Фонетическая ритмика как средство коррекции произносительных навыков детей с нарушениями слуха во внеурочное время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 19.06.2018

Статья просмотрена: 2513 раз

Библиографическое описание:

Абашкина, Р. А. Фонетическая ритмика как средство коррекции произносительных навыков детей с нарушениями слуха во внеурочное время / Р. А. Абашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51545/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье ставится задача рассмотреть влияние фонетической ритмики во внеурочное время на произносительную сторону детей с нарушениями слуха. В результате исследования было выявлено, что успешное развитие и коррекция произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха станут возможными, если использовать фонетическую ритмику не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: нарушение слуха, фонетическая ритмика, внеурочное время, ребенок, устная речь.

В настоящий момент, формирование у глухих и слабослышащих детей устной речи является наиболее важной и сложной задачей обучения и воспитания. Существует множество методик обучения детей с нарушением слуха устной речи. Это объясняется тем, что устная речь это в первую очередь способ общения, основа владения языком и инструмент мысли. Но без последовательной специальной и методичной работы устная речь детей с нарушением слуха не сможет иметь тенденций к улучшению и не сможет стать средством общения и развития ребенка.

В формировании устной речи выделяют немало значимый фактор: работу над произношением. За прошедшие два десятилетия были исследованы такие вопросы как роль остаточного слуха в формировании произношения, психологические основы использования остаточного слуха при обучении произношению, факторы внятности речи глухих, темп речи детей с нарушением слуха и многие другие. [3, с. 18] Большую роль в данном направлении играет фонетическая ритмика — своеобразный вид кинезитерапии, основанный на взаимосвязи движений, музыки и слова, где началом служит ритм.

Огромный вклад в изучение произношения глухих и слабослышащих детей сделали и советские педагоги, дефектологи и психологи: Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, К. А. Волкова и Н. Ф. Слезина. Они разработали методику обучения глухих и слабослышащих произношению, раскрыли принципы слуховой работы с детьми с нарушенной слуховой функцией, а также описали формирование и развитие произносительных навыков.

Другим выдающимся ученым, работающим в этой сфере, была Э. И. Леонгард. Она расширила и уточнила вопросы развития речи детей с нарушенным слухом в семье. С. А. Зыков — советский сурдопедагог, доктор педагогических наук, профессор, создал систему обучения глухих детей языку, с введением в учебный процесс предметно-практического обучения. Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт, занимаясь проблемой формирования, развития и коррекции произношения детей с нарушениями слуха, разработали систему специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями рук, ног, головы и корпуса. [1, с. 2] Эта система носит название фонетическая ритмика.

Однако проблема формирования произносительных навыков у детей с нарушениями слуха остается актуальной.

Цель исследования — в ходе анализа теоретических подходов и проведения опытно-экспериментального исследования изучить влияние фонетической ритмики во внеурочное время на произносительную сторону речи детей с нарушением слуха как способа ее коррекции.

Задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. раскрыть на основе анализа психолого-педагогической литературы влияние фонетической ритмики на произносительную сторону речи детей с нарушенным слухом;
  3. выявить уровень развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха;
  4. проанализировать влияние фонетической ритмики на произносительную сторону речи во внеурочное время.

Для успешной социализации детей с нарушением слуха необходимо вооружить их надежными средствами общения. Устная речь, по своей природе, наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с обществом. В развитии человека без нарушения слуха устная речь формируется раньше других форм речи. На основе уже сформировавшейся устной речи происходит становление письменной речи. Отсутствие или грубое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушением слуха приводит к замедлению психических процессов, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах.

Формирование устной речи играет важную роль в раннем дошкольном возрасте, так как этот период отличается особой сензитивностью к формированию механизмов восприятия речи и становления произносительных навыков. Особое значение имеет раннее начало формирования произносительных навыков. Так же учитывается то, что некоторыми компонентами произношения, а именно ритмико-интонационной стороной речи, ребенок начинает овладевать на первом-втором годах жизни. В целом формирование устной речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественную речевую среду.

Следует отметить, что глухим детям еще до специального обучения свойственны разнообразные голосовые реакции. Нарушение слуха не сразу отражается на голосо-артикуляционных реакциях. В первые 2–3 месяца эти реакции у глухого и слышащего ребенка почти не отличаются друг от друга. Ребенок с врожденным нарушением слуха кричит так же, как и слышащий. В дальнейшем он начинает гулить. Американский логопед Б. Тервурт заметил, что вибрационные и кинестетические ощущения от действия собственного голосового аппарата могут вызывать у глухого младенца, как и у слышащего, положительные эмоции. Теоретически это должно стимулировать его голосо-артикуляционные реакции. Но, на практике, невозможность слухового восприятия собственного голоса и окружающей речи приводит к недоразвитию лепета, из-за чего в дальнейшем он начинает постепенно угасать. [5, с. 16]

Дети, страдающие нарушением слуха, овладевают устной речью в процессе специального обучения. Успех усвоения речи в большей степени зависит от методики, которую выбрал учитель. Глухие дети, поступающие в дошкольные учреждения, не владеют устной речью даже на самом элементарном уровне, не смотря на имеющиеся предпосылки: звонкий голос, голосовые реакции на различные раздражители, звукосочетания, беззвучное артикулирование. Однако, слабослышащие дети с тяжелой тугоухостью, имеющие на первый взгляд схожие с глухими детьми речевые реакции, могут использовать небольшое количество звукоподражаний и лепетных слов. Что в дальнейшем приводит к появлению у них небольшого словарного запаса.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что отставание и задержка формирования речи у глухих и слабослышащих детей связаны с недостаточной реализацией потенциала сенситивного периода в обучении.

