Аттестация служащих — это процесс проверки и оценки профессиональных качеств служащего, установление его служебно-должностного соответствия к предъявляемым ему требованиям к замещаемой должности на муниципальной службе.
Идилов И. И. и Идилов А. И. отмечают, что рыночный механизм обуславливает потребность деятельных изменений в сложившихся производственных отношениях. Это заставляет людей непрерывно улучшать профессиональную подготовку. Среди высокоразвитых стран мира численность взрослых обучающихся, занимающихся профессиональной переподготовкой, намного превышает количество студентов вузов и колледжей. Динамичное развитие экономики наблюдается в тех странах, в которых экономически активное население вовлечено в макропроцесс непрерывного обучения, а государством проводятся меры его стимулирования» [1, с. 49]
Аттестация муниципальных служащих — это важнейшая деятельность, направленная на формирование в муниципальных органах высококомпетентного состава муниципальных служащих.
Процедура аттестации служащих представляет собой заседание созданной аттестационной комиссии, в которую, как правило, входят руководители организации. Перед началом аттестации непосредственный начальник аттестуемого зачитывает характеристику на своего подчинённого. После чего комиссия начинает задавать свои вопросы. По итогам процедуры оформляется аттестационный лист.
По мнению Акуева З. Л. наиболее из главных проблем в деятельности местного самоуправления (МСУ) является то обстоятельство, что на территории Чеченской Республики по сегодня завершен процесс институциональных преобразований. Поэтому, в условиях восстановления разрушенного военными действиями экономического потенциала города порой имеет место использование методов административно-командной системы. При возникновении кадрового резерва для выдвижения на руководящие муниципальные должности проводит многоплановую работу, в основе которой: селекция самых лучших работников и их включение; в штат резерва; ежегодная аттестация муниципальных служащих и их оценка; детальное штудирование профессиональных и личностных качеств работников, включенных в резерв, а также организация процесса повышения их квалификации; проведение процедуры выдвижения кандидатов из числа резерва на руководящие должности. [2, с. 329]
Проблемой аттестации муниципальных служащих является то, что она носит всего лишь формальный характер. На практике не существует основательной проверки знаний и умений служащих. Половину вопросов придумывает непосредственный руководитель служащего, и естественно, в случае хороших отношениях между ними и вопросы и ответы для работника будут лежать у него на столе в распечатанном виде. Тогда о какой проверки знаний может идти речь? Это было «во-первых». Во-вторых, в комиссию по аттестации в большинстве своём входят «свои» же начальники, которые и до вопросов могут не дойти, им будет достаточно услышать характеристику руководителя о своём подчинённом и всё, аттестация прошла успешно.
Нет абсолютно никакого смысла спрашивать у аттестуемого номер и дату принятия закона, которым он руководствуется, научные определения каких-то понятий, если он знает содержание этого закона и хорошо выполняет свою работу. А ведь многие вопросы так и звучат. Ни один руководитель не будет наказывать или увольнять своего работника за неправильные ответы на аттестационные вопросы, в том случае, когда сотрудник выполняет все свои должностные обязанности на качественном уровне.
Одной из важнейших проблем хочется выделить то, что аттестацию не проходят сотрудники, находящиеся на срочных трудовых договорах. Как тогда оценивать таких сотрудников? Законодательство предусматривает проведение для таких служащих квалификационного экзамена на получения чина муниципальной службы, но это не обязательная процедура, а только для желающих.
Ещё одна проблема аттестации муниципальных служащих заключается в том, что работник может находиться на постоянном трудовом договоре на одной должности, и иметь срочный трудовой договор на другой должности, но аттестовать его и задавать ему будут вопросы только по постоянной должности, хотя и выполняет он уже другие должностные обязанности несколько лет.
Важно отметить, что аттестационные комиссии должны руководствоваться только единой системой оценки, то есть необходимо, чтобы каждый аттестуемый был оценён едиными и общими критериями, что устранит возможность возникновения споров и разногласий по поводу принятого решения и дальнейших действий в отношении аттестуемого.
Кадровые работники должны приложить максимум своих усилий к тому, чтобы каждый руководитель понял всю значимость проведения аттестации служащих, потому что в большой мере отношение сотрудников организации к проведению аттестации сильно зависит от мнения их начальства.
Каждый член из состава аттестационной комиссии должен ознакомиться с данными, которые характеризуют деятельность аттестуемого служащего, чтобы иметь представление о проделанной им работе. Аттестационная комиссия, принимая решение, главным образом сокращает вероятность субъективизма оценки непосредственного начальника аттестуемого.
Необходимо, чтобы все аттестуемые работники осознавали значимость аттестации, видели ее результаты и не сомневались в её объективности и справедливости.
Нужно, чтобы работник убедился в использовании результатов проведенной аттестации, видел конкретные изменения благоприятные для его организации и улучшение своего положения. Руководитель организации должны разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на выполнение рекомендаций аттестационной комиссии, на дальнейшее улучшение системы повышения компетентности кадров, и более широкое использование научных методов управления и организации труда. Это устранит формальный подход с их стороны к аттестации, и она больше не будет восприниматься как только лишь формальная процедура.
Литература:
- Идилов И. И., Идилов А. И. Проблемы кадрового обеспечения муниципального управления (на примере г. Грозный) // Сборник материалов «Практики городов по подготовке и переподготовке кадров для городского управления». — М., 2012. — с 49–52.
- Акуев З. Л. Решение проблемы аттестации муниципальных кадров // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 329–331.
- Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»