В статье рассматриваются особенности оказания психологической помощи детям, пострадавшим от насилия; направления арт-терапевтических методов в работе с психологической травмой ребенка.
Ключевые слова: насилие, травма, атмосфера безопасности, ребенок, терапия, сказка, песок, чувство, переживание, специалист
Ребенок, подвергшийся насилию, переполнен чувствами и мыслями по поводу случившегося и зачастую негативно относится к встрече со специалистом. Он утратил доверие к миру и окружающим людям, не верит в то, что кто-то сможет ему помочь. Делиться со взрослыми и даже вспоминать о случившемся ребенок не хочет из-за негативных чувств и эмоций, возникающих во время рассказа. Это может привести к нарушению адаптации в социуме, к трудностям во взаимоотношениях со сверстниками и ярко выраженным посттравматическим симптомам.
В работе с детьми, пострадавшими от насилия, психологу необходимо использовать методы, которые позволят наладить контакт с ребёнком, создать атмосферу безопасности и мотивировать ребенка на дальнейшие встречи со специалистом.
Для того чтобы достичь положительных результатов и минимизировать риск повторной травматизации ребенка, пострадавшего от насилия, комбинируются различные методы, техники и приемы. Опыт работы показывает, что арт-терапевтические техники (сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия и т. д.) эффективны в работе с пострадавшими детьми, т. к. позволяют эмоционально отреагировать состояние в доступной для ребенка форме.
- Применение техники сказкотерапии.
Каждый ребенок с детства знаком со сказкой. С помощью сказок ребенок познает окружающий многообразный мир. Слушая сказку, ребенок по-своему переживает за героев и воспринимает происходящие в ней события, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией. Ему проще передать свои эмоции через вымышленного героя.
Несмотря на то, что сказка — это вымышленный сюжет, в ней существует определенная модель поведения сказочных героев, например, герои, на долю которых выпадают испытания, и при этом они проявляют свои лучшие качества, становятся более мудрыми и сильными, а их поступки вознаграждаются. В свою очередь, герои, которые совершили плохие поступки, получают по заслугам. Также одним из плюсов сказки является хорошая концовка. Это формирует у ребенка чувство психологической защищенности и помогает сформировать образ позитивного будущего.
Создавая и проигрывая свою историю, ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в ребенке, выходит на свет, персонажи сказки приходят в движение, выражая актуальные чувства, эмоции и мысли ребенка.
Одним из вариантов работы со сказкой может быть придумывание своей собственной сказки, наделение персонажей различными не свойственными им характерами (например, заяц — смелый; волк — трус; лиса — добрая, вежливая; медведь — быстрый). Далее специалист может предложить ребенку перевоплотиться в одного из сказочных героев и рассказать, какое у него настроение именно сейчас, какие чувства он испытывает. Когда ребенок выбрал фигурку героя и рассказал о нем, специалист может предложить создать сказочную страну.
При этом, специалист стимулирует ребенка на создание сказки, задавая ему последовательность через вопросы: «С чего все началось?», «Что изменилось?», «Что страшного случилось?», «Что потом произошло?», «Чем все закончилось?», «Что произойдет в будущем?» и т. д.
Сказочная задача формируется таким образом, чтобы ребенок мог спроецировать свое актуальное состояние, перенести свой жизненный опыт.
Таким образом, с помощью сказки ребёнок учится самостоятельно преодолевать различные жизненные трудности и преграды, т. к. в процессе проживания ребенком сказки образуются связи между сказочными событиями и поведением ребенка в реальной жизни.
- Применение песочной терапии.
Дети знакомятся с песком с самого раннего детства. Процесс игры с ним прост и приятен, что создает атмосферу безопасности и комфорта.
Играя с песком, выстраивая в нем миры или заданные темы, ребенок проецирует свой внутренний мир, переживания, комплексы, актуальные состояния и т. д. Для специалиста — это возможность посмотреть на ситуацию со стороны, осмыслить и найти конструктивные приемы и способы решения проблемы, выстроить новые модели взаимоотношений.
Строительство картин из песка, придумывание различных историй, является наиболее доступной для ребенка формой выражения чувств и переживаний. В качестве вспомогательного средства выступает взаимодействие с песком, которое стимулирует деятельность пострадавшего ребенка и помогает ему сформулировать и рассказать то, что с ним произошло и объяснить, что он чувствует.
