Художественная сказка, как игра, — естественная эстетическая воспитательница ребенка.
Л. С. Выготский
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников с общим недоразвитие речи, учителя — логопеды, опираясь на ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, предпочтение отдают таким формам и приемам коррекционно-педагогической работы, которые бы создавали для детей атмосферу успешности, уверенности в своих возможностях, где ребенок не боялся бы ошибиться, где он был бы творцом определенного действия, и при этом получал необходимые знания, навыки, умения, а так же учился применять их в определенных жизненных ситуациях.
Поиски новых, более эффективных методов работы с детьми, имеющими нарушение речи, часто приводят практикующих педагогов к использованию сказки. Ведь сказка, по своей сути, очень близка к игре.
Сказка воспитывает ребенка, дает знания о законах морали, помогает детям лучше узнать окружающую жизнь и познать самого себя, а также проявить творчество и смекалку. Через сказку ребенок учится находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Как педагогическое средство, сказка, обладающая воспитательными и обучающими свойствами, применялась с давних времен. Пропуская через себя содержание сказки, проживая вместе с героями их небольшую историю, ребенок всматривается в мир собственных чувств и переживаний. Используя сказки в воспитании системы человеческих ценностей, нельзя не отметить ее обучающую составляющую. Сказка применяется в различных видах деятельности в дошкольных учреждениях, в том числе коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В России, в Санкт-Петербурге, действует институт сказкотерапии, под руководством Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонение в развитии.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что сказка очень близка детям по мироощущению, так как у них эмоционально-чувственное восприятие мира. Ребенку не всегда доступна логика суждений взрослых, а сказка не учит напрямую, в ней есть только необычайные, волшебные образы, с которыми ребенок проживает сюжет сказки, определяя свои симпатии и антипатии.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующую типологию сказок:
‒ художественные сказки: народные — основанные на истории, мудрости народа и авторские истории — мифы, притчи;
‒ психотерапевтические сказки, раскрывающие глубокий смысл происходящих событий, такие сказки не всегда однозначны, часто имеют не счастливый конец, но всегда проникновенны;
‒ психокоррекционные сказки, создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, для «замещения» неблагоприятного стиля поведения на более эффективный;
‒ медитативные сказки, создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения;
‒ дидактические сказки, создаются педагогами для «упаковки» учебного материала, при этом абстрактные образы (буквы, звуки и др.) одушествляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут.
Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. Логопедические сказки относятся к дидактическим, обучающим.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, определяет логопедическую сказку, как целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.
Как отмечают исследователи, включение логопедических сказок в коррекционно-педагогическую деятельность способствует решению разнообразных задач:
‒ коррекционно-воспитательные (воспитание доброты, гуманности, выдержки, ответственности, самопожертвования, патриотизма);
‒ коррекционно-развивающие (развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, умение передавать образ через мимику, жест, движения)
‒ коррекционно-образовательные (развитие фонематического слуха, работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в спонтанную речь, совершенствовать умение пересказывать и рассказывать сказки, продумывать продолжение к сказкам, сочинять новые сказки (5).
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева рассматривает логопедическую сказку как интерактивную сказку, так как она требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. Учитывая форму речевых нарушений, и этап коррекционной работы автор предлагает использовать следующие виды логопедических сказок:
‒ артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
‒ пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
‒ фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
‒ лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
‒ сказки, способствующие формированию связной речи;
‒ сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Сказочная атмосфера дает возможность раскрепоститься, дети становятся более открытыми к восприятию материала, проявляют большую заинтересованность в выполнении предлагаемых заданий.
Логопедическая сказка по формированию навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пояснительная записка.
Как известно, формирование навыков правильной речи, у детей с общим недоразвитием речи, в частности, навыков словообразования требует продолжительного времени. Приходиться неоднократно повторять одни и те же упражнения. Для успешного осуществления коррекционных задач учителю-логопеду приходиться искать новые формы работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Одной из таких форм является логопедическая сказка.
Уникальная возможность жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации коррекционно-образовательной программы в формам, специфических для детей с общим недоразвитием речи данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности дошкольника, познавательной активности, что способствует творческому воображению и развитию детской речи.
Детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в силу своих психофизиологических особенностей, предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям, им требуется больше времени на закрепление полученных навыков. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев.
Сказка «Приключения домовенка Кузи», используется после того, как дети получат первоначальные представления о способах словообразования.
Сказка «Приключения домовенка Кузи»
Весенняя история
Где-то далеко, а может быть, совсем близко, а может быть, вон в том домике у речки жил был Кузя — маленький домовеночек. Помните такого?
А вот и он, собственной персоной!
Жил Кузя в лучшем доме на свете, в самом красивом и теплом!
У Кузи был Волшебный сундучок. А в том сундучке радость хранилась и другие волшебные штучки!
