Преимущества использования арт-терапии в работе психолога с детьми, пострадавшими от насилия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гладышева, В. А. Преимущества использования арт-терапии в работе психолога с детьми, пострадавшими от насилия / В. А. Гладышева, М. А. Воронина, А. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51449/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности оказания психологической помощи детям, пострадавшим от насилия; направления арт-терапевтических методов в работе с психологической травмой ребенка.

Ключевые слова: насилие, травма, атмосфера безопасности, ребенок, терапия, сказка, песок, чувство, переживание, специалист

Ребенок, подвергшийся насилию, переполнен чувствами и мыслями по поводу случившегося и зачастую негативно относится к встрече со специалистом. Он утратил доверие к миру и окружающим людям, не верит в то, что кто-то сможет ему помочь. Делиться со взрослыми и даже вспоминать о случившемся ребенок не хочет из-за негативных чувств и эмоций, возникающих во время рассказа. Это может привести к нарушению адаптации в социуме, к трудностям во взаимоотношениях со сверстниками и ярко выраженным посттравматическим симптомам.

В работе с детьми, пострадавшими от насилия, психологу необходимо использовать методы, которые позволят наладить контакт с ребёнком, создать атмосферу безопасности и мотивировать ребенка на дальнейшие встречи со специалистом.

Для того чтобы достичь положительных результатов и минимизировать риск повторной травматизации ребенка, пострадавшего от насилия, комбинируются различные методы, техники и приемы. Опыт работы показывает, что арт-терапевтические техники (сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия и т. д.) эффективны в работе с пострадавшими детьми, т. к. позволяют эмоционально отреагировать состояние в доступной для ребенка форме.

  1. Применение техники сказкотерапии.

Каждый ребенок с детства знаком со сказкой. С помощью сказок ребенок познает окружающий многообразный мир. Слушая сказку, ребенок по-своему переживает за героев и воспринимает происходящие в ней события, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией. Ему проще передать свои эмоции через вымышленного героя.

Несмотря на то, что сказка — это вымышленный сюжет, в ней существует определенная модель поведения сказочных героев, например, герои, на долю которых выпадают испытания, и при этом они проявляют свои лучшие качества, становятся более мудрыми и сильными, а их поступки вознаграждаются. В свою очередь, герои, которые совершили плохие поступки, получают по заслугам. Также одним из плюсов сказки является хорошая концовка. Это формирует у ребенка чувство психологической защищенности и помогает сформировать образ позитивного будущего.

Создавая и проигрывая свою историю, ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в ребенке, выходит на свет, персонажи сказки приходят в движение, выражая актуальные чувства, эмоции и мысли ребенка.

Одним из вариантов работы со сказкой может быть придумывание своей собственной сказки, наделение персонажей различными не свойственными им характерами (например, заяц — смелый; волк — трус; лиса — добрая, вежливая; медведь — быстрый). Далее специалист может предложить ребенку перевоплотиться в одного из сказочных героев и рассказать, какое у него настроение именно сейчас, какие чувства он испытывает. Когда ребенок выбрал фигурку героя и рассказал о нем, специалист может предложить создать сказочную страну.

При этом, специалист стимулирует ребенка на создание сказки, задавая ему последовательность через вопросы: «С чего все началось?», «Что изменилось?», «Что страшного случилось?», «Что потом произошло?», «Чем все закончилось?», «Что произойдет в будущем?» и т. д.

Сказочная задача формируется таким образом, чтобы ребенок мог спроецировать свое актуальное состояние, перенести свой жизненный опыт.

Таким образом, с помощью сказки ребёнок учится самостоятельно преодолевать различные жизненные трудности и преграды, т. к. в процессе проживания ребенком сказки образуются связи между сказочными событиями и поведением ребенка в реальной жизни.

  1. Применение песочной терапии.

Дети знакомятся с песком с самого раннего детства. Процесс игры с ним прост и приятен, что создает атмосферу безопасности и комфорта.

Играя с песком, выстраивая в нем миры или заданные темы, ребенок проецирует свой внутренний мир, переживания, комплексы, актуальные состояния и т. д. Для специалиста — это возможность посмотреть на ситуацию со стороны, осмыслить и найти конструктивные приемы и способы решения проблемы, выстроить новые модели взаимоотношений.

Строительство картин из песка, придумывание различных историй, является наиболее доступной для ребенка формой выражения чувств и переживаний. В качестве вспомогательного средства выступает взаимодействие с песком, которое стимулирует деятельность пострадавшего ребенка и помогает ему сформулировать и рассказать то, что с ним произошло и объяснить, что он чувствует.

Ребенок в процессе игры может выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов, тревоги, негативных переживаний, чувства вины, стыда, гнева, не боясь, осуждения и наказания.

Ребенок чувствует себя свободно в связи с тем, что он понимает, что имеет право на ошибки и коррекцию рисунка.

Формы работы с песком могут быть направлены на актуализацию ресурсного и актуального состояния. Формулировать задания можно следующим образом: «Место, где я отдыхаю», «Вспомни самый яркий для тебя момент в жизни и создай его в песочнице», «То, что я люблю», «Самый счастливый день в моей жизни», «Выбери одну фигурку и создай для неё максимально комфортную среду», «Вылепи из песка фигуру твоего помощника» и т. д.

