Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. В программе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников азам древней игры, позволяющий приобщить к ней детей 5–7 лет.
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения кружковой работы по шахматам с дошкольниками. Рабочая тетрадь-раскраска содержит обширный материал для проведения 36 шахматных занятий на основе программы по дополнительной образовательной услуге обучения игре в шахматы «Юный шахматист» для детей 5–7 лет. Программа рассчитана на одно занятие в неделю в групповой форме обучения, продолжительность одного занятия — 30 минут. Первый год обучения с 1 по 34 занятие, второй год обучения с 35- по 68 занятие.
Так как в школе ввели обязательный предмет по шахматам, возникла необходимость разработать индивидуальную тетрадь с основными азами шахматной игры. При окончании шахматного курса, состоящего из 34 занятий, именная рабочая тетрадь остается у ребенка, что позволит более успешному освоению школьного материала.
Цель изадачи методической разработки
Цель— рабочая тетрадь-раскраска разработана для выполнения упражнений которые помогут повысить интерес ребенка дошкольного возраста к занятиям шахматами и более успешно освоит программный материал.
Задачи:
– Приучать детей к самостоятельной работе в индивидуальных тетрадях, так как многие дети лучше усваивают материал при совмещении наглядного и словестного методов.
– По заполняемости тетради легко определяются слабые места успеваемости ребенка.
– Видимый отчет деятельности и успеваемости ребенка на кружке перед родителями.
Заключение
Рабочая тетрадь-раскраска разработана на основе программыпо дополнительной образовательной услугеобучение игре в шахматы«Юный шахматист»
Рабочая тетрадь-раскраска проста в использовании и содержит:
– Условные обозначения;
– Каждое занятие расписано и четко сформулировано задание;
– В тетради отведено специальное место для выставления наклейки-оценки за каждое занятие;
– Так же внимательный ребенок может найти подсказки в данной тетради.
– Для разгрузки ребенка в тетради содержаться таки задания как: лабиринт, раскраска, соединение точек и т. п.
Литература:
- А.Карпов, Н.Калиниченко «Начальный курс дебютов» М., 2007;
- А.Костенюк «Как научить шахматам» М., 2008;
- А.Дорофеева «Хочу учится шахматам!» М., 2008;
- Кормишкин А. М. Шахматы для всех/ А. М. Кормишкин. –М.:Триумфальная марка, 1997. -288с.
- Костров В. Шахматы для детей и родителей /В.Костров, А.Бернштейн, Н. Яковлев. — СПб.: ЦНТИ, 1997.-102с.
- Костьев А. Н. Уроки шахмат / А. Н. Костьев. –М.:ФиС, 1984.-208с.