В данной статье рассмотрены меры по совершенствованию реализации принципа социальной справедливости при назначении наказания несовершеннолетним.
Ключевые слова: несовершеннолетний, принцип социальной справедливости, назначение наказания.
На сегодняшний день вопросам реализации принципа социальной справедливости при назначении наказания несовершеннолетним уделяется особое внимание, обусловленное возрастными особенностями данной категории лиц [4, с. 70].
При избрании меры уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетнего принимаются во внимание специфические обстоятельства, имевшие существенное значение для формирования его личностной позиции и мотивации преступного поведения, с тем чтобы не только определить ему справедливое наказание, но и найти и устранить причины совершения им преступления.
Преступность среди несовершеннолетних растет год за годом и прослеживается омоложение данного явления. Поэтому неслучайно ученые-юристы и практические работники предлагают снижение границ возраста наступления уголовной ответственности. Однако, по нашему мнению, акцент необходимо сделать не на снижении возраста уголовной ответственности, что повлечет нарушение принципов социальной справедливости и гуманизма, а на предупреждении и пресечении преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Конкретного определения категории лиц, попадающих под понятие «несовершеннолетние» Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) не дает, но в ч. 1 ст. 87 Кодекса говорится о том, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет [1].
Так, ст. 88 УК РФ предусмотрен перечень наказаний, применяемых к несовершеннолетним, совершившим преступное деяние. Эти наказания применяются в отношении лиц, которые совершили преступления до наступления совершеннолетнего возраста, а также к моменту вынесения приговора не достигли восемнадцати лет. Однако в УК не отражена ситуация, когда преступление совершено в несовершеннолетнем возрасте, а к моменту вынесения приговора виновный достиг совершеннолетия.
В соответствии с данными статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ за 2016 г. в России было осуждено 23912 несовершеннолетних. Из них приговор об осуждении к лишению свободы получили 3854 человека. За 1-е полугодие 2017 г. осуждено — 10456, приговор об осуждении к лишению свободы получили — 2716 [6].
Наибольший удельный вес обвинительных приговоров несовершеннолетних приходится на условное осуждение к лишению свободы (46,2 %). Однако и значительную часть приговоров составляют приговоры с лишением свободы — 16,1 %, а также обязательные работы, которые составляют 18,7 %.
Анализируя данные, можно заметить, что в структуре обвинительных приговоров к лишению свободы подростков наибольший удельный вес занимают приговоры к лишению свободы сроком от 3 до 5 лет включительно (27,8 %), на приговоры со сроком лишения свободы от 2 до 3 лет включительно приходится 22,8 % всех обвинительных приговоров. А на приговоры со сроком лишения свободы более 10 лет приходится менее 1 %.
Данная статистика говорит о том, что подростки все чаще совершают тяжкие преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и нет возможности применения мер воспитательного характера.
С одной стороны, такая жесткая мера наказания как лишение свободы должно благоприятно повлиять на несовершеннолетнего, который находясь в колонии сможет пересмотреть свои действия и раскаяться. Однако, учитывая психофизическую и социальную незрелость, несформировавшуюся систему социальных ориентиров, несовершеннолетние часто поддаются внушению, влиянию окружающих, которые в колонии обладают не самыми высокими нравственными качествами.
С другой же стороны, не привлекая подростков к ответственности в виде изоляции от общества и ограничиваясь условным сроком лишения свободы, существует большая вероятность, что подросток будет повторно совершать преступления в силу понимания, что он является объектом повышенной правовой защиты.
Таким образом, основной проблемой в вопросе преступности несовершеннолетних является выбор меры наказания: лишение свободы либо меры воспитательного характера.
При назначении наказания необходимо учитывать, что несовершеннолетние, совершившие преступления, в силу психофизической и социальной незрелости, являются объектом повышенной правовой зашиты. Этот момент учитывают все международно-правовые акты, регулирующие вопросы преступлений несовершеннолетними.
Необходимо ввести специальных судей в каждом суде, которые бы рассматривали уголовные дела, где обвиняемыми выступают несовершеннолетние. Не факт, что его нужно называть ювенальным судьей или делать отдельный ювенальный суд, но такая специализация нужна, чтобы дело несовершеннолетнего рассматривалось судьей, который прошел специальную подготовку и может вынести приговор с учетом специфики ситуации.
«Ювенальные судьи уже практически есть во всей России, но эта система в некоторых субъектах работает, а в некоторых нет. Ювенальная юстиция, которая звучит как «правосудие, доброжелательное к детям, подразумевает всестороннее рассмотрение вопроса, почему подросток совершил преступление» [5, c. 23]. «Например, в Санкт-Петербурге работает городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт», сотрудники которого сопровождают несовершеннолетнего с момента совершения правонарушения и готовят все материалы для суда» [2, c. 165].
В декабре 2017 г. с предложением о необходимости создания в России судов, которые будут рассматривать только уголовные дела в отношении несовершеннолетних, выступила член рабочей группы по профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних Общественного совета при уполномоченном по правам ребенка в РФ юрист С. Гуревич.
По мнению С. Гуревич, «Подросток, который впервые совершил преступление, часто нуждается не в репрессиях, а в воспитательных мерах. Однако суды не используют такую меру наказания, как передача ребенка родителям для принятия воспитательных мер, хотя в УК она предусмотрена. Необходимо индивидуально сопровождать каждого ребенка, который вступил в конфликт с законом. Ребенок должен находиться под контролем на всех стадиях: после совершения преступления, во время следствия, в суде, перед отбытием срока наказания, перед выходом на свободу и после выхода. Нельзя, чтобы одни и те же судьи судили и уголовников, и детей» [3].
Кроме того, рабочая группа Совета подготовила изменения в УК и УПК РФ, согласно которым повышается предельный возраст отбывания наказания в воспитательной колонии — с 18 лет до 21 года. После воспитательной колонии уже совершеннолетний попадает на год–полтора во взрослую исправительную колонию, и воспитательный эффект, на который все его предыдущее пребывание было рассчитано, пропадает. Также предлагается переводить несовершеннолетних из воспитательной колонии в колонию-поселение «по характеристикам».
Таким образом, осветив некоторые вопросы, связанные с реализацией принципа социальной справедливости при назначении наказания несовершеннолетним, можно сказать о том, что законодательство и практика применения в этой сфере нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Подрастающее поколение — это будущее нашего государства. Поэтому подростки с их еще не устоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей должны быть объектом повышенного внимания и заботы.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Коротков, А. В. Ювенальное право в уголовном законодательстве России / А. В. Коротков // Ленинградский юридический журнал. — 2015. — № 3. — С. 164–168.
- Несовершеннолетних предлагают судить отдельно: в России могут быть созданы специальные уголовные суды для лиц младше 18 [Электронный ресурс] // Парламентская газета: официальный сайт. — URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-mogut-poyavitsya-ugolovnye-sudy-dlya-nesovershennoletnikh.html (дата обращения: 28.05.18).
- Перфилова, М. В. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы наказания несовершеннолетних / М. В. Перфилова // Молодой ученый. — 2017. — № 32. — С. 70–72.
- Савина, Т. А. О необходимости нормативного закрепления в Уголовном кодексе РФ вида специализированного государственного органа, в который передаются под надзор несовершеннолетние лица в целях реализации принудительной меры воспитательного воздействия / Т. А. Савина // Вопросы ювенальной юстиции. — 2015. — № 4. — С. 22–24.
- Статистические данные [Электронный ресурс] // Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации: официальный сайт. — URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2017/F1-svod_1–2017.xls (дата обращения: 28.05.2018).