Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды.
Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с усилением воздействия неблагоприятными факторами внешней среды на личность, а также с тем, к чему подобные риски могут привести в перспективе. Такие условия, как усложнение факторов внешней среды, постоянный информационный прессинг, который носит системный характер, требуют от личности умения обстрагиваться и адаптироваться, что не всегда является возможным.
Психологическая безопасность связана с совокупностью внешних условий, оказывающих влияние на индивида, при которых максимально раскрывается его природа, а психическое здоровье связано с его личностным развитием. Таким образом, понятия психологической безопасности и психического здоровья являются взаимосвязанными. проблема обострения неопределенности образовательной среды все более обостряется, что требует исследования и описания среды для каждого конкретного учреждения. [2, c. 94]
Психологизация образовательной среды, которая ставит перед собой целью создание безопасных условий труда и учебы, сохранение и укрепление психологического здоровья членов, защита от любых видов и форм дискриминации, в настоящее время выступает как альтернатива существующей агрессивной социальной среде. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. Необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где бы личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. [1, c.58]
Объект исследования: образовательная среда МКОУ АШИ.
Предмет исследования: условия безопасности образовательной среды МКОУ АШИ.
Цель: выявление психолого-педагогических условий безопасности образовательной среды в МКОУ АШИ.
Теоретические: синтез, изучение и реферирование источников по выбранной теме, аналогия и моделирование.
Эмпирические: наблюдение за объектами исследование, измерение значимых характеристик, сравнение и анализ полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ АШИ с. Антипаюта в течении двух месяцев (январь — февраль 2018 г.). В исследовании приняло участие 49 респондентов: 26 воспитанников младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 11 лет, 23 подростка в возрасте от 12 до 17 лет.
Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с усилением воздействия неблагоприятными факторами внешней среды на личность, а также с тем, к чему подобные риски могут привести в перспективе. Такие условия, как усложнение факторов внешней среды, постоянный информационный прессинг, который носит системный характер, требуют от личности умения обстрагиваться и адаптироваться, что не всегда является возможным.
Психологическая безопасность связано с совокупностью внешних условий, оказывающих влияние на индивида, при которых максимально раскрывается его природа, а психическое здоровье связано — с его личностным развитием. Таким образом, понятия психологической безопасности и психического здоровья являются взаимосвязанными. проблема обострения неопределенности образовательной среды все более обостряется, что требует исследования и описания среды для каждого конкретного учреждения.
Цель данной диагностики — изучение уровня психологической безопасности МКОУ АШИ.
Гипотеза: состояние образовательной среды способно влиять на уровень психологической безопасности личности.
Исследование проводилось в декабре 2017 — феврале 2018 гг на базе МКОУ АШИ. В нем принимали участие 26 воспитанников младшего школьникого возраста в возрасте от 7 до 11 лет, 23 подростка в возрасте от 12 до 17 лет, 8 педагогов. Диагностирование с участием родителей воспитанников не представляется возможным, т. к. специфика Антипаютинской школы-интерната такова, что она находится на территории крайнего Севера, их родители ведут кочевой образ жизни, и имеют возможность проводить время с детьми лишь в период летних каникул.
С целью продиагностировать психическое здоровье воспитанников, были использованы методики:
– опросник самоотношения (В. В. Столин),
– индивидуально-типологический детский опросник (Л. Н. Собчик),
– самоактуализационный тест (Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская)
Диагностика характеристик безопасности среды проводилась при помощи анкеты-опросника «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников и педагогов, разработанной И. А. Баевой
Проанализированы показатели безопасности образовательной среды и представлены следующие результаты. Результаты диагностики по интегральному показателю отношения к образовательной среде демонстрирует, что большинство участников относятся к ней положительно, а именно 78 % респондентов младших школьников, 69 % подростков и 62 % педагогов.
Педагоги, в среднем, более негативно относятся к образовательной среде 11 %), чем подростки (9 %) и младшие школьники (6 %). Нейтральное отношение зафиксировано у 26 % младших школьников, 22 % у подростков и 27 % у педагогов. Данные можно представить в виде графика на рисунке 1.
Рис. 1. Интегральный показатель отношения к образовательной среде [Источник: составлено автором]
Результаты изучения данного показателя представлены в таблице 1., где * отмечены те характеристики образовательной, которые респонденты считают для себя наиболее важными.
