Ключевые слова: муниципальная система образования, образование, управление, структура системы образования
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на получение образования. Это право на образование детализируется с 1 сентября 2013 г. в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором содержатся основные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Согласно закону, образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. [1, ст. 2]
Обеспечить реализацию права человека на образование и достижение образовательных целей призвана система образования. В научной литературе существует множество подходов к определению понятия «система образования», акцентирующих внимание на различных аспектах его содержания. С социально-экономической точки зрения система образования представляет собой совокупность образовательных учреждений различного типа и вида, а также управляющих структур, которые непрерывно взаимодействуют другом с другом с целью становления, стабилизации, оптимального функционирования процессов экономического развития. [2, с. 15]
В зависимости от территориальной принадлежности в научной литературе выделяют образовательные системы различных уровней управления:
– федеральную (в рамках которой действуют образовательные организации любых видов и организационно-правовых норм, находящиеся на территории страны);
– региональную (объединяет образовательные учреждения какого-либо региона и региональные органы управления образованием);
– муниципальную (объединяет образовательные учреждения, входящие в состав муниципального образования, и муниципальные органы управления образованием).
А. Н. Лунев предлагает рассматривать муниципальную систему образования (МСО) как систему устойчивого и планомерного взаимодействия образовательных учреждений, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального образования, местной администрации и органов управления образованием, обеспечивающая высокоэффективную организацию образовательных услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев населения, и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления. [3]
По мнению В. Б. Зотова, МСО представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием, в интересах населения территории данного муниципального образования, ее комплексного развития. [4, с. 257]
Расширенное понимание структуры системы образования на муниципальном уровне включает в себя следующие блоки:
– нормативно-правовое обеспечение образования,
– органы управления образованием в зависимости от уровня управления,
– участники образовательных отношений,
– ресурсное обеспечение функционирования системы образования.
При исследовании образовательной системы одной из важнейших характеристик является процесс управления. Управление системой образования представляет собой системный процесс воздействия субъекта управления образованием на объекты управления, направленный на обеспечение оптимального функционирования и совершенствования системы образования. [5, с. 96]
Управление как процесс включает в себя планирование, организацию, руководство и контроль, определяет функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.
На управление системой образования на муниципальном уровне влияют факторы внешней среды: природно-климатические, экологические, демографические, социально-экономические и политические условия, оказывающие влияние на внутренние характеристики системы образования.
Говоря о функционировании образовательной системы, следует выделить две группы процессов:
- Образовательные (основные) — педагогическая деятельность, результатами которой являются усвоение знаний, умений, навыков, освоение компетенций учащимися.
- Обеспечивающие — процессы, направленные на качественную реализацию образовательных процессов, поставляющие для этого ресурсы и создающие необходимые условия.
Можно выделить две основные группы задач, стоящие перед муниципальным управлением образованием. Эти группы выделяются с учетом того, что у образования могут быть два основных состояния (режима): функционирование и развитие. Задача управления функционированием — это обеспечение эффективного использования имеющихся в наличии внутренних возможностей муниципальной системы образования. Задачи управления развитием образования могут быть определены как задачи обеспечения максимально высоких темпов наращивания возможностей муниципальной системы образования и повышения эффективности их использования.
Функционирование муниципальной системы образования усложняется тем обстоятельством, что оно происходит под воздействием постоянно изменяющейся как внутренней, так и внешней среды. Поэтому одна из важнейших задач управления в образовании состоит в том, чтобы как можно целесообразнее реагировать на эти изменения, что может обеспечиваться только своевременной и эффективной перестройкой системы образования соответственно изменяющимся условиям.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Головчин, М. А. Образование: региональные проблемы качества управления: монография / М. А. Головчин, Г. В. Леонидова, А. А. Шабунова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. — 197 с.
- Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. — 2014. — № 02 (февраль). — URL: http://e-научно-методический электронный журнал koncePtru/2014/l406ahtm
- Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с.
- Медведева Н. В. Инновационный подход к управлению системой образования / Н. В. Медведева // Материалы Ивановских чтений. — 2012. — № 2. — С. 96–100