В статье разбирается сущность интеллектуальной собственности, ее виды и способыкоммерческого использования, а также предоставлено новое, более глубокое определение термина «Интеллектуальная собственность».
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, коммерциализация, монетизация, объект интеллектуальной собственности.
The article deals with the essence of intellectual property, its types and ways of commercial use, and also provides a new, deeper definition of the term «Intellectual property».
Key words: intellectual property, commercialization, monetization, object of intellectual property.
Развитие современного мира невозможно без разработки новых технологий, а также создания новых объектов культуры. За всеми нововведениями прямо либо косвенно стоит такое понятие как интеллектуальная собственность во всех возможных ее проявлениях, поэтому для каждого государства, разработка и защита объектов интеллектуальной собственности в текущих реалиях — это первостепенная задача.
Первое упоминание об привилегиях доступных для владельцев какой — либо интеллектуальной собственностью датируется 14 веком, когда монархи предоставляли специальные привилегии тем, кто начинал производство новых товаров, независимо от того, было ли это производство основано на собственных изобретениях или на заграничных заимствованиях., со временем предоставление таких привилегий постепенно стало регулироваться законодательно. [5]
Наибольший вклад в развитие интеллектуальной собственности внесли следующие документы:
– Парижская конвенция по охране промышленной собственности, заключённая 20 марта 1883 года, а затем не единожды редактируемая, которая является международным соглашением в области охраны прав на промышленную собственность
– Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, подписанная 9 сентября 1886 года,
– Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, подписанное 14 апреля 1891 года,
– В Стокгольме в 1967 г. была подписана Конвенция, основавшая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).
В соответствии с Стокгольмской конвенцией к интеллектуальной собственности относятся права на:
– литературные, художественные и научные произведения;
– исполнительскую деятельность артистов, звукозапись, радио- и телевизионные передачи;
– изобретения во всех сферах человеческой деятельности;
– научные открытия;
– промышленные образцы;
– товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения;
– защиту от недобросовестной конкуренции;
Основываясь на теории, приведенных в учебниках Сударикова Станислава Анатольевича «Право интеллектуальной собственности» [1] и «Интеллектуальная собственность» Вострыкиной Марии Константиновной, мною было предложено собственное, более емкое определение понятия интеллектуальная собственность:
Интеллектуальная собственность — это результирующий объект мыслительной деятельности человека в различных сферах его деятельности будь то научная, художественная или производственная, созданный с целью привнести что — то новое в разрабатываемой области, а также защищенный соответствующим законодательством.
В этом определении, сделан упор на формулировку «результирующий объект», поскольку не весь процесс мыслительной деятельности можно считать интеллектуальной собственностью.
После расстановок всех точек над и, резонен один вопрос, как монетизровать, то что придумано?
Ответ на этот вопрос, не так прост, как могло бы показаться на первый взгляд.
После создание объекта интеллектуальной собственности (ОИС) следующим этапом является его обязательная регистрация.
Регистрация объектов интеллектуальной собственности — это один из необходимых элементов их правовой охраны. Более того, действующими нормативными правовыми актами, а именно, 4-ой частью Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривается, что определенные объекты интеллектуальной собственности могут получить государственную правовую охрану только после прохождения процедуры регистрации. [3]
После получения прав на ОИС, перед человеком возникают два основных направления коммерциализации, рисунок 1:
– непосредственная коммерциализация через передачу или продажу прав на объекты интеллектуальной собственности, как инновационные продукты;
– опосредствованная коммерциализация путем продажи инновационной продукции, в производстве которой использованы объекты интеллектуальной собственности. [4]
Рис. 1. Два направления коммерциализации.
Коммерциализация объекта интеллектуальной собственности, как инновационного продукта, осуществляется либо через использование прав в производстве инновационной продукции, либо через передачу прав на них. Передать права на ОИС можно путем:
– передачи (уступки) всех имущественных прав другому лицу;
– внесения прав в уставный капитал предприятия;
– передачи прав пользования другому юридическому или физическому лицу.
В специальной литературе подробно описаны указанные на рисунке способы коммерциализации ОИС. В этом смысле показательна книга П. Н. Цыбулева «Управление интеллектуальной собственностью». В книге подробно описаны многие аспекты управления ОИС и пути её коммерциализации. Наиболее выгодным из них с точки зрения прибыли является коммерциализация объектов интеллектуальной деятельности путем их использования в производстве инновационной продукции. Поскольку объем произведенной продукции может быть большим, то и пропорциональная ему прибыль может во много раз превышать стоимость прав на ОИС в случае их коммерциализации в качестве инновационных продуктов. [2]
Рис. 2. Способы коммерциализации.
Этот путь монетизации связан со значительными затратами на доводку ОИС стадии его применимости. Однако, в случае успеха выпуск новой продукции на рынок дает возможность через определенный период не только компенсировать первоначальные затраты, но и получить значительную прибыль для дальнейшего развития производства.
Значение интеллектуальной собственности за короткий промежуток времени возросло многократно, но решение о производстве инновационной продукции связано с большим количеством рисков.
Каждый из вышеописанных методов коммерциализации имеет место на существование, поэтому, прежде чем принять решение, необходимо провести тщательный анализ рынка, который позволит сделать выводы, каким способом лучше и безопаснее извлечь прибыль из своих объектов интеллектуальной собственности.
Литература:
- Судариков Станислав Анатольевич. Право интеллектуальной собственности. — М.: Проспект, 2009. — 368 с.
- Цыбулев П. Н., Чеботарев В. П., Зинов В. Г., Суини Ю. Управление интеллектуальной собственностью. — Киев: «К. И. С», 2005. — 448 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо-Пресс, 2018. — 576 с.
- Интитуит. Национальный открытый инстиут URL: https://www.intuit.ru/studies/courses/10618/1102/lecture/17402?page=6 (дата обращения: 15.02.2018).
- Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность— М.: Юристъ, 2000. — 400с.