В статье ставится задача рассмотреть влияние фонетической ритмики во внеурочное время на произносительную сторону детей с нарушениями слуха. В результате исследования было выявлено, что успешное развитие и коррекция произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха станут возможными, если использовать фонетическую ритмику не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: нарушение слуха, фонетическая ритмика, внеурочное время, ребенок, устная речь.
В настоящий момент, формирование у глухих и слабослышащих детей устной речи является наиболее важной и сложной задачей обучения и воспитания. Существует множество методик обучения детей с нарушением слуха устной речи. Это объясняется тем, что устная речь это в первую очередь способ общения, основа владения языком и инструмент мысли. Но без последовательной специальной и методичной работы устная речь детей с нарушением слуха не сможет иметь тенденций к улучшению и не сможет стать средством общения и развития ребенка.
В формировании устной речи выделяют немало значимый фактор: работу над произношением. За прошедшие два десятилетия были исследованы такие вопросы как роль остаточного слуха в формировании произношения, психологические основы использования остаточного слуха при обучении произношению, факторы внятности речи глухих, темп речи детей с нарушением слуха и многие другие. [3, с. 18] Большую роль в данном направлении играет фонетическая ритмика — своеобразный вид кинезитерапии, основанный на взаимосвязи движений, музыки и слова, где началом служит ритм.
Огромный вклад в изучение произношения глухих и слабослышащих детей сделали и советские педагоги, дефектологи и психологи: Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, К. А. Волкова и Н. Ф. Слезина. Они разработали методику обучения глухих и слабослышащих произношению, раскрыли принципы слуховой работы с детьми с нарушенной слуховой функцией, а также описали формирование и развитие произносительных навыков.
Другим выдающимся ученым, работающим в этой сфере, была Э. И. Леонгард. Она расширила и уточнила вопросы развития речи детей с нарушенным слухом в семье. С. А. Зыков — советский сурдопедагог, доктор педагогических наук, профессор, создал систему обучения глухих детей языку, с введением в учебный процесс предметно-практического обучения. Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт, занимаясь проблемой формирования, развития и коррекции произношения детей с нарушениями слуха, разработали систему специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями рук, ног, головы и корпуса. [1, с. 2] Эта система носит название фонетическая ритмика.
Однако проблема формирования произносительных навыков у детей с нарушениями слуха остается актуальной.
Цель исследования — в ходе анализа теоретических подходов и проведения опытно-экспериментального исследования изучить влияние фонетической ритмики во внеурочное время на произносительную сторону речи детей с нарушением слуха как способа ее коррекции.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- раскрыть на основе анализа психолого-педагогической литературы влияние фонетической ритмики на произносительную сторону речи детей с нарушенным слухом;
- выявить уровень развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха;
- проанализировать влияние фонетической ритмики на произносительную сторону речи во внеурочное время.
Для успешной социализации детей с нарушением слуха необходимо вооружить их надежными средствами общения. Устная речь, по своей природе, наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с обществом. В развитии человека без нарушения слуха устная речь формируется раньше других форм речи. На основе уже сформировавшейся устной речи происходит становление письменной речи. Отсутствие или грубое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушением слуха приводит к замедлению психических процессов, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах.
Формирование устной речи играет важную роль в раннем дошкольном возрасте, так как этот период отличается особой сензитивностью к формированию механизмов восприятия речи и становления произносительных навыков. Особое значение имеет раннее начало формирования произносительных навыков. Так же учитывается то, что некоторыми компонентами произношения, а именно ритмико-интонационной стороной речи, ребенок начинает овладевать на первом-втором годах жизни. В целом формирование устной речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественную речевую среду.
Следует отметить, что глухим детям еще до специального обучения свойственны разнообразные голосовые реакции. Нарушение слуха не сразу отражается на голосо-артикуляционных реакциях. В первые 2–3 месяца эти реакции у глухого и слышащего ребенка почти не отличаются друг от друга. Ребенок с врожденным нарушением слуха кричит так же, как и слышащий. В дальнейшем он начинает гулить. Американский логопед Б. Тервурт заметил, что вибрационные и кинестетические ощущения от действия собственного голосового аппарата могут вызывать у глухого младенца, как и у слышащего, положительные эмоции. Теоретически это должно стимулировать его голосо-артикуляционные реакции. Но, на практике, невозможность слухового восприятия собственного голоса и окружающей речи приводит к недоразвитию лепета, из-за чего в дальнейшем он начинает постепенно угасать. [5, с. 16]
Дети, страдающие нарушением слуха, овладевают устной речью в процессе специального обучения. Успех усвоения речи в большей степени зависит от методики, которую выбрал учитель. Глухие дети, поступающие в дошкольные учреждения, не владеют устной речью даже на самом элементарном уровне, не смотря на имеющиеся предпосылки: звонкий голос, голосовые реакции на различные раздражители, звукосочетания, беззвучное артикулирование. Однако, слабослышащие дети с тяжелой тугоухостью, имеющие на первый взгляд схожие с глухими детьми речевые реакции, могут использовать небольшое количество звукоподражаний и лепетных слов. Что в дальнейшем приводит к появлению у них небольшого словарного запаса.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что отставание и задержка формирования речи у глухих и слабослышащих детей связаны с недостаточной реализацией потенциала сенситивного периода в обучении.
