Ключевые слова: иные меры уголовно-правового характера, несовершеннолетние, преступность несовершеннолетних, специализированные учреждения закрытого типа.
Среди основных средств, которые применяются государством в борьбе с преступностью несовершеннолетних самое первое и главное место занимает уголовное наказание. Данный факт, прежде всего, обусловлен ростом преступности несовершеннолетних, который имеет очень высокий показатель. Учитывая социальные проблемы страны, таких как безработица, ослабление института семьи, отсутствие должной организации досуга в населенных пунктах сельского типа, растет количество совершаемых несовершеннолетними, как преступлений, так и общественно опасных деяний.
На основании статистических данных, размещенных на сайте Правового портала статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, число предварительно расследованных особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии за период с января по апрель 2018 года всего по России составляет 584 человек, тогда как всего же выявлено несовершеннолетних лиц, совершивших преступления за указанный период (январь — апрель 2018) в количестве 12 681 человек [1, с.1]. По региональному показателю в Тюменской области общее число составляет за данный период 162 человека. При анализе общей динамике по показателю в апреле 2018 года Тюменская область занимает 27 место в общем рейтинге по показателю.
Данные показатели иллюстрируют острую необходимость в рассмотрении основных причин преступности несовершеннолетними лицами, выявлении главных проблем при применении к данным лицам иных мер уголовно — правового характера.
Каждый день в России совершается множество преступлений, часть из которых приходится на несовершеннолетних, с которым в последующем работают органы профилактики и правоохранительные органы, которые в свою очередь не всегда применяют механизм иных мер уголовно-правового характера, в связи с отсутствием понимания механизма работы с такой категорией уголовного права как иные меры уголовно-правового характера, применяемые в отношении несовершеннолетних [2, с.1]. Подростковая преступность не является особенной чертой только для России, потому что рост детской, подростковой преступности выступает общемировой тенденцией, а те обстоятельства, которые ее обуславливают, связаны, прежде всего, и с недостатками в сфере назначения данным лицам наказания, применения иных мер уголовно — правового характера.
На территории, как Тюменской области, так и в других субъектах России достаточно остро стоит вопрос о применении в отношении несовершеннолетних такой иной меры уголовно-правового характера, как помещение в специализированное учреждение закрытого типа, которая в силу недостаточной практики за частую не применяется к тем лицам, в отношении которых крайне необходима.
По общему правилу, согласно действующему Уголовному кодексу РФ в отношении несовершеннолетних регламентирована законом следующая система мер уголовно — правового воздействия: наказание, принудительные меры воспитательного воздействия, условное осуждение. Однако, данный перечень считаем ограничительным в сравнении с предусмотренными в отношении совершеннолетних лиц, включая сокращенные сроки и размеры отдельных видов наказаний.
Основная специфика для определения мер уголовно — правового характера по делам несовершеннолетних заключается в том, что совершенное преступление выступает негативным фактором не только охраняемым законом общественным отношения, которым причиняется вред, но и на самого несовершеннолетнего лица, так как в некой степени деформирует его сознание и общее развитие. Несовершеннолетний преступник — это не только субъект преступления, но и объект правовой охраны и защиты, а данное положение и предопределяет специфику системы обращения с несовершеннолетними преступниками, заключающаяся в построении данной системы на базе специальных принципов, при наличии в ней специальных субъектов и особых правовых средств воздействия.
Часть 1 статьи 88 УК РФ содержит перечень видов тех видов наказаний, которые применяются к несовершеннолетним лицам: штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы на определенный срок. Также действующий УК РФ в статьях 90 (ч.2) и 92 (ч.2) перечисляет принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, из заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга, установление особых требований к поведению несовершеннолетнего [3, с.1]. Также в ч.2ст. 87 УК РФ указывается, что к несовершеннолетним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа [4, с.2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель в действующем УК РФ соотносит наказание и принудительные меры воспитательного воздействия как равнозначные понятия, при этом не выделяет ни один из них.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 г. Москва «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в п. 31 указывает следующее: «Суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК РФ» [5, с.2]. Считаем целесообразным включение данного положения в Уголовный кодекс РФ.
Следует отметить, что по смыслу закона принудительные меры воспитательного воздействия применяются при нецелесообразности отбывания несовершеннолетним наказания, что некоторым образом сближает их с условным осуждением [6, с.2]. Что вызывает дискуссии по данному вопросу.
Так, например, важно разъяснить, почему же закон делает приоритет условному осуждению, а не принудительным мерам воспитательного воздействия. А многие авторы уголовно — правовой доктрины ссылаются на то, что данное положение связано с тем, что отсутствует разграничение критериев разграничения применения к несовершеннолетним условного осуждения и принудительных мер воспитательного воздействия.
По нашему мнению, важным выступает применение к несовершеннолетним лицам, совершивших преступление тех мер, которые
не связаны с лишением свободы, так приоритетным для наказания должны быть применены меры воспитательного воздействия.
В заключение к вышеизложенному делается общий вывод о том, что система мер уголовно правового воздействия в отношении несовершеннолетних, которая регламентирована в российском законодательстве не в полной степени соответствует нормам международного права, по которому несовершеннолетнее лицо приобретает особый правовой статус в рамках уголовно — правовых отношений.
Литература:
- Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения 25.05.2018).
- Абземилова З.Р. Проблемы применения наказания и иных мер уголовно-правового характера к несовершеннолетним:по материалам Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dissercat.com/content/problemy-primeneniya-nakazaniya-i-inykh-mer-ugolovno-pravovogo-kharaktera(дата обращения 25.05.2018).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)// Собрание законодательства РФ. № 25. ст. 2954.
- Собрание законодательства РФ. № 25. ст. 2954.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 г. Москва «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета — Федеральный выпуск № 5405 (29).
- Черненко И.В. Особенности уголовной ответственности и альтернативных мер в отношении несовершеннолетних. Кемерово, 2006. С. 118.