В статье рассмотрены предпосылки и базовые понятия концепции развития умных городов, деятельность таких международных и зарубежных организаций в области развития умных городов, как Совет по умным городам (Smart City Council),Международной организации по стандартизации (ISO), Британского института стандартов (BSI), а также отдельные положения стандартов ISO 37120 «Индикаторы городской среды и качества жизни» и PAS 181:2014 (стандарт BSI).
Ключевые слова: урбанизация, умные города, международные организации.
Более половины населения планеты в настоящее время проживает в городских населенных пунктах, а к 2050 году доля городского населения, согласно прогнозам ООН [1], может достигнуть 66 процентов. Стремительная урбанизация, начавшаяся в двадцатом веке, привела к росту населенных пунктов, а как следствие — и к росту проблем, возникающих в городах. Высокая плотность населения и возросшие потребности людей требуют большей концентрации финансовых, природных и других видов ресурсов в городах, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды, в первую очередь, внутри самого населенного пункта. Россия, большая часть населения которой проживает в городах, также пережила рост численности горожан, и, как и весь мир, столкнулась с новыми вызовами, порожденными распространением городской модели жизни человека.
Широко обсуждаемой моделью современного развития города является концепция умного, или интеллектуального, города, основанная на преобразовании всех сторон жизни горожан на основе новейших разработок, в частности геоинформационных, информационно-коммуникационных технологий, технологий информационного моделирования зданий (BIM) и интернета вещей (IoT). Правительство России также признало, что развитие страны невозможно без улучшения качества жизни граждан, основанного на развитии цифровых технологий. Согласно Распоряжению Правительства № 1632-р от 28 июля 2017 года утверждена государственная программа «Цифровая экономика», включающая широкий круг мер, в том числе, в сфере развития умных городов. Создание Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 15 мая 2018 года только подтверждает направленность государства на развитие данной сферы.
Концепция умных городов возникла в связи с необходимостью объединения в одной стратегии как традиционных форм капитала в городской среде, связанных с пятым технологическим укладом, так и новых форм, связанных с интеллектуальным капиталом, новыми технологиями и возможностями, с целью обеспечить не только промышленное, или экономическое развитие городов, но и социальное, а позже — и экологическое направление в их становлении.
По мнению современных исследователей в данной отрасли, город может быть определен как «умный» при условии, что инвестиции направлены в человеческий и социальный капитал и такие традиционные для большинства городов сферы, как транспорт и ИКТ. Это является залогом устойчивого экономического развития и высокого качества жизни, сопряженного с рациональным и максимально эффективным управлением природными ресурсами на основе содействия всех участников жизни города.
По мнению Британского Института Стандартов — лидера и разработчика первых стандартов в области умных городов, можно умному городу можно дать следующее определение: система умный город — это эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих подсистем, созданная для того, чтобы обеспечить всеобщее устойчивое будущее и процветание для своих граждан [2].
Умные города определяются их инновациями и способностью решать проблемы и использовать ИКТ для повышения их потенциала. Стоит отметить, что до сегодняшнего дня понятие умный город является по-прежнему довольно расплывчатым понятием и используется не всегда по согласованным критериям.
Принимая во внимание обширность концепции и расплывчатость термина «умный город» в современном понимании, можно выделить области, в которых должно происходить развитие города, если власти хотят, чтобы он считался умным. Такие города могут быть определены как системы, объединяющие в рамках единого пространства следующие направления:
1) умная экономика;
2) умная инфраструктура;
3) умная окружающая среда;
4) умные люди;
5) умная жизнь;
6) умный менеджмент.
Одной из ведущих организаций, занимающихся развитием умных городов, является Smart City Council — Совет по умным городам, созданный в процессе взаимодействия трех крупных международных организаций: Международной электротехнической комиссии (IEC), Международной организации по стандартизации (ISO) и Международного союза по электросвязи (ITU). В каждой из перечисленных организаций существуют подразделения, занимающиеся проблематикой умных городов.
В ITU присутствует фокус-группа по устойчивым и умным городам. В сферу ее деятельности в большей степени входит разработка конкретных регламентов и технологических решений в области связи, которые помогут развитию умных городов. В IEC также присутствует оценочная группа по умным городам, разрабатывающая и стандартизирующая технические решения в умном городе.
Цель Совета состоит в том, чтобы оценить и удовлетворить выявленные потребности заинтересованных сторон в разработке трехсторонних стандартов, основанных на лучших мировых практиках, направленных на решение городских проблем и создание общих рынков [3].
Деятельность Совета основана на четырех основных принципах:
- Понимание потребностей и основных проблем умных городов;
- Демонстрация того, как международные стандарты повышают ценность и могут поддерживать города для достижения их стратегических и социальных целей;
- Создание более прочной взаимосвязи между IEC, ISO, ITU и городами;
- Поддержка долгосрочного развития умных городов посредством согласованного подхода между IEC, ISO и ITU.