Т. В. Пелымская и Н. Д. Шматко в содержании работы по обучению произношению выделили несколько разделов:
– Работа над темпо-ритмической и интонационной сторонами речи;
– Работа над речевым дыханием;
– Работа над голосом;
– Работа над звуками речи;
– Работа над словом;
– Работа над фразой.
Все эти направления включены с первых дней обучения на каждом занятии. Для более успешного усвоения произносительных норм ребенком с нарушением слуха, необходимо придерживаться всех разделов обучения устной речи.
С целью изучения уровня сформированности произносительных навыков детей с нарушениями слуха, нами была организована диагностико-коррекционная работа, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Мы предположили, что развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха будет проходить быстрее и успешнее с применением фонетической ритмики во внеурочное время, а именно во время воспитательных занятий.
Экспериментальное исследование проводилось в государственном казенном общеобразовательном учреждении «Волгоградская школа-интернат № 7», в котором участвовала группа детей 8–11 лет (второй класс) с нарушением слуха в количестве 6 человек.
Исследование проходило с использованием трех методик:
- Оценка уровня сформированности речевого дыхания;
Цель: определить доминирующий тип дыхания в покое и при речи, умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание, силу воздушной струи.
- Оценка уровня сформированности голоса;
Цель: определить особенности голоса каждого ученика.
- Определение наличия звуков по программе.
Цель: определить количество звуков в речи каждого ученика.
По результатам исследования было выявлено, что высокий уровень сформированности произносительных навыков имеет 1 ребенок — 16.6 %, средний уровень имеют 4 ребенка — 66.6 %, низкий уровень имеет 1 ребенок — 16.6 %. У детей малоразвиты произносительные навыки. Был сделан вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы над произношением учащихся с нарушениями слуха. В связи с этим мы разработали систему работы над произносительной стороной речи детей с нарушениями слуха, которая позволила повысить уровень сформированности произносительных навыков. Она представляла собой систему мероприятий по коррекции произносительных навыков младших школьников с нарушением слуха с помощью фонетической ритмики во внеурочное время.
Система работы включала в себя:
– Занятия с играми;
– Динамические паузы;
– Индивидуальные занятия;
– Прогулки.
Основной формой внеурочной деятельности в данном образовательном учреждении являются занятия. Занятие — это форма организации обучения во внеурочное время. Оно может быть как фронтальным, так и индивидуальным.
Построение фронтального и индивидуального занятий, направленных на развитие произносительных навыков, имела определенную структуру:
- Организационный момент;
- Работа над произношением с помощью специальных упражнений, включающих элементы фонетической ритмики;
- Итог занятия.
Одним из важных видов деятельности в образовательном процессе является прогулка. Она способствует не только укреплению здоровья обучающихся, но и развитию и коррекции произносительных навыков. В ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7» прогулки осуществляются на пришкольном участке, оборудованным спортивной площадкой и детской площадкой для игр. При планировании прогулки нами были определены вид и цель прогулки и намечены виды деятельности.
Еще одним видом деятельности является динамическая пауза. Это своеобразная пауза в учебной или трудовой деятельности, которая заполнена разнообразными видами двигательной активности. Во время проведения динамической паузы нами были использованы игры с элементами фонетической ритмики.
После проведения системы работы по коррекции произносительных навыков детей с нарушениями слуха уровень сформированности произносительных навыков значительно повысился у каждого ученика. В результате контрольного эксперимента высокий уровень сформированности произносительных навыков наблюдался у 66.6 % (4 ученика), средний уровень у 16.6 % (1 ученик), низкий уровень у 16.6 % (1 ученик).
Подводя итоги, можно сказать, что полученные в ходе проведения повторной диагностики данные свидетельствуют, что все учащиеся повысили свой уровень произношения. Некоторые ученики вышли на более высокий уровень.
Литература:
- Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 369 с.
- Волкова К. А. Обучение глухих учащихся устной речи. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. — 199 с.
- Дьячков А. И. Система обучения глухих. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 247 с.
- Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973. — 122 с.
- Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности. М.: Владос, 2005. — 192 с.