В статье рассмотрены вопросы правовой регламентации противодействия коррупции в международных правовых актах.
Ключевые слова: международные правовые акты, коррупция, коррупционные правонарушения, противодействие коррупции
На современном этапе проблема коррупции выходит за рамки отдельных государств, и признается мировым сообществом одной из глобальных проблем современности. Более того, это одна из самых острых и «кровоточащих» проблем, которая в условиях глобализации приобретает новое качество, выражающееся в ее транснациональных формах и системности. Осознание данной проблемы стимулирует к поиску и реализации глобальных мер на международном уровне, направленных на нейтрализацию угрозы, которую коррупция представляет для безопасности всего мирового сообщества.
Озабоченность мирового сообщества проблемой противодействия коррупции нашла выражение в разработке фундаментальных международных правовых актов, направленных на противодействие этому негативному социально-правовому явлению.
В первую очередь, необходимо отметить существенный вклад, внесенный Организацией Объединенных Наций в правовую регламентацию противодействия коррупции. Ключевым документом ООН в данной сфере является Конвенция ООН 2003г. против коррупции, которая вступила в силу 14 декабря 2005 года и была ратифицирована многими государствами. Наша страна ратифицировала данную Конвенцию в числе первых и строит свою антикоррупционную политику, опираясь на ее фундаментальные положения. Именно данная Конвенция официально провозглашает борьбу с коррупционными проявлениями, как на национальном, так и на международном уровнях.
Цель Конвенции ООН против коррупции состоит в профилактике и преодолении коррупционных проявлений посредством укрепления международного взаимодействия и технического содействия в данной сфере государствам-членам. В Конвенции, в частности, отмечается, что процессы глобализация и международной интеграции привели к тому, что «коррупция уже не представляет собой местную проблему, а превратилась в транснациональное явление».
Конвенцией вводится всеобъемлющий набор стандартов, мероприятий и правил, которые могут быть применены всеми странами в целях укрепления внутригосударственных правовых норм и режимов государственного регулирования в сфере противодействия коррупции. В ней содержится призыв к принятию мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений. При этом преобладающие формы коррупции как в государственном, так и в частном секторе объявляются вне закона, а для стран-участниц устанавливается обязанность создания специальных органов для борьбы с этим явлением. Более того, Конвенция обязывает государства-члены вернуть средства, полученные посредством применения коррупционных методов и схем, в государства, у которых они были похищены.
Безусловно, положения Конвенции создают базу для обеспечения устойчивого и эффективного взаимодействия между странами в целях профилактики коррупционных проявлений, а также выявления и возврата средств, полученных в результате коррупционных действий. Вместе с тем, необходимо заметить, что в Конвенции отсутствует само понятие «коррупция». Процесс разработки Конвенции сопровождался острыми дискуссиями вокруг определения коррупции, что было вызвано различными причинами, в том числе языковой (если быть конкретней — переводом данного термина). Дело в том, что в английском варианте под коррупцией понимается мздоимство, а на французском данное явление ассоциируется со взяточничеством или подкупом. Как следствие, несмотря на то, что термин «коррупция» не раскрывается в понятийном аппарате Конвенции ООН, тем не менее, его можно вывести из ее положений, используемых формулировок преступлений, непосредственно связанных с коррупцией.
Вместе с тем Конвенции против коррупции не является единственным международным правовым актом в сфере противодействия коррупционным проявлениям. В той или иной мере данная сфера регламентируется и следующими актами Организации Объединенных Наций:
‒ Декларация ООН по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996г.;
‒ Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000г., которая, по сути, является своего рода ответным шагом международного сообщества на процессы глобализации организованной преступности и, как следствие, коррупционных проявлений;
‒ Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1979 г.;
‒ Руководство ООН «Практические меры по борьбе с коррупцией»;
‒ Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, содержащийся в приложении к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1996 г.
