Русский космизм как единое течение, исторически сложившееся в русской культуре, отличается от иных философских направлений, прежде всего, стремлением к объединению человечества для решения глобальных проблем и дальнейшего устойчивого развития, при условии сохранения индивидуальности каждой самобытной культуры, а также признанием приоритета нравственного развития человека перед научно-техническим прогрессом.
Русский космизм — философия, в которой возрождалась идея античных философов о существовании между космосом и человеком органичной связи. Русскими космистами человек рассматривался с одной стороны как неотъемлемая часть космоса, зависящая от космического целого во всех своих проявлениях, с другой — как фактор эволюции, связано это было с тем, что с ускорением научно-технического прогресса (далее НТП) человек стал активнее преобразовывать окружающий мир. Русские космисты, написавшие свои основные труды в середине девятнадцатого — середине двадцатого веков, предсказали обострение экологических проблем, связанных с НТП, а также появление оружия способного уничтожить Землю (ядерного).
Несмотря на то, что некоторые ученые неофициально называли «русский космизм» философией сумасшедших, его представители были талантливыми, разносторонними людьми, в своих суждениях во многом опережающими время, в которое жили. Космисты подарили миры немало научных открытий в разных областях науки, некоторые из них были известными писателями, поэтами и даже художниками.
Николай Федорович Федоров (1829–1903 гг.) считается одним из основателей русского космизма. Педагог-новатор, деятель библиотековедения, религиозный мыслитель, его также называли московским Сократом за аскетический образ жизни: значительную часть своего жалования Федоров раздавал своим «стипендиатам».
Главным трудом его жизни была «Философия общего дела», изданная учениками философа В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсона после его смерти, что также добавляет ему сходства с Сократом. Федоров был поистине удивительным человеком, предложив сочетание науки и религии. Основной его идей, которая должна была объединить всё человечество, это идея воскрешения предков, которое должен был осуществить Бог, но руками человека посредством достижений науки. Однако Федоров понимал, что огромное количество воскрешенных не сможет уместиться на Земле, именно так появился замысел освоения космоса, поиска других планет, пригодных для жизни. Для достижения этого общего дела философ предлагал осуществить регуляцию природы, высшей ступенью которой было превращение Земли в космический корабль — Земноход.
Помимо этого, Федоров выделял следующие виды регуляции, призванные посредством достижений науки облегчить жизнь человека: метеорическую — управление атмосферными процессами, преодоление засух, наводнений, корректировка климата; регуляцию сейсмически-вулканических явлений; регуляция использования недр Земли, замена земного металла — метеорическим; гелиорегуляция — использование солнечной энергии; внутренняя регуляция — потому как без самосовершенствования человечество не сможет управлять и Землей, не то, что целой Вселенной. Федоров считал, что все беды человека идут от дисгармонии человека и природы, от варварского подхода к её использованию. Это сейчас предложения о регуляции природы и использовании солнечной энергии выглядят довольно обыденно, однако для конца девятнадцатого века данные идеи являлись поистине прорывными.
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935 гг.), помимо открытия реактивного движения, известен ещё и как философ. Его основные труды — это «Космическая философия» и «Монизм Вселенной» основные положения, которых можно охарактеризовать как неизбежную космическую эволюцию человечества в масштабе Вселенной. Существуют знаменитое изречение Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Ученый полагал, что Вселенная обладает разумной волей, а определяющую роль в её развитии играют космические цивилизации и человечество — одна из них, то есть, в отличие от Федорова, роль человечества в эволюции Вселенной у Циолковского стала менее исключительной, но всё ещё значимой. В своем труде «Монизм вселенной» ученый размышлял над совершенно другим видом человеческого бессмертия, нежели Федоров: «Мозг и душа смертны. Они разрушаются при конце. Но атомы или части их бессмертны и потому сгнившая материя опять восстанавливается и опять дает жизнь, по закону прогресса, еще более совершенную». Недаром Циолковский свою космическую философию определял как знание, основанное на авторитете точных наук.
Другой видный космист — Владимир Иванович Вернандский (1863–1945 гг.), ученый-естествоиспытатель, создатель науки биогеохимия. Согласно Вернандскому, жизнь является катализатором процесса развития, преобразователем космической энергии в планетарное вещество. Человек у Вернандского — это промежуточное звено в цепи эволюции, которому и дальше необходимо развивать свой разум: именно разум поможет человечеству изменить форму питания на автотрофную, чтобы не зависеть более от других существ. Вернандский полагал, что это позволит увеличить продолжительность жизни и её качество, правда, это уже не будет человек в привычном понимании этого слова. Но именно достижение этого венца ноосферы (сферы разума) и являлось условием отрыва условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космᴏϲ.
Следующий представитель космизма — Чижевский Александр Леонидович (1897–1964 гг.), его основные идеи были связаны с существованием особой связи человека и космоса. Согласно Чижевскому, всё на Земле обязано космической энергии — смена времен года, приливы, отливы, стихийные бедствия и развитие биосферы. Так, у Александра Леонидовича, в отличие от других космистов, вся эволюция — следствие процесса вибрации космических сил. Взгляды Чижевского на «бессмертие человека» во многом сходны с Циолковским: «звездные системы, как и человек, живут и умирают, но лишь затем, чтобы создать новую систему или мир».
Довольно любопытной и заслуживающей внимание современных исследователей является предположение Чижевского о том, что история человечества зависит от солнечной активности, ученым было выделено 11 циклов, получивших большую известность. В отличие от остальных космистов, Александр Леонидович делал основной акцент не на освоении космоса, а на изучение роли космических факторов в биологических, психологических и социально-исторических процессах, что, учитывая доказанное влияние вспышек на солнце на некоторых людей, тоже довольно важно.
В заключении можно отметить, что русский космизм, уже поспособствовавший выходу человечества в космос и ряду других значимых открытий, может дать миру ещё больше. Многие идеи космистов становятся актуальными в настоящее время, и отвергать их наследие нельзя. Да они требуют существенной доработки с поправкой на сделанные научные открытия, но основное в них уже заложено. Так человечество, чтобы преодолеть проблемы ограниченности ресурсов, природных катаклизмов, угрозы уничтожения мира ядерным оружием и повышения продолжительности жизни, должно действовать сообща. Именно это положение, наряду с необходимостью нравственного совершенствования человечества красной нитью проходило в трудах русских космистов. Как говорил Федоров, не будет эгоистов, и альтруисты не потребуются.
Литература:
- Фёдоров Н. Ф. Сочинения. — Москва: Мысль, 1982. — 709 с.
- Циолковский К. Э. Космическая философия. Сборник. Москва, ИДЛи, 2004.
- Карнаух В. К. Космические циклы и социальные ритмы: концепция А. Л. Чижевского / Деятели русской науки XIX—XX веков. — Вып. I. — Санкт-Петербург, 2001. — С. 122–137.
- Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / Отв. ред. А. Л. Яншин. — Москва: Наука, 1991.