В настоящее время успех и развитие бизнеса напрямую зависит от использования в нем информационных технологий. Только новейшие разработки помогут выйти на передовые позиции, внести что-то новое и по-настоящему удивить потребителя. В нашей статье мы рассматриваем применение таких технологий в энергетической сфере.
Электроэнергетика — основная отрасль экономики, которая обеспечивает потребителей энергией. Для того, чтобы потребитель был уверен в качестве и надежности электроснабжения в рамках новой структуры единой энергетической системы требуется организация четкого оперативно-информационного взаимодействия между субъектами рынка и выполнения каждым из них определенных специфических функций и обязанностей. Именно поэтому в самом начале необходимо обеспечивать превосходство технических и программных средств, которые способны удовлетворить рост информационных запросов. Очевидно, что достичь этого можно только лишь с использованием новейших компьютерных и информационных технологий. Очень важно суметь внедрить современное оборудование практически на всех этапах производства, что позволит минимизировать утраты от ошибок, связанных с «человеческим фактором».
Целью инновационного развития является переход к новой электрической сети с полностью другим технологическим укладом, которая будет проста в использовании, эффективна, надежна и ориентирована на конкретного клиента.
При решении следующих задач можно добиться поставленной цели:
1) обеспечение разработки передовых технологий, а так же их внедрение в производство. Создание благоприятных условий для реализации инновационных проектов,
2) переход от «ручного» труда к автоматизированным объектам электрических сетей,
3) сбор и разработка предложений по нормативно правовой базе,
4) обеспечение качественного и доступного интерфейса для пользователей сети.
Программный комплекс «Автоматизированная система управления ремонтами энергетического оборудования» (ПК «АСУРЭО») создан для быстрого принятия, обработки и рассмотрения заявок на ремонт энергетического оборудования на всех уровнях. Программный комплекс разработан для предприятий энергетической отрасли, не входящих в структуру Системного оператора. Для знакомства с возможностями ПК «АСУРЭО» создан специальный сайт с демо-версией программного комплекса, на котором пользователь может полностью получить доступ к ПК «АСУРЭО» (работает в демо-режиме). Если войти в систему под именем специалиста, то можно самому создавать и рассматривать заявки.
Программный комплекс «Заявки» (ПК «Заявки») автоматизирует процесс создания, рассмотрения и обработки диспетчерских заявок на ремонт энергетического оборудования в соответствии с правилами, положениями и регламентами, принятыми в Единой энергетической системе России.
Комплекс позволяет:
1) полностью автоматизировать и унифицировать процесс создания, согласования, просмотра и рассмотрения диспетчерских заявок на вывод в ремонт ЛЭП и ЭЛТ, СДТУ, РЗА и энергетического оборудования;
2) создать быстрый обмен информацией с подразделениями Системного оператора и энергосистемами;
3) Создать единую базу данных электросетевого оборудования, в которой создана удобная классификация статистических данных. С ее помощью возможен детальный анализ по типу, количеству, времени, степени и причинам ремонта каждой единицы оборудования.
Какая основная задача ПК «Заявки»?
Обеспечение надежной работы энергетической системы в целом и повышение качества ремонтных работ кампании. ПК «Заявки» от момента создания заявки до ее устранения предоставляет полный набор необходимых функций.
Обзор подсистем и модулей АСУРЭО
- Модуль «Оперативные заявки»- обеспечивает автоматизацию процессов формирования, рассмотрения и согласования оперативно-диспетчерских заявок на вывод оборудования в ремонт. Применение подсистемы позволяет ускорить оперативность работы, а значит и повысить его качество.
Основные преимущества:
- Единственная система, которая работает со всеми уровнями оперативно-диспетчерского и оперативно-технологического управления.
- Благодаря наличию настроек управления или ведения АСУРЭО полностью автоматизирует обмен оперативными диспетчерскими заявками между энергетическими предприятиями в рамках единой информационной среды,автоматизация процедуры внутреннего согласования заявок.
- Оперативное получение информации о выполнении ремонтов.
- Удобный конструктор отчетов, аналитика и отчеты.
- Модуль «План ремонта»- обеспечивает автоматизацию процессов планирования годовых и месячных графиков ремонтов оборудования и технического обслуживания устройств.
Основные преимущества:
- Единая система для планирования ремонтов на всех уровнях оперативно-диспетчерского и оперативно-технологического управления, включающая автоматизированный обмен графиками с Системным оператором и другими энергетическими компаниями.
- Автоматизация работы с графиками ремонтов
- В подсистеме формируется 3 типа графиков:
– график ремонтов для электротехнического оборудования и ЛЭП
– график технического обслуживания для устройств РЗА
– график технического обслуживания для устройств СДТУ
- Рассмотрение и согласование графиков.
- Получение информации о ремонтах, включающей аналитику и статистику по ремонтам:
Встроенные отчеты:
– отчет «График ремонтов»
– отчет «График ремонтов с диаграммой»
– сводный отчет «План Факт»
– Сравнение заявленных и утвержденных сроков ремонта
– Сравнение сроков ремонта, указанных в годовом и месячном графиках
– Отображение отчетной и статистической информации в табличном и графическом виде
– Анализ совместимости и несовместимости ремонтов.
