Музей и посетитель: новые подходы во взаимодействии в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 16.06.2018

Статья просмотрена: 9589 раз

Библиографическое описание:

Глухова, И. Л. Музей и посетитель: новые подходы во взаимодействии в современном мире / И. Л. Глухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 341-344. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51413/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена раскрытию современных подходов во взаимодействии посетителей с музеями. В последнее десятилетие музейного посетителя рассматривают как потребителя. Музеи вынуждены ориентироваться на клиента, потакать интересам аудитории. Именно аудитория выдвигает запросы музею, формируя вектор его развития. Особое внимание в статье уделяется проблемам и новым тенденциям при реализации коммуникативной функции музеев.

Современный посетитель требует обращение к себе внимания со стороны музея. В конце 1990-х гг. ХХ в. начинают развиваться обслуживающие функции культурных учреждений. Музей как культурный центр в большей степени обращен к личности, берет на себя функции организации досуга граждан, реагируя на социальный заказ, стиль жизни.

Интерес к публике в зарубежных странах стал активно развиваться в 1970-е гг. Отдельные музеи проводили опросы среди небольших групп. Акцент был сделан не на посетителе, а на работе музеев, которая оценивалась через показатели посещаемости [1, с. 230].

В России за последние годы исследования музейной аудитории сильно не изменились. Основной метод, который применяют работники — это опрос. По мнению А. Максимовой, он не дает представления об отношении посетителя к культуре, восприятия музейных предметов и искусства [2, с. 43]. На рубеже XX-XXI в. П. МакМанус выдвинул три подхода к изучению музейной публики [3, с. 12–13]:

Бихевиористический подход направлен на то, чтобы посетители больше времени проводили в музее и осматривали как можно больше экспонатов. Исследователь уделяет внимание поведению посетителей. Его интересует траектория движения посетителя, остановки, время, которое он затратил на осмотр экспоната и посещение музея. Один из методов, который относится к данному подходу — это трекинг. Наблюдатель следует за посетителем и фиксирует время пребывания рядом с музейными предметами. В рамках данного подхода можно использовать метод эксперимента. Менять экспонаты местами и наблюдать за поведением посетителей.

Когнитивистский подход направлен на то, чтобы донести необходимую идею до аудитории, отобрав нужные экспонаты. Данный подход направлен на обучение. Оценить образовательный эффект можно с помощью тестирования до и после посещение выставки.

Интерпретативистский подход основывается на том, какой смысл посетители придают увиденному, какую информацию получили, как обсуждают экспонаты. В данном подходе уместно применить интервью фокус-группы, где респонденты получают возможность развернуто отвечать на поставленный вопрос. Натуралистическое наблюдение предоставляет возможность исследовать разные социальные группы (семья, школьники, студенты) и их отношение к выставке. В данном подходе используется метод картографии индивидуальных смыслов. В центр ставятся экспонат, личность, событие, с которыми связана выставка, и посетители называют ассоциации, которые возникли. После посещения выставки анализируются перемены, которые сформировались в процессе.

В современном мире необходимо использовать методы, которые дают возможность детально исследовать потребителя музея. Нужно разрабатывать и продвигать новые методы, параллельно с традиционными. К традиционным Б. Дубин относит опрос, интервью, книги отзывов, рисунки, фотографии, материальные «следы» посетителей (потертость ковра и паркета, сломанные экспонаты и другое) [4, c.106–109]. Все исследования посетителей проводятся в натуралистической или экспериментальной стратегиях. В первом случае за объектом наблюдают в естественных условиях. Во втором случае ситуация моделируется, участники предупреждены о том, что они являются объектами исследования, их мнения будут учитываться.

Отношение к музейному посетителю изменилось. В прошлом никто не интересовался мнением зрителя. Основные функции музея рассматривались в сохранении экспонатов и их изучении, а посетители часто отвлекали от главной задачи. Сегодня дело обстоит по — другому. Музеям не хватает потребителей услуг. Рассуждая о том, кем является посетитель Реммельт Даалдер приходит к выводу, что посетитель — это почетный гость, а не потребитель или диктатор [5, с.18–20]. Человек приходит в музей приятно провести время. Он рассчитывает, что ему предложат все услуги, которые может предложить радушный хозяин гостю.

Современный музей в настоящее время делает все возможное, чтобы посетитель стал активным участником, а не пассивным наблюдателем. Соколов А. С. называет общество XXI века «обществом информационного потребления» [6, с. 4]. Это общество не нуждается в искусстве, отвергает культурные ценности. Соколов А. С. пытается ответить на вопрос, почему в такой сложившейся ситуации музей остается востребованным. Причиной этому является поиск новых технологий и инструментов. Посетитель самостоятельно осуществляет культурный отбор. Прежде чем пойти в музей он в интернете отбирает те экспонаты, которые удовлетворят его интерес.

