Договор строительного подряда не сразу нашел свое место в системе гражданского права, путь его формирования как самостоятельного вида договорных отношений был долгим и сложным. Отношения, связанные со строительством, на территории белорусского государства стали оформляться письменно со второй половины XIV в. виде подрядных грамот или записей, наказов. До первой половины XIX в. положения договора подряда, в том числе на строительные работы, формировались на основе обычаев делового оборота.
К началу XX в. на базе принятых в начале XIX в. гражданско-правовых норм о подряде возникли и развивались две основные формы строительной деятельности: хозяйственный способ — на основе договора личного найма, как преобладающий способ строительства; и подрядный — с участием предпринимателя, которым дополнялись отношения личного найма.
Принятый ГК БССР 1964 г. уже содержал в себе специальную главу о подряде на капитальное строительство, однако ее нормы носили лишь общий характер, а основным источником регулирования данной сферы оставались «правила о договорах подряда на капитальное строительство» [2].
Изучение законодательства с начала 70-х- середины 90-х гг. прошлого века показало достаточно большой объем принятых подзаконных нормативных правовых актов, но при этом очевидно сужение объема правомочий сторон.
С принятием ГК в Республики Беларусь законодательно закрепилось правовое регулирование отношений в сфере строительства, но, к сожалению, содержащиеся в нем нормы о договоре подряда, т. е. те правовые вопросы, которые решаются одинаково для любых подрядных договоров — в §3 главы 37 ГК Республики Беларусь, не затрагиваются. Поэтому наиболее полное представление о том, как действующий ГК Республики Беларусь обеспечивает правовое регулирование договора строительного подряда в той или иной сфере, возможно только при одновременном учете норм иных нормативных правовых и подзаконных актов [1].
Следует отметить, что именно договор строительного подряда имеет тесную связь с договором бытового подряда, а также договора на выполнение проектно-изыскательских работ, которые сами по себе прямой взаимосвязи не имеют, поскольку регулируют отношения, которые напрямую не пересекаются, а зачастую и исключают друг друга.
Принимая во внимание квалифицирующие признаки отношений строительного подряда, они определяют самостоятельное место договора строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров, а сам договор является договором о выполнении работ. Для договора строительного подряда характерно смешение элементов различных гражданско-правовых конструкций. Несмотря на определенное сходство с договором купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг, договор строительного подряда не утрачивает самостоятельности. Учитывая, что процесс строительства носит комплексный характер и составление различного рода договоров, поэтому необходимо упорядочить систему договорных отношений в строительстве, повысить ее эффективность и сократить количество судебных споров. Законодателю следует закрепить нормы, позволяющие увязать заключение того или иного договора участниками строительства с соответствующими стадиями строительного процесса.
В настоящее время наибольшее количество вопросов в области строительного подряда вызывает императивный характер законодательства по вопросам договорных отношений. Огромное количество императивных норм и общий предписательный, а не диспозитивный характер регулирования договоров подряда противоречат принципу свободы договора. Представляется целесообразным предоставление сторонам, вовлеченным в реализацию строительных проектов, максимальной свободы по вопросам определения того, как риски, связанные с проектом, распределяются между ними.
Важным источником развития строительной отрасли является работа по повышению эффективности административных процедур. Это касается вопроса уменьшения количества административных процедур, связанных с началом строительства объекта. Требуется снижение административных издержек, связанных с прохождением процедур. Следующие предложения: расширение применения процедуры оценки регулирующего воздействия, проведение анализа востребованности административных процедур, сбор статистики по вопросам осуществления административных процедур, внедрение новых принципов прохождения процедур, в т. ч. уведомительного подхода; оптимизация пакетов документов, предшествующих подаче заявки на осуществление процедуры, снижение количества вовлеченных органов, сроков выдачи документов; адаптация сложности и количества процедур для проектов и задач различных масштабов; развитие института универсального разрешения на проектирование и строительство; внедрение механизма получения государственных услуг в режиме онлайн — разработка эффективно функционирующего Единого реестра государственных услуг, информатизация, создание реально действующего института «одного окна»; создание единой базы требований.
Оптимальное распределение прав и обязанностей по договору строительного подряда имеет принципиальное значение для организации и эффективности производственных процессов в строительстве.
Анализ судебной практики, а также концепций определения гражданско-правовой ответственности приводит к тому, что под этим следует понимать установленные законом или договором санкции за гражданские правонарушения, вызывающие для нарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на него новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей. Гражданское законодательство почти не содержит указаний на то за какие конкретные правонарушения, какие виды санкций и в каком объеме следует применять в случае нарушения обязательств по договору строительного подряда, что не способствует предупреждению возможных правонарушений. Полагаем, целесообразно объединить различные составы гражданских правонарушений строительства в единый нормативный акт [3].
Анализ причин и условий, способствующих возникновению споров по делам, вытекающим из договоров строительного подряда, свидетельствует, что большинство дел вызвано именно тем, что субъекты договора строительного подряда не имеют однозначного понимания в толковании условий договора по вопросам определения цены строительства, срокам и порядку расчетов, порядку и срокам сдачи-приемки выполненных работ, в связи с допущенными в работе отступлениями от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах строительства, порядку и основаниям отказа от договора или его расторжения.
Как следствие, вступая в договорные отношения, субъектам необходимо следующее: четко определять предмет договора, термины, употребляющиеся в договоре, которые должны исключать двусмысленность их толкования; исключить применение к одним и тем же понятиям различных формулировок; включать в механизм определения цены договора случаи и порядок изменения цены, которые должны быть простыми и понятными; четко определять порядок расчетов, порядок и условия сдачи-приемки работ.
Кроме того, договор должен содержать действенный и эффективный механизм санкций, который стимулировал бы каждую сторону к надлежащему исполнению договорных обязательств.
На современном этапе с целью исключения спорных вопросов необходимо рекомендовать субъектам хозяйствования строго соблюдать нормы законодательства, регулирующие строительную деятельность, и выполнять условия заключаемых договоров.
Литература:
- Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 декабря 1998 года № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
- Гражданский кодекс Белорусской ССР: принят третьей сес. Верховного Совета БССР шестого созыва 11 июня 1964 г.: [введ. В действие с 1 янв. 1965 г.] // Собр. законов, указов Президиума Верховного Совета БССР. –1964. — N 17.
- О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 19 сент.2012г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.