А еще у Кузи был дружок сердечный — Лешик.Часто друзья гуляли по лесу, играли и веселились. Поглядел Кузя в окошко и говорит:
— А и правда, чего это я дома сижу? Что-то скучно так сидеть, в разны стороны глядеть. Не пора ли прогуляться, да немножко поразмяться!
Сказал так домовенок, прихватил с собой радости из сундучка волшебного и выскочил на крыльцо. А на улице Весна — красна силу набирает: солнышко яркое светит, травка зеленая пробивается, цветочки первые расцветают.
Бежит Кузя по дороге, радость кругом излучает. Прибежал на полянку, кличет друга своего Лешика. Вдруг, из под куста выскочил Лешик,иговорит шепотом:
— Чего ты раскричался, сейчас в лесу время чудес, а ты шумишь.
— Каких таких чудес? — встрепенулся Кузя, — рассказывай. Ну давай Лешик, не томи! — не унимался домовенок!
—Да что рассказывать! Пойдем, лучше покажу! — ответил Лешик и потянул Кузю за собой в лес!
А в лесу красота несказанная! Птички поют, пчелки жужжат, почки трескаются.
—Смотри, смотри, — шепчет Кузя, — лиса своих детенышей на солнышко вывела погреться!
— Ой красивые “лисинятки”!- захлебываясь от восторга говорит Лешик.
—Какие тебе “лисинятки”, “лисёнки”! Совсем ничего не знаешь, что ли? –насупился Кузя!
Ну вот, сейчас поссорятся. Помоги Кузе и Лешику правильно назвать детеныша лисы.
— Ты слышал, Кузя, кто это сказал: ЛИСЁНОК? Ветер наверно шумит, а ведь правильно шумит. Давай посчитаем сколько у лисы лисят. — тараторит Лешик.
— Раз лисёнок, два лисёнок, три лесёнок. У лисы три лесёнка! Целых три лисёнка, — наперебой шумят друзья, бегут по тропинке, весело размахивая руками.
На пути у друзей встретилась высокая елка. На ее зеленых ветках сидит белка и чистит свой пушистый хвост. Увидел её Кузя и говорит:
—Белка, Белочка скажи, да всю правду доложи, где твои детишки, где твои “белишки”?
Белка с недоумением посмотрела на Кузю, даже хвостик перестала чистить.
Видимо, Кузя опять что-то напутал, или может быть все правильно сказал? Как ты думаешь?
— Она, наверное, глухая, — сказал Кузя Лешику.
— С чего ты так решил? — удивился Лешик.
— А вот смотри я у нее спрашиваю: Белка, где твои детишки, где твои “белишки”? А она молчит, видимо глухая.
— Ну, все хватит, не могу я больше слушать эту глупость, “белишки”, “белишки”! Если сам не знаешь, то хотя бы друзей своих послушай! — возмущенно проговорила Белка.
—Каких таких друзей, Лешик о чем это она?- с недоумением спрашивает Кузя.
—Повернись, Кузя, да посмотри. Сказку то нашу вон, ребята слушают, они нам видимо и помогают, а мы, думали ветер шумит, — ответил другу Лешик.
— Ой ну да, и правда ребята., бывает же такое, прямо сказка… Да какие хорошенькие, да умненькие, да красивенькие! А вы, правда, наши друзья? И не поколотите нас с Лешиком, не шваркните чем-нибудь? — не унимался Кузя, увлекшись новым знакомством.
—Кузя! Кузенька! — перебила его Белка. — посмотри сюда, вот мои детишки. На ветке елки сидели два замечательных бельчонка.
— Лешик, посмотри какие они хорошенькие, да пушистенькие, да малюсенькие, какие миленькие “бельчишки”! — таял от восторга Кузя.
— Да не “бельчишки”, а бельчата. Ребята, научите Кузю правильно называть детенышей животных, а то с ним в лес стыдно выйти! — взмолился Лешик.
Ну что, поможем Кузе?
— У медведя детеныш –
— У волка –
— У зайца –
— У ежа –
— У оленя –
— У лося –
— Ну, все, я понял и запомнил, пора домой бежать, а то время к вечеру, да и зябко на улице стало, — заторопился Кузя, — еще увидимся!
Кузя немного засмущался: новые друзья, а он так опростоволосился. Бежал домовенок домой и все шептал: «лисенок, зайчонок, бельчонок, медвежонок, олененок, лосенок…». Ну вот теперь — то уж точно не забудет.
Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]: кн. для логопеда / Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с.
- Кузькина, Л. Е. Авторская сказка как средство развития грамматического строя речи старших дошкольников [Текст]: Л. Е. Кузькина // Логопед. — 2012. — № 4. — C/8–11
- Александрова, Г. В. Приключения домовёнка Кузьки [Текст]: Г. В. Александрова.- Издательство: Стрекоза, 2010.-94с. –ISBN 978–5-9951–0627–2