- Модуль «Оперативный журнал»— обеспечивает ведение различных электронных журналов любых форматов для регистрации и учета возникающих нештатных ситуаций. Ее использование позволяет быстрее реагировать на различные внештатные ситуации, а также улучшить координацию работ по устранению обнаруженных дефектов, аварий и технологических нарушений.
- Ввод информации по событиям:
Включает журналы различных форматов:
– Журнал технологических нарушений.
– Журнал актов расследований технологических нарушений.
– Журнал по форме 8.1 для МинЭнерго.
– Журнал плавок гололёдно-изморозевых отложений.
- Контроль аварийно-восстановительных работ
– Автоматическая передача информации между уровнями оперативно-диспетчерского управления.
– Благодаря системе оповещения пользователей повышается оперативность реагирования на внештатные ситуации.
– Возможность передавать информацию с помощью sms-сообщений. Возможность создания групп рассылок.
– Формирование связей между событиями.
- Модуль «Метролог»— позволяет автоматизировать полный цикл процессов метрологического обеспечения, включая учет средств измерений, планирование и контроль работ по их техническому обслуживанию, фиксацию результатов аудита метрологических служб и автоматическое формирование всех видов документации.
- Автоматизация полного цикла процессов метрологического обеспечения
- Паспортизация и учет средств измерений
– единая база оборудования АСУРЭО для всех подсистем
– описание средств измерений более чем по 50 параметрам
– специализированные справочники, позволяющие унифицировано описать объекты учета
- Описание структуры Метрологических служб
– создание иерархического дерева Метрологических служб
– учет сертификатов сотрудников на право проведения метрологических работ и образования
- Планирование и проведение работ по метрологическому обеспечению
– автоматическое формирование графиков метрологического обеспечения, исходя из межповерочных и межкалибровочных интервалов
– согласование графиков в подсистеме «Планы ремонтов»
– автоматическая передача информации об отказах средств измерений из подсистемы «Анализ»
- Автоматизированное формирование всех видов документации
Преимущества ПК «АСУРЭО»
- Комплексная автоматизация процесса обработки заявок
В рамках единой информационной среды происходит автоматизированное создание, рассмотрение и обмен оперативными диспетчерскими заявками между энергетическими предприятиями, с использованием единых технологий и форматов данных.
- Автоматизация рассмотрения внутренних заявок.
С помощью ПК «АСУРЭО» каждое предприятие может вести собственный справочник оборудования и автоматизировать процесс обработки внутренних заявок на оборудование. Каждый желающий может опробовать новую Бета-версию, предложенную на сайте АСУРЭО, и убедиться в прозрачности и простоте ПК.
- Опыт эксплуатации.
Сейчас комплекс используется более чем на 350 энергообъектах по всей России. ПК «АСУРЭО» эксплуатируется с 2005 года.
- Дополнительные модули.
Для расширения базовой функциональности ПК «АСУРЭО» разработаны дополнительные модули — модуль синхронизации открытия-закрытия заявок, модуль отказа заявок на уровне ТГК/ОГК. Технология дополнительных модулей может быть использована для решения специфических задач заказчика.
- Удобство.
Интерфейс программного комплекса был разработан с учетом требований и опыта специалистов диспетчерских и технологических служб. Это позволило получить продукт, удовлетворяющий потребностям пользователей, постоянно работающих с заявками.
- Универсальность.
Все компоненты ПК «АСУРЭО» обладают широкими возможностями по настройке и позволяют автоматизировать процесс рассмотрения заявок для компаний со структурой любой сложности, удовлетворяя имеющимся процедурам обработки заявок.
- Собственная база заявок.
В базе данных ПК «АСУРЭО» сохраняются как заявки, требующие согласование с предприятиями Системного оператора, там и внутренние заявки, рассматриваемые на собственном предприятии.
- Использование стандартов.
Взаимодействие клиентского рабочего места с сервером приложений осуществляется с помощью двух стандартных протоколов: — TCP и HTTP (HTTPS). Это обеспечивает возможность подключения к программному комплексу с использованием любых сетей: корпоративных каналов связи или через Интернет, в каждом конкретном случае решая задачу скоростного или универсального доступа.
Выводы и заключение:
Подводя некоторые итоги касательно использования ИТ в энергетической отрасли, можно выделить весомые плюсы:
- устранение выполняемых «вручную» операций
- полнота и достоверность информации
- автоматический контроль соблюдения регламентов
- повышение качества работы на всех уровнях
- качества принятия управленческих решений
- высвобождение времени на другие задачи
- повышение оперативности реагирования на нештатные ситуации.
Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии. Подведя итог можно сказать, что информационные технологии глубоко проникли в нашу жизнь и современное общество, которое не сможет в нынешнем виде существовать без них.
Литература:
- Сайт разработчика ПК (http://www.asureo.ru/)
- «Информационные технологии в электроэнергетике» Ромашкина А. Ю. Информационные технологии в электроэнергетике // Молодой ученый. — 2015. — № 3. — С. 76–78.
- «ТюменьЭнерго 2014» Годовой отчёт;
- Программа (типовая) комплексного обследования энергоустановок электростанций; СПб: Ювента, М.: Прогресс-Универс — Москва, 2003. — 370 c.
- Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / В. А. Гвоздева. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 544 c.
- Светлов, Н. М. Информационные технологии управления проектами: Учебное пособие / Н. М. Светлов, Г. Н. Светлова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 232 c.