Идеальным было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но и ощупать это, обнюхать и попробовать на вкус.
Д. Карнеги
В современном мире, когда жизнь не стоит на месте, все более актуальным становится вопрос о том, как заинтересовать ребенка в обучении, как сделать урок продуктивным, с учетом природосообразных и здоровьесберегающих технологий.
При подборе современных методик в своей учебной практике мое внимание привлекла биоадекватная методика преподавания, разработанная академиком РАЕН, доктором психологических наук Натальей Владимировной Масловой, (метод ноосферного преподавания учебных дисциплин) [6].
О необходимости обращения к образному мышлению в учебной деятельности говорили такие педагоги и психологи, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори. В середине XX века в отечественной педагогике впервые заговорили о необходимости опоры на образную память учащихся.
Мышление представляет собой психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, а образное мышление– это мышление представлениями, наглядными образами, которые возникают в сознании благодаря образной памяти (представления, звуки, запахи, вкусы и др.) Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.
Биоадекватная методика развивает образное мышление через создание мыслеформ (мыслей, которые возникают в сознании в виде образов и затем воспроизводятся в определенной форме представлений). От одного биоадекватного занятия к другому учебные мыслеформы как микроструктуры знания по конкретному предмету закладываются в долговременную память ученика. При этом помимо активизации физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся включаются творческие способности обучающегося. Это и есть соответствующий природе человека естественный путь образовательного процесса.
При биоадекватном методе преподавании управление познавательной деятельностью ученика осуществляется через аппарат эмоций и ощущений. Ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам создает его в своем воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на нее полученную от педагога учебную информацию в определенной последовательности.
Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, естественное восприятие любой информации проходит 4 обязательных этапа:
- Репрезентация (представление) образа изучаемого явления. Это сенсорно-моторный (чувственный) этап, на котором предлагается образ изучаемого явления. Это подготовительный этап, во время которого учитель использует специально подобранную к теме музыку, ароматы натуральных масел, способствуя внутреннему размышлению, наблюдению.
- Представление информации (объяснение образа в свете изучаемого явления). На данном этапе происходит символьная свертка (наложение на образ) чувственно-логической информации. Формируется зрительный образ — отражение действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов и явлений. Эти два этапа происходят в состоянии релаксации и по мнению Л. П. Попова имеет максимальную эффективность в обучении [4].
- Закрепление мыслеобраза изучаемого явления. Дискурсивно-логическое осмысление информации, которое происходит в режиме активности. На этом этапе происходит беседа с обучающимися, в ходе которой, дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о том, в каком образе им удалось представить учебную информацию.
- Творческое использование мыслеобраза. На этом этапе происходит сохранение мыслеобраза в долговременной памяти.
Таким образом, у обучающихся закрепляется способность мыслить мыслеобразами иформируется личностно-ориентированная система мыслеобразов по каждой учебной дисциплине.
Целью природосообразного урока: развитие естественного способа мышления мыслеобразами, формировнаие целостного мышления и воспитание гармоничной творческой личности.
Примерная схема урока:
- Организационный момент (фаза активности) — 10 мин
1) Проверка домашнего задания
2) Актуализация знаний
- Введение новых знаний. Работа с образом (фаза отдыха) — 12 мин
1) Релаксация.
а) подготовительный этап (вводная релаксация);
б) формирование учебного мыслеобраза;
в) символьная свертка учебной информации;
2) Четкое повторение структурированной информации.
- Закрепление (фаза активности). — 15 мин
1) Проверка усвоения нового материала. Повторение (обсуждение) информации.
2) Воссоздание образа-символа (мыслеобраза) на бумаге, нанесение на него учебной информации.
3) Проверка усвоенной информации по рисунку в учебнике или сделанному учителем, творческая работа.
4) Итог урока.
- Домашнее задание — 3 мин
В качестве домашней работы предлагается выполнить творческое задание на изучение учебного материала с помощью учебника, словарей или другой дополнительной литературы [4, c. 9]
В результате применение биоадекватной технологии на уроках позволяет достичь высоких результатов в обучении:
– обучающиеся легче усваивают учебный материал;
– повышается мотивация к учебному процессу;
– снижается уровень тревожности и агрессивности;
– идет постоянное развитие творческого начала детей;
– дети учатся мыслить мыслеобразами;
– формируется система мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине.
Еще М. В. Ломоносов в наставлении родителям и педагогам писал: «Каждому… Подобает знать, что школяр есть существо, которому надобно удивляться, как естеству необычному, оное желает выразить себя — «какой есть я!». Педагоги, работающие по биоадекватной методике, имеют возможность не просто удивляться каждому «естеству необычному», они вооружают каждого ученика знанием механизма прородосообразного мышления человека и практическим умениям работать в системе. И учителю, и ученику становится ясным не только путь познания, его этапы, но и роль каждого из этапов на пути познания [6].
Хороших, добрых, творческих вам учеников!
Литература:
- Давыдовская Н. А. «Психологические и медицинские основы здоровьесберегающего и природосообразного метода преподавания». М, 2005. — С.37
- Душина И. В., Понурова Г. А. Как учить школьников географии: Пособия для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. — М.:1996. 192 с.
- Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности — С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
- Мазурина Л. В. Биоадекватная методика преподавания географии. Методическое пособие. — М.2007, 96 с
- Маслова Н. В. Ноосферное образование. М. 1999,с 133–150
- Маслова Н. В., Антоненко Н. В., Ульянова М. В. и др, Биоадекватная методика преподавания — отв. Ред. Н. Г. Куликова, -.: Центр РАЕН «Планета семь-Я», 2018.-80с.
- Узнандзе Д. Н. Общая психология. Учебник. — С.-Пб.: Питер, 2004. — 413с.