Ключевые слова: метафора, речь, избирательная кампания, политический дискурс, проблема государства, политический.
Во время предвыборной кампании политики хотят привлечь внимание избирателей всеми доступными способами. Одним из таких способов является выразительная речь с использованием метафор. Метафора помогает привлечь внимание, выражает личное мнение политика. Это выразительное средство часто используется в политических речах.
Метафора — это перенос названия одного предмета на другой, который каким-либо образом похож на первый [1, с. 66]. Метафора дает возможность интерпретировать ее по-разному. Метафора не только информирует о чем-либо, но и оказывает влияние на выбор электората [5, с. 29].
Многие лингвисты исследовали употребление метафоры в политических речах. Так, например, О. В. Дитрих считает, что метафора так часто употребляется в политических речах, что ее употребление стало нормой [3, с.69].
По мнению И. М. Кобозевой, в политическом дискурсе основными функциями метафоры являются эвристическая и аргументативная. Также исследователь отмечает, что метафора в политических речах сглаживает высказывания, связанные с политическими проблемами [4, с. 134]. Кроме того, метафора помогает говорящему вносить в сознание слушателя идеи, которые нешироко приняты в обществе.
Что касается эстетической функции, то данная функция возникает в политических речах побочно.
А. В. Степаненко в своей работе выделяет следующие функции метафоры в политическом дискурсе: прагматическая, когнитивная, эмоциональная, репрезентативная, хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа [6, с. 24].
Исследования метафор довольно широко распространены в современных лингвистических работах. Так, например, В. А. Дейнека, рассматривая метафоры в политическом дискурсе США, приходит к выводу, что к власти человека приводят не столько личные качества, сколько политические стратегии. Политику важно показать избирателям, какой политический курс он выберет, каким образом решит проблемы в стране. Несомненно, что личные качества политика также являются важными для избирательной кампании, так как кандидату в президенты важно вызвать симпатию у избирателей, применить стратегию отождествления. Участвуя в избирательной кампании, политики используют много восхваляющих или оскорбительных выражений [2, с.72].
Для анализа метафор в нашем исследовании мы будем использовать классификацию А. П. Чудинова, который выделяет:
1. Антропоморфную метафору («Семья», «Поведение человека»);
2. Природоморфную метафору («Животные», «Растения», «Неживая природа»);
3. Социоморфную метафору («Преступность», «Война», «Экономика»);
4. Артефактную метафору («Механизм», «Инструмент», «Здание», «Домашняя утварь») [7, с.89].
В результате проведенного анализа нами были выделены следующие метафоры:
1) Социоморфные метафоры, представленные темами «Война», «Спорт», «Экономика».
2) Антропоморфные метафоры, представленные темой «Медицина».
3) Природоморфные метафоры, представленный темами «Животные» и «Растения».
Спортивная метафора имитирует внешнюю политику государства. США соревнуется с другими странами во всех областях жизни: медицина, экономика, безопасность. Использование данного вида метафор укрепляет имидж страны, говоря о соревновательном смысле политики США:
The same kind of person who would pull a bait and switch on a high schoolchess team.
We're going to do everything we can to catch up to the rest of the world:affordable childcare, paid family leave, earned sick days, jobs with rising incomes.
Следующей темой метафор стала военная тематика. Речь Х.Клинтон содержит меньшее количество метафор, связанных с войной, чем речь Д.Трампа. Это связано с политическим курсом Х.Клинтон. Она более нейтрально относится к проблемам, которые Д.Трамп предлагает решать с помощью силы. Примерами таких проблем являются мигранты, а также их незаконное пребывание на территории США, международная торговля.
Такое отношение к проблемам государства привело к сокращению количества лексики, связанной с темой «Война». В речи Х Клинтон преобладают нейтральные слова «fight», «conflict», «argument».
I have been fighting for families and underdogs my entire life.
…they are people who fight for you every single day.
He helped lead the fight for funding Planned Parenthood in New Hampshire
Следующая группа метафор — это метафоры, связанные с темой «Медицина». В речах Х.Клинтон часто можно встретить метафоры, относящиеся к теме «Лечение». Х.Клинтон сравнивает проблемы государства с болезнями, которые можно вылечить.
So how do you heal the divide?
I've laid out a platform that I think would begin to remedy some of the problems we have in the criminal justice system.
The gun epidemic is the leading cause of death of young African- American men, more than the next nine causes put together.
Проанализировав метафоры в предвыборных речах Х.Клинтон, мы пришли к выводу, что наиболее частотными являются социоморфные и антропоморфные метафоры, а наиболее часто употребляющимися темами «Война», «Спорт», «Медицина».
Литература:
- Виноградов С. И. Выразительные средства в парламентской речи //Культура парламентской речи. — М.: Наука, 1994. —С. 66–77.
- Дейнека В. С. Метафора в современном политическом дискурсе. –Инновационная наука, 2015 — С.71–74
- Дитрих О. В. Авторская метафора в сфере политики (http//www/komivoityr.ru/fu/sprav/prof.doc).
- Кобозева И. М. Семантические проблемы анализа политической метафоры // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология, 2001, № 6. —С. 136–137.
- Кочкин М. Ю. Манипуляции в политическом дискурсе // Языковая личность:проблемылингвокульторологии и функциональной семантики. — Волгоград: Перемена, 1999. —С. 29–34.
- Степаненко А. В. Лингвокогнитивные особенности функционирования метафоры в политическом дискурсе (на материале русского и немецкого языков). Автореф. дис... канд. филол. наук. —М., 2002. (http://www.dissercat.com/content/lingvokognitivnye-osobennosti-funktsionirovaniya-metafory-v-politicheskom-diskurse-na-materi)
- Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т.— Екатеринбург, 2003. — 248 с.