Данная статья посвящена технологиям проблемного обучения, которые наиболее часто я использую в своей педагогической практике.
Ключевые слова: учитель, проблемные образовательные технологии, технология «Связь», игровая технология.
Свою статью мне бы хотелось начать со слов члена парламента Таиланда, доктора Арта-Онга Джумсаи: «Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин и женщин с сильным характером».
Профессия учителя — одна из важнейших в современном мире. От усилий учителя зависит будущее человеческой цивилизации. Учитель — это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей прекратится, то неизбежно наступит кризис.
Мы живем во время перемен, поэтому сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Общество поставило перед образованием новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, которые быстро ориентируются в различных ситуациях, творчески решают возникающие проблемы, понимают и принимают всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
За три года работы в школе я понял, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать, чтобы твой урок запомнился? Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверен, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Целью моей педагогической деятельности является формирование разносторонней личности школьника через современные проблемные образовательные технологии и умение ориентироваться в новом обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории и обществознания.
В своем выступлении мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми интересными технологиями, которые я использую в своей работе.
На своих руках я всегда ставлю две главные неразрывные задачи: образовательную и воспитательную.
Одной самой яркой новой технологией является «Связь». На уроках обществознания есть огромное количество тем, которые направлены на воспитание учащихся. Расскажу подробнее на конкретном примере.
Урок обществознания, 10 класс, тема: «Общение как обмен информацией», на стадии вызова я даю ребятам задание, достать свои мобильные телефоны, открыть обычное текстовое сообщение и набрать следующие слова: «Я вас любил: любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…» и затем говорю, чтобы они отправили это сообщение своим близким людям, которые им очень дороги. Далее следует цепная реакция, вопрос — для чего это? что это такое? После чего я определяю проблему урока. Вы, конечно, узнали строки из известного стихотворения А. С. Пушкина. Это, к сожалению, увядающий, но при этом претерпевающий удивительную метаморфозу эпистолярный жанр. Таким образом, люди раньше общались, а сегодня все по-другому. Какова же цель этого урока? Ребята пытаются определить цель и ответить на вопрос. Цель нашего урока — рассмотреть средства общения, дать характеристику общению в современном обществе, выявить современные способы общения. Затем идет изучение темы урока, в конце остается время для прочтения ответов, которые поступили ребятам на телефон. Такая технология на уроке позволяет мотивировать учащихся на работу, и опять же главным связующим является воспитательный момент (признание в своих чувствах близким людям).
Важное значение на своих уроках я отдаю игровым технологиям. В прошлом учебном году я освоил такую игру, как «Крокодил», которую стараюсь иногда использовать в своей работе. Суть данной игровой технологии заключается в том, что одному из игроков даётся какое-либо слово, приготовленное на карточке заранее (например, термин «личность»). Задача данного игрока состоит в том, чтобы объяснить учащимся загаданное слово, не используя при этом слов и звуков. Используются только движения, жесты и мимика. Соответственно, задача учащихся заключается в том, чтобы правильно определить и назвать загаданное слово и затем дать ему пояснение, а если это личность — вспомнить, какие события произошли при нем.
Не так давно на уроке истории в 10 «А» классе я провел урок-повторение по теме: «Начало Руси», заранее я заготовил карточки со словами: история, народ, славяне, ледник, неандерталец, Игорь, Ольга, Святослав и т. д. Казалось бы, 10 класс, кто же будет играть… Вроде уже взрослые ребята, наверное, откажутся выходить к доске и показывать что-то. На мое удивление, данная игра прошла с большим успехом. Таким образом, закрепление пройденного материала прошло в нестандартном формате, где учащиеся повторили ключевые моменты данного раздела. Итогом урока стал подсчет отгаданных слов, разбор сложных слов.
Готовность к переменам в педагогической деятельности в современных условиях — важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Поэтому в своей работе я пытаюсь регулярно найти новые технологии и методы обучения.
И в заключение мне хочется сказать, что невозможно стать настоящим учителем без любви и уважительного отношения к ученику, каким бы он ни был, плохим или хорошим, и дети это тонко чувствуют и обязательно ответят тебе тем же, и, как следствие, придут успехи и высокие результаты. Ибо нет большей награды для учителя, чем ученик, превзошедший его по знаниям и умениям.