Таблица 1
Степень удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды
Значимые характеристики |
Степень удовлетворенности |
||
Младшие школьники |
Подростки |
Педагоги |
|
Взаимоотношения педагогов и воспитанников* |
3,09 |
2,78 |
2,75 |
Эмоциональный комфорт* |
3,29 |
1,24 |
3,31 |
Возможность проявить инициативу |
1,25 |
1,21 |
1,2 |
Учет личных проблем и затруднений |
0,65 |
0,63 |
0,94 |
Внимание к просьбам предложениям |
1,29 |
1,17 |
1,34 |
Уважительное отношение к себе* |
2,40 |
2,35 |
2,06 |
Возможность высказать свою точку зрения* |
1,78 |
1,99 |
1,12 |
Общий индекс удовлетворенности |
0,48 |
0,47 |
0,46 |
[Источник: составлено автором]
В ходе проведения диагностики по детскому индивидуально-типологическому опроснику, у учащихся также присутствует показатель тревожности. Показатель «агрессивность» находится в пределах нормы. Стоит отметить, что результаты подростков по показателю «саморуководство» находится на низком уровне, что говорит о том, что подростки испытывают трудности со структурированием собственной деятельности, поэтому нуждаются в направлении по принципу «из вне». Также диагностика по показателю «самообвинение» демонстрирует низкий уровень самокритичности, ответственности и готовности взять вину на себя за собственные ошибки и недостатки.
Методика «Направленность личности в общении (НЛО) показала, что доминирующая направленность в общении воспитанников является конформная, которую показали 24 % респондентов. Авторитарную направленность проявляют, в среднем, 20 % воспитанников младшего школьного возраста и подростков. 14 % и 15 % отдается индифферентной направленности личности, что означает частый уход от общения. Наименьший показатель у диалогической направленности личности в общении (1–3 %), что трактуется как взаимное доверие, открытость и уважение собеседников.
Рис. 2. Направленность личности в общении
Показатель эмоциональной напряженности воспитанников младшего школьного возраста — 17 баллов, подростков — 13 баллов. Это объясняется тем, что младшие воспитанники более ранимы и обидчивы.
Характеристики психического здоровья самих педагогов диагностировались с помощью использования теста самоактуализации автора В. В. Столина. Результатом явилось то, что способность к самоактуализации педагогов интерната МКОУ АШИ расположена в интервале 45–55Т баллов. Также, что интересно, наименее выраженным показателем является показатель «самообвинения» (55 баллов), что означает низкую критичность к себе, собственным действиям и ошибкам.
В качестве диагностики эмоционального состояния была использована методика автора В. В. Бойко «Синдром эмоционального выгорания». Получены следующие результаты диагностики: наиболее выраженным показателем является Резистенция (56 баллов), далее напряжение и истощение. Данные показатели можно определить, как синдром «редукция» (18, 5), что объясняется тем, что чаще всего педагоги стараются упростить и облегчить свои профессиональные обязательства, избегать деятельности, связанной с большими эмоциональными затратами.
Для общей диагностики безопасности образовательной среды использовалась методика И. А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы». В результате проведения диагностики по данной методике по первому показателю (удовлетворенность образовательной средой), у большей части воспитанников 68 % было выявлено положительное отношение к образовательной среде, 23 % продемонстрировали нейтральное отношение и 9 % процентов респондентов наблюдается негативное отношение. Данные представлены на графике 3.
Рис. 3. Степень удовлетворенности образовательной средой
Условия психологической безопасности среды образовательного учреждения также зависит от материально-технического обеспечения, с чем в МКОУ АШИ наблюдаются наибольшие затруднения. Помещения, в которых проживают воспитанники, являются слишком тесными. В одной комнате, средняя площадь которой, в среднем в школе-интернате, 42 , могут проживать до 16 человек. Такая теснота накладывает определенные ограничения физического и психологического плана, непосредственно, на самих воспитанников.
Также фактором риска может являться то, что ни педагоги, ни, тем более, воспитанники не имеют никакого представления о психическом здоровье и психологической безопасности. Следовательно, невозможно говорить об осознанном, целенаправленном формировании безопасной психологической среды без осведомления всех ее участников.
Как уже отмечалось ранее, в связи с со спецификой функционирования МКОУ АШИ и ее географическим положением, воспитанники видят своих родителей лишь в период летних каникул. Такое расставание особо тяжело переживается воспитанниками младшего школьного возраста, т. к. они надолго лишаются родительской поддержки и остаются «беззащитными» перед возможными проявлениями негативного характера, а иногда подвергаются психологическому и физическому насилию со стороны более старших воспитанников.
Таким образом, субъективные оценки участников образовательной среды дали возможность описать уровень психологической безопасности с их точки зрения. Наиболее защищенными чувствуют себя педагоги и подростки. Младшие школьники наиболее всего подвержены пагубному влиянию деструктивных психологических факторов, таких, как: оскорбления и неуважительное отношение. Показатели индекса удовлетворённости образовательной средой в трех группах резидентов находится на среднем уровне. Общий уровень безопасности психологической среды можно охарактеризовать как средний с тенденций к постепенному снижению уровня.
Доказано, что психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды. Она может выступать как основание для проектирования и моделирования психологических условий обучения и воспитания, одновременно способствуя укреплению и развитию психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Литература:
- Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение//Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru.- 2014. № 3 С. 1–14.
- Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях: учебник / В. А. Дмитриевский- М.: 2002. — 211 с.