Принципы отбора упражнений при обучении студентов навыкам произношения на неродном языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 15.06.2018

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Аллабергенов, Б. К. Принципы отбора упражнений при обучении студентов навыкам произношения на неродном языке / Б. К. Аллабергенов, М. Р. Уразбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 346-347. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51417/ (дата обращения: 17.10.2024).



Сопоставление звуковых систем, изучение звуковой интерференции, анализ программ и учебников позволяют определить содержание и объем фонетико-орфоэпических сведений по неродному языку, необходимых студентам для овладения произношением, соотношение теоретического и практического материала, а также систему обучающих упражнений и методику их подачи.

Система заданий по фонетике неродного языка и методика их подачи строится с учетом принципов сознательности и доступности. В курс вводятся понятия звука речи и фонемы. Сам теоретический материал подается в виде системы практических заданий. Используется сопоставительный материал. Большое значение уделяется фонетическому анализу языкового материала, который, в свою очередь, требует письменной фиксации произносимых текстов. Поэтому используется учебная фонетическая транскрипция, предназначенная для широкой студенческой аудитории. В соответствии с принципом коммуникативности обучение, произношению строится на основе формирования умений воспроизводить и создавать тексты. При этом, прежде всего, необходимо избрать стратегический путь построения методики обучения произношению на неродном языке — «от звука к фразе и связному тексту». Он определяет последовательность подачи теоретического и практического материала, а также учебных, действий в разработанной методике.

Методику реализации фонетического материала можно осуществить двумя способами:

1) концентрированным освоением основных фонетических знаний и умений;

2) коррекцией произношения в процессе освоения синтаксических конструкций, освоения словообразовательного морфологического материала, а также лексического строя неродного языка.

Для закрепления материала целесообразно использовать систему обучающих упражнений, которая включает в себя такие виды, как подготовительный и основной. Подготовительные упражнения — первичные, элементарные, предполагающие целенаправленную, последовательную активизацию предлагаемого фонетического материала. Сущность этих упражнений состоит в многократном и варьируемом повторении изучаемого фонетического элемента. Они рассчитаны на обработку конкретного фонетического явления, что позволяет обучающимся сосредоточить на нем свое внимание. Основные упражнения должны быть направлены на коррекцию и закрепление произношения в процессе составления текста. Эти упражнения способствуют выработке навыков осознанных артикуляторных действий и развития самостоятельного порождения изучаемых фонетических элементов, сознательного выбора фонем и их вариантов, а также включение их в слова, словосочетания и предложения.

На этапе подготовительных упражнений необходимо подобрать задания по развитию артикуляционных ощущений. Сюда относятся комбинирование артикуляционных движений с заданием определить, какому звуку они соответствуют. Затем следуют задания на описание различных звуков, относящихся к иностранному и родному языкам, которые сопровождаются произносительной дифференциацией этих различий. Используется и такое задание, как выстраивание звуков в определенные ряда в зависимости от их артикуляции. Это упражнение усложняется сопоставлением артикуляции одного звукового ряда с другим в сопоставляемых языках.

Отработка произношения изолированного звука, затем закрепление навыков произношения в системе гласных по звуковым рядам на основе их фонематических и артикуляционных характеристик с учетом особенностей гласных родного языка студентов, использование схем и таблиц с изображениями артикуляций изучаемых звуков способствуют более прочному и сознательному усвоению навыков произношения иноязычных гласных. Предупреждение взаимного смешивания этих звуков делает более продуктивной дальнейшую работу над произношением и более надежными результаты этой работы, позволяет с наибольшим успехом организовать усвоение всей звуковой системы иностранного языка.

Повышению интереса студентов к изучаемому материалу способствует применение скороговорок, пословиц и поговорок на изучаемом языке.

В процессе обучающего эксперимента можно убедиться в том, что запоминание нормированного произношения каждого конкретного слова без знания необходимых орфоэпических норм неродного языка не обеспечивает прочности и устойчивости во времени получаемых студентами умений и навыков произношения: они бистро исчезают. Ознакомление же студентов с соответствующими нормами, сформулированными в виде адаптированных правил, позволяет ориентироваться в многообразных примерах, находить закономерности, применять известные правила, сформировать потребность в языковом самообразовании и осуществлении самоконтроля. Поэтому в предлагаемой системе упражнений определенное место занимали упражнения, способствующие прочному овладению элементами теории, так как вся последующая практическая работа проводится на основе минимума теории общей фонетики и фонетики неродного языка.

Этот тип заданий является переходной ступенью к системе «основных упражнений. В эту систему включаются чтение и транскрибирование предложений, текста, сравнение своего чтения с образцом, слушание и ответы на вопросы диктора, выделение главных мыслей текста, пересказ, диалог на тему текста. В системе работ по обучению произношению и развитию фонетического слуха студентов-инофонов необходимы слуховые наблюдения над образцовой звучащей речью, как без опоры, так и с опорой на письменный текст, причем целесообразно начинать с устных упражнений без зрительной опоры, постепенно переходя к выполнению произносительных упражнений на печатной основе. Слуховое восприятие звучащего речевого образца без зрительной опоры на письменный текст с последующим повторением услышанного направлено, главным образом, на развитие фонематического и интонационного слуха и входит в необходимый компонент системы обучения произношению.

Дня закрепления слухо-произносительного навыка студентам предлагается заучивание стихотворений, отрывков из художественных произведений, пословиц, поговорок, скороговорок и загадок.

На заключительных этапах обучения произношению студентам необходимо подобрать упражнения, построенные на свободном использовании фонетических средств и служащих выработке автоматизма на коммуникативной основе. К таким упражнениям относятся ситуативные упражнения, тематические беседы, диалоги па заданную тему, диалоги по содержанию прочитанного текста, составление рассказа с использованием опорных слов и словосочетаний, пересказ. Такая система упражнений предусматривает выработку навыков правильного произношения на протяжении всего курса изучения неродного языка.

Литература:

  1. Глисон Г. А. Введение в дескриптивную лингвистику. — М., 1959.
  2. Лебедева Ю. Г. Пособие по фонетике русского языка. — М.: Высшая школа, 1981.
  3. Трубецкой Г. С. Избранные сочинения. — М., 1990.
  4. Шанский Н. М. Современный русский язык. — М., 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): неродной язык, упражнение, выработок навыков, задание, зрительная опора, письменный текст, практический материал, произношение, система.


Похожие статьи

Использование речевых упражнений при обучении старшеклассников письменной речи на английском языке

Особенности обучения лексике на уроках английского языка

Мотивация обучающихся при изучении английского языка

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Применение технических средств обучения (ТСО) как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе

Применение заданий в тестовой форме для организации самостоятельной работы студентов технических специальностей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Роль и место устного вводного курса в формировании первичных навыков и умений на начальном этапе обучения английскому языку

Похожие статьи

Использование речевых упражнений при обучении старшеклассников письменной речи на английском языке

Особенности обучения лексике на уроках английского языка

Мотивация обучающихся при изучении английского языка

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Применение технических средств обучения (ТСО) как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе

Применение заданий в тестовой форме для организации самостоятельной работы студентов технических специальностей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Роль и место устного вводного курса в формировании первичных навыков и умений на начальном этапе обучения английскому языку

Задать вопрос