Значительное внимание проблеме правового регулирования противодействия коррупции уделяет также и Совет Европы, для чего им принимаются соответствующие акты в данной сфере, среди которых:
‒ Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999г., в которой предпринимается попытка, хоть и для целей данной Конвенции, дать определение понятия коррупция, как «требования, предложения, предоставления или принятия, прямо или косвенно взятки или другого недолжного преимущества, которое извращает надлежащее исполнение обязанностей получателем взятки или недолжного преимущества» [2];
‒ Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999г., которая определяет тринадцать видов преступлений коррупционной направленности и уделяет значительное внимание мерам, которые целесообразно принять на национальном уровне;
‒ Конвенция Совета Европы об отмывании, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности;
‒ Двадцать принципов борьбы с коррупцией, утвержденных Резолюцией Комитета министров Совета Европы от 6 ноября 1997 г. и т. п.
Схожие с Конвенциями Совета Европы цели имеет и Межамериканская конвенция по борьбе с коррупцией Организации Американских государств 1996г.
Меры, направленные на недопущение распространения коррупции, принимаются также и такими специализированными организациями как:
‒ Всемирная Торговая Организация (занимается вопросами обеспечения прозрачности, открытости и соблюдения требуемых процедур государственных поставок);
‒ Международная Торговая Палата;
‒ Всемирный Банк, которым была представлена программа базовых реформ, требуемых для реализации целей совершенствования государственного управления и противодействия коррупции, в качестве основных направлений которой выделены: развитие конкуренции и демонополизация рынка, подотчетность политического руководства, обеспечение власти закона, информированность граждан и т. д. (важно отметить, что для каждого из направлений разработан комплекс мер, направленных на реализацию поставленных целей, но все они носят характер рекомендаций).
К международным правовым актам, регламентирующим вопросы противодействия коррупции можно отнести также модельный закон «О борьбе с коррупцией», принятый постановлением № 13–4 от 03.04.1999г. на XIII Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Указанные международные правовые акты устанавливают для стран-участниц обязанность предусмотреть в своем национальном законодательстве антикоррупционные положения. Как следствие, отдельные положения, установленные внутригосударственными нормативно-правовыми актами так называемого «антикорруционного пакета» по своей сути производны от соответствующих стандартов, представленных в международно-правовых документах. В то же время наблюдается некоторое ментальное противоречие в отношении тех или иных положений со стороны национального и международного права. В частности, например часть 1 статьи 9 федерального закона о противодействии коррупции гласит: «Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений». Вместе с тем аналогичное положение Модельного кодекса поведения для государственных служащих утвержденного Комитетом Министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. звучит несколько иначе: «Государственный служащий обязан сообщать компетентным органам любые доказательства, утверждения или подозрения относительно незаконной или преступной деятельности в отношении государственной службы, о чем ему (ей) стало известно при исполнении служебных обязанностей или в связи с их исполнением». В ходе принятия федерального закона данная позиция стала причиной острых споров. В конечном итоге, депутаты пришли к выводу, что более широкий спектр сведений, который служащий должен был бы предоставлять компетентным структурам, может обусловить некоторую этическую напряженность. Как следствие, данная обязанность была утверждена в «усеченном виде». Следует заметить, что в остальных европейских странах подобная возможность «доносительства» протестов не вызывает.
Таким образом, акты международных организаций в сфере борьбы с коррупцией, которые, как правило, носят рекомендательный характер и фактически не оказывают непосредственного влияния на решение проблемы, вместе с тем играют немаловажную роль в формировании международно-правовых норм в сфере противодействия коррупции и оказывают влияние на национальное законодательство того или иного государства.
В то же время, анализ документов, выработанных международным сообществом, а также оценка масштабов коррупции в мире, позволили сделать вывод о недостатке действенных, практически применимых мер предотвращения коррупционных правонарушений и тому есть целый ряд причин. В первую очередь необходимо отметить ограниченность географических пределов действия большинства конвенций по противодействию коррупции (например, Конвенции Совета Европы, Организации Американских Государств и т. д.). Кроме того, некоторые конвенции регламентируют вопросы противодействия коррупции лишь в конкретном аспекте (например, Конвенции Организации Экономического Сотрудничества и развития), а существующие международные правовые акты в сфере противодействия коррупции не претендуют на значительную унификацию. Ну и не последняя роль в числе детерминант недостаточной эффективности международных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией играет тот факт, что государства, как правило, не торопятся обременять себя международными обязательствами по противодействию коррупции, в результате чего последние так и остаются на уровне рекомендаций.
Литература:
- Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003г. //СПС «Консультант Плюс».
- Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999г. // СПС «Консультант-Плюс»