В настоящее время существует множество подходов к музею и его деятельности. Музей воспринимается как рекреационное учреждение, как коммуникативная система, как образовательное учреждение.

В 1990-е гг. к музеям стал формироваться коммуникативный подход. Данный подход основной упор делает на музейном предмете. Он рассматривается как культурный текст, который обладает многоуровневостью, многоаспектностью, многослойностью научного исследования. Гносеологическая функция помогает дать исчерпывающую информацию о предмете. В современном развитии можно отметить переход к комплексному исследованию объекта в качестве многомерной системы. Музееведение — интердисциплинарная наука, которая дает человеку знание через музейный предмет [7, с. 30–32]. Формы научной коммуникации специфичны. Экспозицию нельзя сравнить с монографией по полноте раскрытия темы. Экспозиция раскрывает проблему фрагментарно с помощью экспонатов. В пределах экспозиционных залов формируется тематическая, изобразительная или историческая связи различных явлений. Сюжетное построение выставки предполагает стилевое единство, которое отражает выбранную эпоху.

Ирена Цеслиньска, директор центра науки «Коперник» пытается ответить на вопрос, с какой целью посетители приходят в музей и чего они ожидают. По ее мнению, посетитель ищет самоопределение, подтверждение своих идеалов. Во-вторых, ожидают развлечения и приятное времяпровождение. В -третьих, посетитель рассчитывает на общественный контакт. Именно эти три составляющие заставляют человека вставать и идти в музей [8, с. 15].

Посетители музея делятся по разным критериям (по полу, возрасту, происхождению т. д.). При построении экспозиции эти критерии необходимо учитывать. О. С Сапанжа делит посетителей на три группы. В основе лежит частота посещения музеев. Первая группа — случайные посетители, вторая — регулярные посетители и третья — пользователь музея (кому музей нужен для жизни, работы) [9, с.7–9].

В XXI веке аудитория музеев претерпела изменения. Эти изменения связаны с появлением и развитием интернета. Социолог Любовь Петрунина отметила в интервью, что сегодня невозможно с точностью описать современного посетителя, потому что многие посещают виртуальные экспозиции, которые отражают только количественные показатели [10, с.14–16]. Доля виртуальных посетителей выросла и перекрыла долю реальных. Это затрудняет разработку программ по взаимодействию посетителей и музеев Музейные работники предполагают, что виртуальные посетители — это молодые люди до 40 лет. Возраст реальных посетителей старше 40 лет. В настоящее время можно говорить об «омолаживании» музеев. Это связано с привлечением в музей дошкольников. Вместе с тем посетители хотят получить не сухие знания, но еще и эмоциональную разрядку, интерактивность, своими силами добыть интересующую их информацию.

Несмотря на то, что музеи меняются под вкусы посетителей, нельзя допустить, чтобы аудитория диктовала свои правила музею. Эту проблему поднял на семинаре директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он сравнивает музей со школой. Главная задача этих учреждений воспитывать людей. Как школа не слушается, что от нее требуют дети и родители, так и музей не должен слепо потакать желанием публики [11, с. 11]. Эта проблема заключается в том, что музейная деятельность и музейное образование существуют отдельно, соприкасаясь только частично. У людей сначала нужно сформировать высокие знания о культуре, законодательству, бухгалтерии, коммерческой деятельности, содержанию музеев, а потом требовать от них сохранение культурных ценностей. Сегодня музей ассоциируется как коммуникативное пространство. На рубеже XX-XXI вв. наметилась тенденция на увеличения функций музея, сосредоточение на воспитательно-образовательном процессе. Это означало одно, музей расширял сферы социального охвата, помогал людям адаптироваться в современном мире. В 1968 г. Д. Ф. Камерон ввел термин «музейная коммуникация». Под ней он понимал диалог между музейным экспонатом и посетителем. Однако, чтобы предмет заговорил, музейщикам придется искать новые методы подачи информации. Готовность посетителей слышать и понимать «язык» экспонатов — важное условие взаимодействия. Модель Д. Камерона не была совершенной, но обратила внимание на потребителя, его интересы и запросы.