Ребенок в процессе игры может выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов, тревоги, негативных переживаний, чувства вины, стыда, гнева, не боясь, осуждения и наказания.
Ребенок чувствует себя свободно в связи с тем, что он понимает, что имеет право на ошибки и коррекцию рисунка.
Формы работы с песком могут быть направлены на актуализацию ресурсного и актуального состояния. Формулировать задания можно следующим образом: «Место, где я отдыхаю», «Вспомни самый яркий для тебя момент в жизни и создай его в песочнице», «То, что я люблю», «Самый счастливый день в моей жизни», «Выбери одну фигурку и создай для неё максимально комфортную среду», «Вылепи из песка фигуру твоего помощника» и т. д.
Таким образом, использование песочной терапии помогает ребенку осознать ребёнком свои эмоциональные проявления, переживания, обеспечивает проработку травмирующего состояния на безопасном для ребенка уровне и достижение эмоционального комфорта.
- Применение фототерапии.
Преимущество использования фототерапии в том, что фотоматериалы выступают в качестве триггеров, побуждают ребенка к описанию своих чувств, а также ситуаций, возникающих в прошлом и настоящем.
Фототерапия предполагает не только рассматривание фотоснимков, картин с различными изображениями, но и активное участие в создании фотоснимков. Активное участие в создании фотоснимков позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным и проявить инициативу. Создание снимков может рассматриваться им как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и дает ребенку ощущение собственной значимости и силы. Важным значением при этом является возможность самостоятельно выбрать объекты для съемки, а также относительно безопасно исследовать мир взрослых отношений и свою внешность. Благодаря активному участию в создании фотографий ребенок ощущает себя художником и может изменить свое представление о себе и своих возможностях в лучшую сторону.
Так же фотография помогает в визуализации эмоций. Следует отметить, что каждый человек вкладывает в изображение определенный смысл и эмоциональную окраску, что может не соответствовать первоначальному замыслу фотографа и восприятию этого же снимка другим человеком. Это можно объяснить тем, что значение фотографии заключается не только в ее визуальном содержании, но и в эмоциональном восприятии, которые зависят от конкретного зрителя и его индивидуальных особенностей, личного опыта, интересов, образа жизни и т. д.
В процессе применения психологом метода фототерапии, можно обратить внимание на то, что ребенок, как правило, выбирает наиболее значимые фотографии, при обсуждении которых удается вынести необходимую информацию из бессознательного в осознаваемую зону для формирования позитивных изменений.
Существует несколько основных техник фототерапии, которые можно применить в работе с детьми и подростками. Эти техники можно применять как самостоятельные формы работы (работа только с фотографиями), а также сочетать с другими психотерапевтическими направлениями, включать в коррекционные тренинги и программы. Использовать метод фототерапии можно как для индивидуальных сессий, так и для занятий с группой.
Необходимо отметить, что техника фототерапии не предназначена для развития творческих способностей или эстетических запросов ребенка, а способствует самопознанию и самовыражению, помогает выявить актуальные возможности и потребности, раскрыть причины или суть проблем, которые могут возникнуть у него.
При выборе форм и вариантов работы с ребенком, пострадавшим от насилия, психологу необходимо обращать внимание на личностные особенности ребенка, ставить специфические задачи, исходя из конкретной ситуации, в которую попал ребенок, и определять временные границы дальнейшей деятельности.
Спектр применения арт-терапевтических техник достаточно широк: в качестве диагностической техники; в работе с образом «Я» («насколько я себя знаю?», «насколько принимаю?», «соответствует ли мой внешний образ моему внутреннему ощущению?»); в работе с кризисными состояниями, с посттравматическими стрессовыми расстройствами, сниженной самооценкой; с поиском ресурсов, а также может использоваться в работе с семейной историей.
Литература:
- Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму/И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013–238 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия/ Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
- Копытин А. И. Техники фототерапии / А. И. Копытин. — СПб.: Речь, 2010.
- Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок/И. Е. Кулинцова. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 169 с.
- Психологическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. -Благотворительный фонд «Женщины и дети прежде всего» — 2009. — 88 с.: цв. ил.