Таким образом, использование песочной терапии помогает ребенку осознать ребёнком свои эмоциональные проявления, переживания, обеспечивает проработку травмирующего состояния на безопасном для ребенка уровне и достижение эмоционального комфорта.

  1. Применение фототерапии.

Преимущество использования фототерапии в том, что фотоматериалы выступают в качестве триггеров, побуждают ребенка к описанию своих чувств, а также ситуаций, возникающих в прошлом и настоящем.

Фототерапия предполагает не только рассматривание фотоснимков, картин с различными изображениями, но и активное участие в создании фотоснимков. Активное участие в создании фотоснимков позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным и проявить инициативу. Создание снимков может рассматриваться им как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и дает ребенку ощущение собственной значимости и силы. Важным значением при этом является возможность самостоятельно выбрать объекты для съемки, а также относительно безопасно исследовать мир взрослых отношений и свою внешность. Благодаря активному участию в создании фотографий ребенок ощущает себя художником и может изменить свое представление о себе и своих возможностях в лучшую сторону.

Так же фотография помогает в визуализации эмоций. Следует отметить, что каждый человек вкладывает в изображение определенный смысл и эмоциональную окраску, что может не соответствовать первоначальному замыслу фотографа и восприятию этого же снимка другим человеком. Это можно объяснить тем, что значение фотографии заключается не только в ее визуальном содержании, но и в эмоциональном восприятии, которые зависят от конкретного зрителя и его индивидуальных особенностей, личного опыта, интересов, образа жизни и т. д.

В процессе применения психологом метода фототерапии, можно обратить внимание на то, что ребенок, как правило, выбирает наиболее значимые фотографии, при обсуждении которых удается вынести необходимую информацию из бессознательного в осознаваемую зону для формирования позитивных изменений.

Существует несколько основных техник фототерапии, которые можно применить в работе с детьми и подростками. Эти техники можно применять как самостоятельные формы работы (работа только с фотографиями), а также сочетать с другими психотерапевтическими направлениями, включать в коррекционные тренинги и программы. Использовать метод фототерапии можно как для индивидуальных сессий, так и для занятий с группой.

Необходимо отметить, что техника фототерапии не предназначена для развития творческих способностей или эстетических запросов ребенка, а способствует самопознанию и самовыражению, помогает выявить актуальные возможности и потребности, раскрыть причины или суть проблем, которые могут возникнуть у него.

При выборе форм и вариантов работы с ребенком, пострадавшим от насилия, психологу необходимо обращать внимание на личностные особенности ребенка, ставить специфические задачи, исходя из конкретной ситуации, в которую попал ребенок, и определять временные границы дальнейшей деятельности.

Спектр применения арт-терапевтических техник достаточно широк: в качестве диагностической техники; в работе с образом «Я» («насколько я себя знаю?», «насколько принимаю?», «соответствует ли мой внешний образ моему внутреннему ощущению?»); в работе с кризисными состояниями, с посттравматическими стрессовыми расстройствами, сниженной самооценкой; с поиском ресурсов, а также может использоваться в работе с семейной историей.

Литература:

  1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму/И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013–238 с.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия/ Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
  3. Копытин А. И. Техники фототерапии / А. И. Копытин. — СПб.: Речь, 2010.
  4. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок/И. Е. Кулинцова. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 169 с.
  5. Психологическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. -Благотворительный фонд «Женщины и дети прежде всего» — 2009. — 88 с.: цв. ил.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, активное участие, атмосфера безопасности, песочная терапия, работа, актуальное состояние, арт-терапевтические техника, вариант работы, процесс игры, создание фотоснимков.


Ключевые слова

насилие, ребёнок, специалист, переживание, травма, терапия, сказка, песок, чувство, атмосфера безопасности

Похожие статьи

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога и воспитателя по методике фрактального рисования с детьми старшего дошкольного возраста, описывается его эффективность и значимость.

Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции

В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...

Оказание психологической помощи семье при бракоразводном процессе

В данной статье рассмотрены основные нюансы работы семейного психолога с клиентами, состоящими в отношениях, для их стабилизации. Описаны постразводные фазы и их особенности, ключевые моменты работы специалиста на каждой из фаз.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Необходимость эмпатии в работе психолога

В статье рассмотрена сущность общения и способность к эмпатии, ее структура. Роль эмпатии и эмоционального отклика психолога-консультанта как необходимые компоненты эффективной работы психолога.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Похожие статьи

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога и воспитателя по методике фрактального рисования с детьми старшего дошкольного возраста, описывается его эффективность и значимость.

Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции

В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...

Оказание психологической помощи семье при бракоразводном процессе

В данной статье рассмотрены основные нюансы работы семейного психолога с клиентами, состоящими в отношениях, для их стабилизации. Описаны постразводные фазы и их особенности, ключевые моменты работы специалиста на каждой из фаз.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Необходимость эмпатии в работе психолога

В статье рассмотрена сущность общения и способность к эмпатии, ее структура. Роль эмпатии и эмоционального отклика психолога-консультанта как необходимые компоненты эффективной работы психолога.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Задать вопрос