Т. В. Пелымская и Н. Д. Шматко в содержании работы по обучению произношению выделили несколько разделов:

– Работа над темпо-ритмической и интонационной сторонами речи;

– Работа над речевым дыханием;

– Работа над голосом;

– Работа над звуками речи;

– Работа над словом;

– Работа над фразой.

Все эти направления включены с первых дней обучения на каждом занятии. Для более успешного усвоения произносительных норм ребенком с нарушением слуха, необходимо придерживаться всех разделов обучения устной речи.

С целью изучения уровня сформированности произносительных навыков детей с нарушениями слуха, нами была организована диагностико-коррекционная работа, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Мы предположили, что развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха будет проходить быстрее и успешнее с применением фонетической ритмики во внеурочное время, а именно во время воспитательных занятий.

Экспериментальное исследование проводилось в государственном казенном общеобразовательном учреждении «Волгоградская школа-интернат № 7», в котором участвовала группа детей 8–11 лет (второй класс) с нарушением слуха в количестве 6 человек.

Исследование проходило с использованием трех методик:

  1. Оценка уровня сформированности речевого дыхания;

Цель: определить доминирующий тип дыхания в покое и при речи, умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание, силу воздушной струи.

  1. Оценка уровня сформированности голоса;

Цель: определить особенности голоса каждого ученика.

  1. Определение наличия звуков по программе.

Цель: определить количество звуков в речи каждого ученика.

По результатам исследования было выявлено, что высокий уровень сформированности произносительных навыков имеет 1 ребенок — 16.6 %, средний уровень имеют 4 ребенка — 66.6 %, низкий уровень имеет 1 ребенок — 16.6 %. У детей малоразвиты произносительные навыки. Был сделан вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы над произношением учащихся с нарушениями слуха. В связи с этим мы разработали систему работы над произносительной стороной речи детей с нарушениями слуха, которая позволила повысить уровень сформированности произносительных навыков. Она представляла собой систему мероприятий по коррекции произносительных навыков младших школьников с нарушением слуха с помощью фонетической ритмики во внеурочное время.

Система работы включала в себя:

– Занятия с играми;

– Динамические паузы;

– Индивидуальные занятия;

– Прогулки.

Основной формой внеурочной деятельности в данном образовательном учреждении являются занятия. Занятие — это форма организации обучения во внеурочное время. Оно может быть как фронтальным, так и индивидуальным.

Построение фронтального и индивидуального занятий, направленных на развитие произносительных навыков, имела определенную структуру:

  1. Организационный момент;
  2. Работа над произношением с помощью специальных упражнений, включающих элементы фонетической ритмики;
  3. Итог занятия.

Одним из важных видов деятельности в образовательном процессе является прогулка. Она способствует не только укреплению здоровья обучающихся, но и развитию и коррекции произносительных навыков. В ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7» прогулки осуществляются на пришкольном участке, оборудованным спортивной площадкой и детской площадкой для игр. При планировании прогулки нами были определены вид и цель прогулки и намечены виды деятельности.

Еще одним видом деятельности является динамическая пауза. Это своеобразная пауза в учебной или трудовой деятельности, которая заполнена разнообразными видами двигательной активности. Во время проведения динамической паузы нами были использованы игры с элементами фонетической ритмики.

После проведения системы работы по коррекции произносительных навыков детей с нарушениями слуха уровень сформированности произносительных навыков значительно повысился у каждого ученика. В результате контрольного эксперимента высокий уровень сформированности произносительных навыков наблюдался у 66.6 % (4 ученика), средний уровень у 16.6 % (1 ученик), низкий уровень у 16.6 % (1 ученик).

Подводя итоги, можно сказать, что полученные в ходе проведения повторной диагностики данные свидетельствуют, что все учащиеся повысили свой уровень произношения. Некоторые ученики вышли на более высокий уровень.

Литература:

  1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 369 с.
  2. Волкова К. А. Обучение глухих учащихся устной речи. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. — 199 с.
  3. Дьячков А. И. Система обучения глухих. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 247 с.
  4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973. — 122 с.
  5. Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности. М.: Владос, 2005. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, устная речь, фонетическая ритмика, внеурочное время, ребенок, навык, вид деятельности, высокий уровень, произносительная сторона речи детей, работа.


Ключевые слова

устная речь, ребёнок, нарушение слуха, внеурочное время, фонетическая ритмика

Похожие статьи

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребен-ка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи, что способ-ствует форми...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Психолого-педагогические особенности развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной монологической речью детьми с нарушениями интеллекта, выделены факторы, влияющие на ее недоразвитие, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы...

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Похожие статьи

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребен-ка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи, что способ-ствует форми...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Психолого-педагогические особенности развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной монологической речью детьми с нарушениями интеллекта, выделены факторы, влияющие на ее недоразвитие, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы...

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Задать вопрос