Литература:

  1. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей: социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. СПб.: Алетейя, — 2001. — С. 230.
  2. Максимова А. С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей. Москва: Наука, -2005. — С. 43.
  3. МакМанус П. Новые подходы в работе с посетителями // Инноватор. — 2002. -№ 6. — С. 12–13.
  4. Дубин Б. Социология музея в современной России // Вестник общественного мнения. — 2011. — № 3 (109). С. 106–109.
  5. Реммельт Д. Посетитель музея: Кто он? // Музей и демократия. — 2000. — № 3. — С. 18–20.
  6. Соколов А. С. Современный музей на службе человечеству // Парк культуры. — 2006. — № 8. С. 4.
  7. Арзамасцев В. П. Задумываясь над тайнами своего ремесла // Мир музея. — 2000. — № 6. — С. 30–32.
  8. Цеслиньска И. Музей XXI в. Варшава: Трейд. — 2014. — С.15.
  9. Сапанжа О. С. Методология теоретического музееведения. СПб.: Литера. -2007. — С. 7–9.
  10. Петрунина Л. Анализ музейного посетителя // Мир музеев. — 2004. — № 9. — С. 14–16.
  11. Андреева Е. Музей должен учитывать вкусы посетителей, но не следовать им // Первые люди. — 2002. -№ 2. — С. 11.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, посетитель, XX-XXI, подход, взаимодействие посетителей, главная задача, музейный посетитель, музейный предмет, современный мир, современный посетитель.


Похожие статьи

Облик нового воспитания

В статье раскрываются основные цели и задачи, стоящие перед современной школой при создании модели выпускника, человека нового поколения. Основное внимание автор уделяет образу выпускника, его ориентирам, жизненной позиции. Рассказывается о моделях, ...

Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе

Данная статья посвящена вопросам развития академической мобильности студентов в российском техническом вузе. В статье рассмотрены сущность понятия «академическая мобильность». Автор подчеркивает значимость международного партнерства как обязательное ...

Информатика в контексте современного образования

В статье особое внимание уделяется развитию методики преподавания информатики и внедрению информационных технологий в образование. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают новые требования к молодому поколению, которое входит в актив...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

К вопросу о межкультурной коммуникации в сфере образования в контексте взаимодействия культур России и Китая

Статья посвящена межкультурной коммуникации и о ее особенностях в России. В качестве примера рассматривается специфика российско-китайского общения. Для рассмотрения проблемы на конкретном примере, был проведен опрос среди российских студентов, котор...

Ценности современной молодежи

В данной работе представлены результаты по исследованию приоритетов, принципов и ценностей современной российской молодежи. Установлено, что на сегодняшний день для молодого поколения характерны отсутствие мотивации к интеллектуальному и культурному ...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Методологические подходы к моделированию смешанного стратегического маркетинга в туризме

В статье значение получения выгоды от маркетинга в туристической отрасли рассматривается широким образом. Туристы, по мнению автора статьи, сегодня являются более сложными, чем в прошлом, следовательно, организации, которые работают в этом бизнесе, д...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки критериев отбора учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психоло...

Оптимизация системы управленческого учета в ремонтно-строительных организациях: методы и инструменты

В статье рассматриваются современные методы и инструменты управленческого учета, которые могут быть применены в ремонтно-строительных организациях. Особое внимание уделяется вопросам автоматизации учетных процессов и интеграции информационных систем ...

Похожие статьи

Облик нового воспитания

В статье раскрываются основные цели и задачи, стоящие перед современной школой при создании модели выпускника, человека нового поколения. Основное внимание автор уделяет образу выпускника, его ориентирам, жизненной позиции. Рассказывается о моделях, ...

Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе

Данная статья посвящена вопросам развития академической мобильности студентов в российском техническом вузе. В статье рассмотрены сущность понятия «академическая мобильность». Автор подчеркивает значимость международного партнерства как обязательное ...

Информатика в контексте современного образования

В статье особое внимание уделяется развитию методики преподавания информатики и внедрению информационных технологий в образование. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают новые требования к молодому поколению, которое входит в актив...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

К вопросу о межкультурной коммуникации в сфере образования в контексте взаимодействия культур России и Китая

Статья посвящена межкультурной коммуникации и о ее особенностях в России. В качестве примера рассматривается специфика российско-китайского общения. Для рассмотрения проблемы на конкретном примере, был проведен опрос среди российских студентов, котор...

Ценности современной молодежи

В данной работе представлены результаты по исследованию приоритетов, принципов и ценностей современной российской молодежи. Установлено, что на сегодняшний день для молодого поколения характерны отсутствие мотивации к интеллектуальному и культурному ...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Методологические подходы к моделированию смешанного стратегического маркетинга в туризме

В статье значение получения выгоды от маркетинга в туристической отрасли рассматривается широким образом. Туристы, по мнению автора статьи, сегодня являются более сложными, чем в прошлом, следовательно, организации, которые работают в этом бизнесе, д...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки критериев отбора учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психоло...

Оптимизация системы управленческого учета в ремонтно-строительных организациях: методы и инструменты

В статье рассматриваются современные методы и инструменты управленческого учета, которые могут быть применены в ремонтно-строительных организациях. Особое внимание уделяется вопросам автоматизации учетных процессов и интеграции информационных систем ...

Задать вопрос