Жизнедеятельность видных государственных и политических деятелей прошлого может послужить для подрастающего поколения в качестве достойного образца для подражания. В этой связи, заслуживает особого внимания деятельность Низомульмулька в должности главного визиря в государстве Сельджукидов. В период расцвета династии Сельджукидов столицей их государства являлся Багдад. Низомульмульк возвел в этот период в данном городе медресе Низомия, чем оказал большое воздействие на развитие науки в Багдаде. Из этого следует, что Низомульмульк был просвещенным и мудрым государственным деятелем.
Абу Али Хасан ибн Али Тусий — Низомульмульк представляет собой великого государственного деятеля, оставившего неизгладимый след в истории и культуре Востока своим произведением “Сияр ул-мулук” (“Наука об управлении”). В государстве сельджукидов он поднялся с должности писаря, секретаря до поста главного визиря в период правления падишаха Альпарслана (1063–1072 годы) и, благодаря своей мудрой политике, прославился под именем “Низомульмульк”, то есть “установление, порядок собственности”. В годы правления сына Альпарслана Маликшаха придворным сановникам и ученым было поручено написать брошюру о методах и порядке государственного правления. Написанное в 1091 году сочинение Низомульмулька “Сияр ул-мулук” пришлось по душе правителю.
Просвещенные люди той эпохи оценивали данное произведение в качестве политической программы сельджукидов. Основные аспекты произведения заключаются в том, что визирь Низомульмульк призывает правителей к совести, гуманности и великодушию, ответственному отношению к своим обязанностям, взывает к установлению строгого порядка, к осуществлению конкретных действий, направленных на обеспечение честного и добросовестного труда чиновников, процветание страны, ее устойчивого развития, мира и согласия. Низомульмульк был всесторонне развитой личностью, он являлся дальновидным политиком, справедливым и честным человеком, в качестве мудрого правителя стал образцом для подражания последующим поколениям.
Низомульмульк одним из основных требований государственного правления считал правильный подбор руководящих кадров и их расстановку, выдвижение им поручений исходя из их индивидуальных качеств, он выдвигал при этом на первый план исполнительскую дисциплину и ответственный подход к делу.
Еще одна мысль Низомульмулька приобретает определенную созвучность с нашей эпохой. Она заключается в том, что в государстве должно быть мощное централизованное правительство. Лишь при этом условии в стране будут царить мир и справедливость, достигнут своих целей подданные, общество будет жить в мире и согласии. По мнению Низомульмулька, каждый пострадавший человек и вообще весь угнетенный люд должен иметь доступ к представителям всех уровней власти, начиная от местных правителей и сановников, кончая визирем и падишахом, чтобы озвучить свою жалобу или просьбу. Он отмечает следующее: “Падишах обязан два раза в неделю принимать пострадавших, жестоко наказывать притеснителей, непосредственно слышать глас своего народа. Если в стране распространится весть о том, что правитель, вызвав к себе своих советников два раза в неделю, выслушивает их и наказывает угнетателей народа, тогда притеснители начнут задумываться о возможных последствиях своих действий и перестанут чинить произвол” [1, с. 20].
Низомульмульк в своем произведении, учитывая огромную роль в жизни простого люда действий государственных сборщиков налога, призывает их быть справедливыми. В своем произведении он пишет следующее: “Ставя задачу перед сборщиками подати, необходимо указать на то обстоятельство, что с народом следует обращаться достойным образом, и, кроме основного налога, не требовать от него ничего другого. Основной налог (хирадж) также должен собираться таким образом, чтобы не нанести людям излишнего вреда. Если подати будут собираться раньше срока, то при этом пострадают подданные, так как это вынудит их продавать свое имущество за полцены,оставлять свои дома и скитаться в поисках лучшей доли” [1, с. 29]. По этой причине, во все времена сборщики подати должны состоять из честных и справедливых людей. Только тогда народ можно уберечь от обнищания и разорения.
