Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» автор приходит к выводу о том, что цели и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования обусловлены необходимостью обеспечения законности в государстве, защиты прав и свобод человека и гражданина в ходе уголовного преследования.
Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования.
Установить цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного расследования возможно, если, во-первых, уяснить суть прокурорского надзора, а во-вторых, изучив законодательство в этой сфере.
В ч. ст. 1 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» [1] указывается, что органы прокуратуры уполномочены производить надзор за соблюдением основного закона страны и исполнением всех законов, которые приняты и действуют на территории России. Однако самого понятия надзора или прокурорского надзора в данном нормативном правовом акте не дается. Хотя как мы знаем, федеральные законы, принимаемые уже после принятия Конституции Российской Федерации, как верно пишет И. Р. Закиров [2], содержит в себе нормы дефиниции и даже статьи, посвященные раскрытию основных понятий, употребляемых в данном источнике права. Например, в ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации [3] раскрывается понятие преступления, а в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации [4] определены основные понятия, используемые в сфере охраны труда.
В литературе под прокурорским надзором понимаются — одно из направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации [5], форма организации и деятельности прокуратуры по воплощению в государстве принципа конституционной законности [6], вид контрольно-надзорной деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения законов в России [7].
В целом соглашаясь с данными позициями ученых потому, что они не противоречат нормам Конституции Российской Федерации [8] и Закону Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», считаем, в тоже время их неточными. В этих определениях недостаточно основных признаков прокурорского надзора, отличающего его от других видов государственного надзора, который могут осуществлять и структурные подразделения МЧС РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, и др.
С нашей точки зрения, под прокурорским надзором следует понимать форму деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения Конституции Российской Федерации и иных законов государства, соблюдению прав и основных свобод человека и гражданина на территории России, направленную на выявление, предупреждение и устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Надзор прокуратура Российской Федерации, повторимся, осуществляет нескольких видов, в том числе:
‒ надзор за исполнением законов;
‒ надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
‒ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
‒ надзор за исполнением законов судебными приставами и иными органами пенитенциарной системы, и др.
Независимо от осуществляемого вида прокурорского надзора, целями деятельности прокуратуры Российской Федерации являются обеспечение верховенства закона, обеспечение единства и укрепления законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Цель прокурорского надзора представляет собой результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция — надзор [9]. Задачи же прокурорского надзора, по мнению Е. В. Волколупова, это категории по сравнению с целями более частные, более конкретные, ограниченные. Они более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов — органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи [10].
Общие задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации, которые определяются Конституцией Российской Федерации, Закона о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [11], приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации [12, 13]).
Специальные задачи — задачи, стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов) заключаются в обеспечении законности на стадии предварительного расследования.
Решение общих и специальных задач прокурорского надзора за предварительным расследованием осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.
Частные (или конкретные) задачи различаются в зависимости от направления прокурорского надзора в стадии предварительного расследования: дознания или предварительного следствия, а также от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (например, получение полной информации о конкретном преступлении, своевременность предъявления обвинения, обеспечение своевременности опротестования незаконных постановлений и определения органов дознания или предварительного следствия и т. п. [14]). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.
В целом цели и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования обусловлены необходимостью обеспечения законности в государстве, защиты прав и свобод человека и гражданина. Прокурор может выявить нарушения закона, допущенные следователем, дознавателем при производстве уголовного дела, путем ознакомления с материалами предварительного расследования, рассмотрения жалоб граждан на действия государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, непосредственного участия в расследовании преступлений, обобщения практики расследования преступлений [15].
Рассматривая цель и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам следует также отметить, что задача прокурора не произвольно вмешиваться в предварительное следствие, а содействовать обеспечению законности в ходе дознания и предварительного следствия. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Следователь наделен правом обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора, вынесенное в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует прокурора о своем решении по существу требования последнего. Можно сказать, что Федеральный закон РФ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [16] принципиально изменил сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия. Большинство процессуальных полномочий прокурора переданы руководителям следственных органов [17].
В приказах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в качестве задач прокурорского надзора за предварительным следствием указывается обеспечение единообразного применения положений уголовно-процессуального закона, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач в ходе, осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия (п. 1 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [13]).
Таким образом, прокурорский надзор за предварительным расследованием служит средством обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и защиты прав и свобод граждан. Также он позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 1 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18 апреля 2018 г. № 84-ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 8. — Ст. 366; 2018. — № 17. — С. 2433.
- Закиров И. Р. К вопросу о понятии прокурорского надзора // Экономика и социум. — 2017. — № 7 (38). — С. 238.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; 2018. — № 18. — Ст. 2581.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2018 г. № 8-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3; 2018. — № 7. — Ст. 968.
- Гулягин А. Ю. Государственный контроль и прокурорский надзор: правовое соотношение понятий и процедур // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 5. — С. 31–32.
- Азизова В. Т. К вопросу о понятии и признаках прокурорского надзора // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства: сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 7.
- Сенов П. Д. Прокурорский надзор, понятие, история возникновения и развития // Экономика, управление и право: проблемы и перспективы развития. — 2014. — № 1. — С. 22.
- Конституция Российской Федерации (прин. на всенародн. референд. 12 декабря 1993 г., в ред. Федерального конституционного закона от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря; 2014. — 23 июля.
- Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. — СПб., 2003. — С. 33.
- Жубрин Р. В. Проблемы теории и практики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании незаконного предпринимательства: Автореф. дис. …. канд. юрид. наук. — М., 2004. — С. 8.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921; 2018. — № 18. — Ст. 2569.
- Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность. — 2017. — № 5.
- Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. — 2017. — № 3.
- Туйков В. И. Прокуратура субъекта Российской Федерации как звено прокурорской системы: На примере Свердловской области: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.11. — Екатеринбург, 1998. — С. 16.
- Желтобрюхов С. П. Прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве: Проблемы теории и практики: Автореф. дис. … ст. канд. юрид. наук: 12.00.01. — Саратов, 1999. — С. 6.
- Федеральный закон РФ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 427-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 24. Ст. 2830; 2014. — № 23. — Ст. 2930.
- Маслов И. В. Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования // Уголовный процесс. — 2008. — № 1. — С. 11–12.