется меню программы, которое озвучивает названия программ закрепленных на панели управления. Рисунок 14.

IMG_20180426_170715

Рис. 14. Меню программы «SuperNova 16.02 Экранная лупа & Экранный чтец»

На рисунке 15 продемонстрированы возможности по увеличению объекта экрана в 14 раз, это не предел — максимальное увеличение в 50 раз.

IMG_20180426_170625

Рис.15. Объект экрана, увеличенный в 14 раз программой «SuperNova 16.02 Экранная лупа & Экранный чтец»

Knop— клавиатурный тренажер для незрячих

Для обучающихся с ОВЗ, относящихся к категории слабовидящих, чтобы работать в среде Windows необходимо владеть печатью в «вслепую», и поможет им в этом клавиатурный тренажёр Knop.

Программа использует эмулятор системы ДОС — DosBox, позволяет без применения зрения научиться печатать на клавиатуре десятью пальцами, при этом озвучиваются все упражнения, нажимаемые клавиши, и голосом даются необходимые подсказки.

Этот тренажёр разработан незрячим математиком Алексеем Комарницким.

В ходе выполнения дипломной работы клавиатурный тренажёр Knop был скачен по ссылке: http://yadi.sk/d/724rlunj2Qt03

Программа не требует установки. После распаковки запускайте файл dosbox.exe и сразу начинайте тренироваться. Рисунок 16 иллюстрирует интерфейс программы Knop.

2018-05-10_130616

Рис.16. Интерфейс клавиатурного тренажера для незрячих Knop

Установка программы Govorilka

Govorilka (Говорилка) — небольшая бесплатная программа (читалка) для чтения текстов голосом. Govorilka может прочитать вслух любой текст, на любом языке, любым установленным голосом. Также с помощью программы Govorilka можно быстро записать, например, лекцию или учебник в MP3 файлы и слушать их на MP3 плеере.

Выше сказанное делает данную программу незаменимой при создании программно-аппаратной системы по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Установка программы Govorilka не вызвала затруднений. Следуем рекомендациям мастера установки.

http://rainbowsky.ru/images/govorilka-01.png

Рис. 17. Интерфейс программы Govorilka

АРМ на среде Windows по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению готово к использованию. Приложение Г.

IMG_20180512_104332

Рис. 18. Автоматизированное рабочее место для обучающихся с ОВЗ категории слабовидящих на среде Windows

Заключение

В данной дипломной работе обосновано внедрение программно-аппаратной системы по сопровождению образовательной деятельности профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ЛВС образовательного учреждения.

Благодаря проведенной практической работе в образовательном учреждении выполнена модернизация локальной вычислительной сети путем внедрения программно-аппаратной системы по сопровождению образовательной деятельности профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ЛВС образовательного учреждения.

Литература:

  1. Белоглазова А. А. Образование и социализация детей с нарушениями зрения / А. А. Белоглазова // Коррекционная педагогика. — 2015. — № 1. — С. 83–86.
  2. Медова Н. А. Методические рекомендации по работе с книгами, предоставленными фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»: метод. пособие / Н. А. Медова, Т. В. Ревина, М. В. Ершова; ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. — Томск, 2014. — 36 с. — (В помощь реабилитологу).
  3. Новикова И. М. Концептуальные основы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. М. Новикова // Дефектология: науч.-метод. журн. — 2016. — № 3. — С. 81–88.
  4. Технический прогресс — в помощь слепым// Наша жизнь. — 2016. — № 5. — С. 80–82.
  5. Пляхневич Л. И. Изобразительная деятельность как способ активизации внутренних ресурсов дошкольников с нарушениями зрения / Л. И. Пляхневич // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 4. — С. 44–53.
  6. Для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания: метод рекомендации / Рос. гос. б-ка для слепых; сост. Т. В. Зенова. — М., 2015. — 42 с., [4] л. ил.
  7. Саматова А. В. Социализация как этап успешного развития детей с глубокими нарушениями зрения: мифы и реальность / А. В. Саматова; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2015. — 54 с. — (Заочная школа для родителей).
  8. Советы учителям и родителям незрячих детей, имеющих дополнительные проблемы развития: реф. пер. брошюры Королев. нац. ин-та слепых Великобритании / Рос. гос. б-ка для слепых; сост.-пер. Г. С. Елфимова. — М., 2015. — 48 с. — (Заочная школа родителей).
  9. Трунова Г. Космические спасатели: занятие тифлопедагога и психолога со старшими детьми с нарушениями зрения (с использованием сенсорной комнаты) / Г. Трунова, И. Майорова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 2. — С. 81–85.
  10. Тупоногов Б. К. Вариативные формы коррекционно-педагогической работы при изучении курса природоведения детьми со зрительной депривацией: метод. пособ. / Б. К. Тупоногов. — М.: ООО «ИПТК «Логосвос», 2015. — 367 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).
  11. Удалова Т. В. Использование наглядных пособий на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения / Т. В. Удалова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 43–49.
  12. Учитесь понимать незрячего: метод. пособ. / сост. Н. А. Ланкина, Е. Б. Улькина; Амур. обл. спец. б-ка для незрячих и слабовидящих. — Благовещенск, 2011. — 14 с.
  13. Фомина Л. А. Некоторые важные аспекты развития незрячего ребенка и становление его личности / Л. А. Фомина; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2015. — 54 с. — (Заочная школа для родителей).
  14. Шведова Н. П. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся / Н. П. Шведова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 3. — С. 49–54.
Основные термины (генерируются автоматически): LUWRAIN, профессиональное образование обучающихся, образовательная деятельность, ограниченная возможность здоровья, программно-аппаратная система, Главное меню, Экранная лупа, Экранный чтец, AMD, условие введения.


Похожие статьи

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности "Медицинский массаж"

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности "Медицинский массаж"

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос