В статье ставится задача рассмотреть влияние экскурсий на ознакомление детей с нарушениями слуха с окружающей средой. В результате исследования было выявлено, что экскурсия — самый эффективный вид деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Необходимо отметить, что она влияет на развитие всех психических процессов, что немало важно для детей с данным видом нарушения.
Ключевые слова: нарушение слуха, экскурсия, окружающий мир, ребенок, средство ознакомления, окружающий мир дошкольников.
Дети по своей природе — исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать — значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались. [2, с. 54]
В педагогике существуют различные средства, через которые преподаватель может заинтересовать ребенка в познании окружающего мира, одним из ведущих средств является экскурсия. Ведь именно благодаря ей ребенок непосредственно знакомится с природой, животным миром, со своим городом, своей историей, с разнообразными профессиями взрослого поколения и т. д.
В наше время экскурсия это наилучший вид учебной деятельности, с помощью которой ребенок с нарушением слуха может познать окружающую его среду, посредством непосредственного контакта с природой, животным миром, а так же ощутить принадлежность к великой истории своего народа, страны, города, ознакомиться с некоторыми видами профессий, и самое главное познать себя.
Исследованием экскурсий, как средства ознакомления с окружающим миром детей с нарушением слуха занимались многие ученые, философы, педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. Ф. Остроградский, С. З. Зыков, В. А. Сухомлинский, Л. В. Знаков, К. Д. Ушинский и др.). Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что экскурсия влияет на приобретение новых знаний, умений и навыков, а также помогает ребенку с нарушением слуха раскрыть свои таланты и проявить себя как личность.
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. [3, с. 24]
Ознакомление дошкольников с окружающим миром — это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Потеря слуха в раннем возрасте не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Одна из задач внеклассной работы — расширение возможностей в освоении общественного опыта. [1, с. 19] Это особенно важно по отношению к глухим детям, имеющим вследствие дефекта ограниченный опыт социального общения. При ознакомлении с объектами окружающего мира важно раскрыть их существенные характеристики: функциональное назначение; сферу, условия, возможности использования; внутренние и внешние строения; способы организации деятельности; связи и отношения с другими предметами и явлениями. На экскурсии дети с нарушением слуха не только получают новые знания, но и осваивают специфические формы мышления, нравственные нормы поведения.
Экскурсии — одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче — обеспечить яркие, эмоциональные представления о наблюдаемых объектах. [1, с. 5] Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе педагогической работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть также представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения, внимания, речевого развития, словарного запаса и т. д.
В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, лепке и т. д. Сложность экскурсии состоит в том, что она может быть доступна лишь только в средней и старшей группах. [4, с. 62]
Экскурсия — это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д.
Экскурсии имеют определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы (что отличает экскурсии от повседневных прогулок). Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в детском саду. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал.
Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Во время нее могут применяться все методы обучения. В образовательно-развивающем плане экскурсия способствует накоплению учащимися научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать отдельные факты, подробности, детали, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию наблюдательности, эмпирического мышления, памяти.
На экскурсиях учащиеся учатся действовать в группе, в команде; учатся подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. [2, с. 108]
Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить широкий коррекционно-развивающий и воспитательный характер.
Особое внимание уделяется вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия — это тот же урок, только проводится не в классе, (а, например, в музее). Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, всё же не мешает напомнить детям правила поведения, сделав особое предупреждение тем детям, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.
При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины группы и отдельных детей, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к окружающей среде.
Также экскурсия — эффективная организационная форма воспитательной работы с дошкольниками с нарушением слуха. Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. При хорошей адаптации он успешно выполняет социальные роли, имеет высокий социальный статус, психологическую удовлетворенность социальной средой.
Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени. [1, с. 15] Их содержание непосредственно связанно с изучением на предшествующих уроках материалом, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих занятиях.
Одно из очень важных условий, которое труднее обеспечить при проведении экскурсии с глухими или слабослышащими детьми, чем с детьми, имеющими нормальный слух, — это добиться того, чтобы ребенок правильно понял предлагаемые ему задания, т. е. понял, что ему требуется делать. [2, с. 91] Для этого следует рационально использовать вводное задание, более легкое, чем основные задания, но такое же по структуре. При этом педагог должен обязательно обеспечить выполнение вводного задания ребенком, давая ему объяснения, используя доступную устную речь (иногда сопровождаемую дактилированием или чтение), а также указательные и обрисовывающие жесты. Если этого недостаточно, то педагог оказывает поэтапную помощь, заранее продуманную и всегда одинаковую для каждого ребенка.
Главное преимущество экскурсии в том, что она имеет коррекционно-компенсаторную направленность. [4, с. 39] Данный вид учебной деятельности помогает детям, имеющим недостатки слухового развития, социально адаптироваться в окружающем их мире, так как во время проведения экскурсии они могут общаться не только со сверстниками, имеющими схожие нарушения, но и со слышащими людьми.
Можно сделать вывод, что экскурсия — это своеобразный помощник детям с нарушением слуха в познании окружающего мира. Так как ребенок в ходе экскурсии непосредственно контактирует с наблюдаемыми объектами, а это в свою очередь благоприятно сказывается на запоминании новой информации. Так же этот вид деятельности помогает педагогу раскрыть изучаемую тему в доступной для ребенка форме.
Многие сурдопедагоги применяли в своей педагогической работе экскурсии. Например, Ж. Б. Жоффре широко использовал экскурсии как средство наглядного ознакомления детей с нарушением слуха с явлениями окружающей действительности. Но, к сожалению, в наше время экскурсия как вид учебной деятельности в детских садах компенсирующего вида применяется достаточно редко.
Литература:
- Под ред. Васильевой М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 2005. — 256 с.
- Волкова С. Б. Методика работы с детьми, имеющими нарушения слуха. М.: Медицина, 2003. — 325 с.
- Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Просвещение, 1998. — 174 с.
- Коробова М. В. Малыши в мире природы. — М.: Просвещение, 2005. — 94 с.
- Речицкая Е. Г. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1987. — 152 с.