Ключевые слова: творчество, гений, гениальность, свобода, личность
Признание и широкую известность Николай Александрович Бердяев получил за свои, так называемые, «русские мысли». Под «русской мыслью» сам Бердяев понимал эсхатологическую идею истории. Он был убежден в том, что правда коммунизма должна была быть осуществлена христианством. Также «русская мысль» у Бердяева выражала сознание противостояния личности и мировой гармонии индивидуального и общественного, а также ожидание новой творческой эпохи в христианстве, отрицающей религиозность власти и верховную ценность государства.
Николай Александрович Бердяев — известный философ, литератор, публицист, общественный деятель.
Бердяев принципиально отвергал универсальные мировоззренческие системы. Идея свободы личности Бердяева содержит противоположные настроения: трагизм и решимость совершить “революцию духа”; одиночество и желание порыва к всеобщему объединению; чувство падения значимости бытия и истории; вера в спасительную силу человеческой свободы. Понятие свобода в некоторых случаях понимается как полное отрицания самой возможности свободного выбора, в других же случаях как обоснование “бегства от свободы”.
Философия Н.А.Бердяева стала выражением духовного драматизма в период смены эпох, когда изжившие себя культурные формы понимались как недостаточные для развития и происходит поиск новых форм и способов воплощения.
Проблема личности и свободы всегда была основополагающей составляющей религиозного мышления. Бердяев определил свою теорию религиозной метафизики как персонализм. Личность, с точки зрения персонализма, реальность духовная, по отношению к которой не применим никакой закон. Личность — сама свобода.
«Может ли человек спасаться и в то же время творить, может ли он творить и в то же время спасаться?» — вот основной вопрос, вокруг которого Бердяев выстраивал свою философию творчества. Проблема была рассмотрена самим Бердяевым с разных сторон. По мнению Бердяева, церковь была в ответе за спасение человека, за творчество же должен отвечать светский мир. Осознание этого должно было привести к освещению и оправданию церковных творческих дел, которыми занят светский мир.
Творчество всегда связано с идеей свободы. Творчество духовной культуры и хозяйственная жизнь страны не могут строится по одному образцу. Не выполнение данного условия приведет к гибели свободы. Творчество и свободу Бердяев не сопоставлял с правом человека или же его желанием. В отличие от свободы, творчество — это обязанность человека перед Богом, требование к человеку продолжить миротворение, которое было ему дано. Творчество, как обязанность, определяет жизненный уклад человека. Не найдя в Священном Писании мыслей, касающихся творчества как такового, Бердяев пришел к выводу, что религиозный смысл творчества от человека был скрыт от человека Богом. Творчество является связующим звеном между человеком и Богом, а потому, новое откровение будет открытием в человеке творческого начала. Тайна необходимости Бога в творчестве человека рассматривается только в духовном опыте человека, и не может быть познана лишь в качестве богословского понимания.
Откровение творчества не является откровением Бога, она должно рассматриваться как откровение человека. Субъект творчества первичнее объекта. Но это не имеет ничего общего с эгоцентризмом, так как в процессе творчества человек забывает о самом себе, отстраняется от собственного «я», обращаясь к тому, что выше его. Творчество проявляется в культурном продукте (поэзии, музыке, живописи, философском тексте и т. д.), который всегда конечен. Противопоставление добра и зла порождает одиночество гения. Преодолеть это одиночество может лишь христианское возрождение, которое должно быть творческим.
Не теряют актуальности рассуждения Бердяева о гениях и гениальности. Бердяев был противником рассмотрения гениальности как внешней реализации, он относил ее к внутреннему творчеству. Она есть целостное качество каждого человека, а не специальный дар. Гений — соединивший в себе гениальную натуру и большой талант.
Необходимо устранить спор о чистом искусстве для искусства. Творческий гений или талант не находится в пустоте, он является микрокосмосом. Творческие процессы имеют связь с миром и человеческим обществом.
Бердяев подчеркивал недопустимость смешения творческой свободы мыслителя с изоляцией, с равнодушным отношением к судьбе мира. Недопустимо смешивать внутреннюю связь с жизнью народа, с рабством, с насилием над творчеством.
Несоответствие между творческим замыслом и его осуществлением — трагедия творчества. Главная составляющая этой проблемы одиночество творца. Творчество всегда индивидуально, оно не может быть коллективно-всеобщим. Лишь в личном духовном опыте переживается факт несовершенства продукта творчества. Творец одинок, но его творчество имеет мировой характер. Таким образом, творчество есть то, что идет изнутри, а не извне, не из мировой необходимости.
Литература:
- Бердяев Н. А. Самопознание (Русская идея. Самопознание). — Москва; Фолио, Харьков: Эксмо-пресс. — 2000 г. — 621 С.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правдв», 1989.
- Шрейдер Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире. «Вопросы философии», 1994, № 1.
- Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В. П. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.