В государстве сельджукидов одной из важнейших должностей являлся пост кази (верховного судьи). В данной связи в своем произведении справедливый визирь придает этому большое значение. “Страна должна быть в полной мере осведомлена о положении кази и, если кто-либо из них ведет аскетический образ жизни, малообеспечен, но отличается смиренностью, необходимо воспитывать их и работать с ними. В ином случае, они лишатся своей должности и их место займут другие более достойные люди. Каждому из них необходимо выплачивать соответствующее приличное жалованье, чтобы прикрыть путь для противоправных действий. Ибо это очень деликатная работа, они выносят суд над хорошими и плохими представителями мусульманского мира. Это дело нельзя поручать злобным и невежественным людям, а привлекать к нему лишь честных, мудрых” [1, с. 47–48] — пишет Низомульмульк. Из этого вытекает мысль о том, что честная и справедливая деятельность сановников во многом зависит от ее достойной оплаты. Если и в этом случае сановник начнет грешить, его необходимо строго наказать, не допускать впредь к какой-либо государственной должности.
Низомульмульк относительно издаваемых при дворе указов, распоряжений и их исполнения отмечает следующее: “Если при дворе падишаха очень часто будут издаваться указы и направляться на места, то к ним соответственно уменьшится степень почтения. Если нет острой необходимости, то не следует отправлять никаких высших предписаний. Степень уважения к указу и его мощь должны быть таковы, что вплоть до его исполнения он должен находиться в руках исполнителей. Воля падишаха отличается от других обязательностью своего исполнения и требует серьезного к себе отношения” [1, с. 77]. Разумеется, насколько сильна центральная власть, настолько возрастает степень осуществления того, что предписано в издаваемых ею указах и постановлениях, а в государстве будет царить справедливость.
Для устойчивого развития государства огромное значение приобретает уместное распределение его казны. Низомульмульк о порядке взимания средств в казну и их сохранности пишет следующее: “У падишахов всегда были в наличии две казны, одна из них была основной, а вторая — направлена на покрытие расходов. Приобретенное имущество отправлялось, в основном, в первую казну, и без необходимости отсюда не использовался ни один дирхем. Каждая вещь в казну поступала из регионов, каждая имела свое место, и не допускалось их смешения. Каждая вещь должна быть реализована своевременно и уместно. Только в этом случае можно избежать отрицательных явлений в аспекте пожертвований, дарения, предоставления товара. Казна всегда должна быть благоустроенной, лишь в этом случае люди будут жить в достатке” [1, с. 227–228].
Низомульмульк, несмотря на его богатейший опыт в качестве мудрого и справедливого государственного деятеля, вскоре был смещен с поста визиря сельджукидом Маликшахом. Этому способствовали клеветнические доносы падишаху его приближенных, которым была не по душе чистосердечность Низомульмулька. Его должность занял визирь, которому были свойственны лицемерие, мздоимство и карьеризм. По этой причине государство сельджукидов вскоре начинает переживать кризис. В действительности, каждый правитель, услышав о ком-либо из своих приближенных негативные мысли, должен сначала определить степень их достоверности, а затем принимать соответствующее решение. В данном месте мы сочли необходимым привести слова великого полководца Амира Тимура о значимости в государстве деятельности визиря: “… Если правитель отличается жестокостью, а визирь — умом, последний способен изменить нрав падишаха в лучшую сторону, однако если сам визирь является деспотом, то дела страны в скорое время придут в полное расстройство” [2, с. 74–75].
Низомульмульк в своем произведении приводит некоторые события, связанные с деятельность прежних правителей, этим он желает показать их положительные свойства в качестве образца для подражания нынешним правителям. Говоря об их отрицательных качествах, он на их дальнейших последствиях предостерегает своих современников. Данное обстоятельство, в свою очередь, повысило историческую значимость данного сочинения и привело к тому, что оно вскоре было переведено на многие языки мира. Перевод произведения “Сияр ул-мулук” с фарси на узбекский язык впервые был осуществлен в 1997 году Шодмоном Вохидом Хусейнзаде и Автандилом Эркиновым.
В заключении следует отметить, что в сочинении Низомульмулька “Сияр ул-мулук” на примере ушедших поколений подробным образом освещена деятельность мудрых правителей и справедливых сановников, их взвешенный подход в осуществлении здравой внешней и внутренней политики. В данном аспекте произведение Низомульмулька “Сияр ул-мулук” и “Уложения” Амира Тимура, в полной мере воплотившие в себе вопросы государственного правления, могут послужить в качестве научного и практического руководства для целеустремленной молодежи в деле изучения основ государственного управления в нынешнее время, когда осуществляются коренные реформы в управленческой сфере.
Литература:
- Низомульмульк. Сияр ул-мулук. — Ташкент: Адолат, 1997.
- Уложения Тимура. Под ред. Б.Ахмедова. — Ташкент: Ғафур Ғулом, 1991.