Наиболее обширна деятельность ISO — в ее составе есть Технический комитет 268 по устойчивому развитию городов, в состав которого входит секция по инфраструктуре умного города. Также существует отдельная консультационная группа экспертов по умному городу. Последняя занимается глобальными стратегическими проблемами в развитии умных городов, определении их статуса и основных характеристик. Все общие стандарты, содержащие основополагающие идеи в данной области, так или иначе, являются плодом деятельности данной группы экспертов.
Особо следует отметить стандарт ISO 37120 «Индикаторы городской среды и качества жизни». Критерии стандарта охватывают практически все сферы жизни города — экономическую, социальную, экологическую и другие. Однако, состав критериев по каждой категории вызывает ряд вопросов. Например, в разделе 19 стандарта ISO 37120 «Градостроительство» учитываются только зеленые насаждения города, нелегальные поселения и соотношение рабочих мест и жилья. Возможно, в новой версии стандарта, выход которой планируется в 2019 году, данные будут дополнены количеством и качеством технологий, применяемых в строительстве, планировкой городской среды, параметрами удобства пользования городской средой и т. п. Раздел 17 «Телекоммуникации и инновации» учитывает лишь количество интернет-подключений и точек связи, без возможности оценки качества информационно-коммуникационной сферы и степени интегрированности ИТ-сервисов в городскую среду, что играет значение в умном городе. Другие группы критериев достаточно обширны и охватывают большой спектр показателей, например, в области энергетики (раздел 7), здоровья населения (раздел 12), отходов (раздел 16), транспорта (раздел 18) и других. Данный стандарт является одним из основных стандартов в области создания не только умных городов, но и просто комфортной городской среды.
Секция по умным городам в составе ТК 268 разрабатывает технические регламенты и точные требования, которым должны соответствовать умные города. Детализированные стандарты, которые будут разработаны в ближайшие годы, позволят государству и компаниям иметь четкие ориентиры в разработке стратегий, а умный город сможет, наконец, обрести общепринятое определение и границы.
Уже упоминавшийся Британский институт стандартов, также принимает активное участие в развитии методологии и методическом обеспечении концепции умных городов. Система стандартов умного города BSI составляет три стандарта PAS(180,181,182)идва стандарта PD (8100,8101). Стандарты PAS 180 и 182 созданы для практического использования именно в Великобритании и содержат большое количество ссылок, как на британские, так и на мировые источники. Учитывая, что действие этих документов обусловлено еще и другими стандартами, а также нормативно-правовой и даже культурной базой страны-основателя, то разработчикам с большим трудом удалось сделать их активно применяемыми в других странах, зачастую совсем не похожих на Великобританию. Стандарты эти взаимосвязаны и были выпущены почти одновременно в 2014 году.
PAS 180 является первой версией «словаря умных городов», который призван обеспечить равные условия деятельности в сфере умных городов и позволить практикующим в этом направлении людям достигать понимания. Стандарт PAS 182 определяет концепцию системы данных в умном городе и дает руководство лицам, принимающим решения по применению стандарта для обеспечения совместимости данных, созданных, используемых и поддерживаемых городом во всех секторах. PAS 181, PD 8100, PD 8100 посвящены процессу создания успешной стратегии по развитию умного города.
Согласно стандарту PAS 181:2014 от Британского института стандартов (BSI), степень развития умного города можно оценить исходя из степени развития 24 принципов деятельности города.
«B1.0: Городская стратегия развития,
B2.0: Преобразование модели функционирования города,
B2.1: Инвестиции в интеллектуальные данные,
B2.2 Реализация комплексных услуг населению,
B2.3: Открытые данные для обеспечения инноваций,
B3.0: Лидерство,
B3.1: Подотчетность,
B3.2: Управление,
B3.3: Навыки,
B4.1: Участие заинтересованных сторон,
B4.2: Межотраслевое партнерство,
B4.3: Сотрудничество между городами,
B5: Управление закупками и поставщиками,
B8: Дорожная карта городского развития,
B9: Расширение спектра предоставляемых услуг с привлечением заинтересованных сторон,
B10: Обеспечение расширения спектра услуг, предоставляемых городом,
B11: Управление идентификацией и конфиденциальностью,
B12: Цифровизация и управление каналами получения данных,
B13: Отображение и управление физическими активами,
B13: Отображение и управление цифровыми активами,
B14: Открытая, ориентированная на обслуживание городская ИТ сеть,
C1: Отображение выгод,
C2: Отслеживание выгод,
C3: Предоставление выгод».
Именно по этим критериям проходит оценка степени «умности» города компанией BSI.
Литература:
- Сайт Информационного центра ООН в Москве. URL: http://www.unic.ru/press/po-dannym-oon-uvelichivaetsya-gorodskoe-narodonaselenie-segodnya-bolee-poloviny-naseleniya-mir (Дата обращения: 16.05.2018)
- Стандарт BSI PAS 180
- Сайт Совета по умным городам. URL: https://www.worldsmartcity.org/making-cities-smarter/ (Дата обращения:16.05.2018)