Одной из важнейших проблем психологии и педагогики является проблема познавательного интереса у детей. В ряде исследований познавательный интерес — ведущая мотивационная тенденция игровой деятельности. Интерес — это особый механизмом поведения, который определяет положительный эмоциональный фон и степень увлеченности деятельностью.
У ребенка в дошкольном возрасте происходит перестройка всей психической жизни, а также его отношение к окружающему миру. В этом возрасте ребенок открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественных функций людей. Дошкольник старается активно участвовать во взрослой жизни. В этом возрасте ребенок может реализовать себя только через игру.
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. Она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.
Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.
Познавательное развитие ребенка связано, прежде всего, с органами чувств, а также с совершаемыми им движениями.
Одним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Значимость развития мелкой моторики получила научное обоснование.
Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты.
Игровая деятельность стимулирует развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В. М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Исходя из выше сказанного, зарубежными и отечественными педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития кистей рук и пальцев. Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и т. п.
Дети с ЗПР в игре преимущественно затрагивают бытовую тематику, у них снижен интерес к игре, сюжет игры тяготеет к стереотипам, замысел игры возникает с трудом. Ролевое поведение в игре отличается импульсивностью. Игра не сформирована и как совместная деятельность. Такие дети мало общаются между собой в игре, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Все особенности игры детей с ЗПР описаны Е. С. Слепович и подтверждены наблюдениями за свободным поведением детей и подтверждены данными других исследований [1].
В игре реализуются потенциальные возможности личности ребенка, первые творческие проявления, как следствие, формируется личность ребенка. Функции игры находятся в прямой зависимости от психологических особенностей, раскрытыми в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др.
К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире [2].
Специфика обучающей игры заключается в ее структуре. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Быстро и удачно найденное решение, успех, радость победы, одобрение со стороны педагога оказывают на ребенка положительное воздействие, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности, активизируют мышление.
Следовательно, игровые приемы — это основные приемы, которые используют воспитатели, логопеды и дефектологи на занятиях с детьми с ЗПР. Эти приемы повышают познавательную активность детей данной категории, стимулируют развитие внутренней мотивации и поддерживают интерес к занятиям. Благодаря игровым приемам решаются основные образовательно-воспитательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Я в своей деятельности использую нетрадиционный метод работы с манной крупой. Существует широкий спектр ее использования для развития мелкой моторики у детей. Создание рисунков цветной манкой, развивающие игры «Нарисуй узор», «Найди заданный предмет».
Рисование манной крупой развивает мелкую моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки).
Таким образом, познавательный интерес — многогранное и обширное понятие. Развитие и формирование познавательного интереса — это часть проблемы всестороннего развития личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его развития и формирования не вызывает сомнений и имеет психологическое, педагогическое и социальное значение.
Литература:
- Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. — М., 2005.
- Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 2008.
- Кордуэлл М. Психология. А — Я: Словарь-справочник. — М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.