Развитие самооценки младших школьников посредством танцевальной терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 22.06.2018

Статья просмотрена: 1292 раза

Библиографическое описание:

Буслаева, Е. А. Развитие самооценки младших школьников посредством танцевальной терапии / Е. А. Буслаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51626/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: младший школьник, самооценка, личностная самооценка, творчество, танцевальная терапия,

Младший школьный возраст — это особый период жизни человека и охватывает возрастные границы с 6–7 до 11 лет. Данный период изучали такие ученые, как: Р. М. Богоявленская, Выготский Л. С., Грановская Д. Б., Исаев Е.И Н. В., Слободчиков В. И., Столин и др.

Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Здесь проявляется острота и четкость его восприятия, любознательность, яркие воображения. Все это влияет на становление личностной самооценки младшего школьника. [1]

Младший школьный возраст является очень важным в становлении личности ребенка. Учебная деятельность является мощным фактором, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника. В младшем школьном возрасте усиливается значимость социальных отношений, взаимодействия со сверстниками, достижение успеха. Все это влияет на становление личностной самооценки младшего школьника.

Самооценкаценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. [2]

Ученик, попадая в школу, включается в различные виды деятельности: учебная, проектная, социально значимая, творческая и др. Творческая деятельность — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). [3]

Проблема личностной самооценки, самореализации, творческой деятельности привлекала внимание многих исследователей: Ананьев Б. Г., Андреев В. И., Богоявленская Р. М., Грановская Д. Б., Исаев Е.И, Кан-Калик В. Я., Кичук Н. В., Кузьмин Н. В., Слободчиков В. И., Столин В. В., Сысоева С. О., Пантелеева С. Р. и других.

Важным видом художественной деятельности является танец. Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.

Посредством танца, человек выражает свои чувства и эмоции. В танцевальной деятельности осуществляется процесс самореализации, развития физических качеств, повышается личностная самооценка. Танцы являются хорошей базой для развития талантов и способностей, поиска друзей. [5]

Изучением танцевально-двигательной терапии занимались Н. И. Вермеенко, А.Е Гиршона, В. В. Козлова, Л. С. Сергеевой, Шкурко Т.А, Д. Ходоров, Р. Лабан и другие.

Формирование уверенности в себе, творческого потенциала, становление своей личности и индивидуальности в младшем школьном возрасте является актуальным направлением педагога-психолога в учебном заведении.

Исследование было проведено на базе МБОУ ЦО № 31 г.Тула. В исследовании приняли участие 25 учеников из третьих классов, из них 13 мальчиков и 12 девочек.

Цель исследования: изучение особенностей развития личностной самооценки младших школьников в процессе занятий танцами, разработка программы развития личностной самооценки в процессе занятий танцами

Диагностическая программа включала следующие методики:

  1. Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
  2. Методика диагностики личностной самооценки «Лесенка» В. Г. Щур
  3. Методика определения творческих способностей Г. Дэвиса
  4. «Самооценка лидерства» Н. П. Фетискин.

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

Анализ результатов диагностики по методике Дембо — Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан показал не только уровень самооценки, но и уровень притязаний учеников. Исходя из результатов видно, что у 36 % учеников имеется низкий уровень личностной самооценки, но высокий уровень притязаний. Эти показатели могут быть практически равными. Так же, 48 % детей имеют адекватную самооценку. Высокий уровень самооценки имеют всего лишь 16 % учеников. Показатели уровня притязаний практически соответствуют показателям уровня самооценки, где низкий имеют 10 человек, а высокий 5 человек.

Методика «Лесенка» В. Г. Щур диагностирует преимущественно личностную самооценку младшего школьника, то, как они оценивают себя и как, по их мнению, оценивают их друзья и родители. Данная методика показала средние результаты. Некоторые дети с удовольствием ставили себя на высшие ступени в бланке ответов. Однако, есть дети с низкими показателями личностной самооценки. 3 ученика (12 %) с заниженным уровнем, 7 человек (28 %) — с адекватным уровнем.

Из анализа результатов методики Г. Дэвиса «Определение творческих способностей учащихся» ясно, что низкий уровень креативности имеют 28 % учащихся, средний — 48 %, высокий 24 %. В экспериментальной группе так же имеются ученики, у которых уровень творческих способностей выше, а креативность не развита. Выявлено, что творческие способности не развиты у 24 % учащихся, не реализованы у 28 % детей.

Результаты теста «Самооценка лидерства» Фетискин Н. П. показывают, как чувствует себя каждый ученик при предоставлении ему роли лидера. Констатирующий этап свидетельствует о том, что среди участников эксперимента имеются ученики с низким (40 %) и средним уровнем (48 %) лидерской самооценки. Результаты уровня самооценки и уровня лидерских качеств почти схожи. При этом, в группе есть дети с высоким уровнем данных проявлений в поведении (12 %).

На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана программа, направленная на развитие и повышение самооценки младших школьников в процессе занятий танцами.

Цель программы: развитие личностной самооценки младших школьников в процессе занятий танцами

Задачи программы:

  1. Повысить уверенность в себе
  2. Поддержать наиболее адекватный уровень самооценки, развить творческие способности учеников,
  3. Поддержать уровень физической активности путем обучения танцевальным движениям и составления общей композиции танца.

Программа рассчитана на младших школьников от 9 до 11 лет. При этом учитывается возможность обучения танцам детей, ранее не получавших танцевальной подготовки.

Продолжительность программы — 8 занятий.

Длительность занятия: 35–45 минут.

Ресурсное обеспечение программы предусматривает: наличие танцевального зала, просторного класса, полового покрытия, музыкальной аппаратуры.

Методы реализации программы: танцевальная терапия; подвижные упражнения, метод рефлексии.

Формы работы в программе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная

В таблице 1 представлено краткое описание программы и примеры упражнений, направленных на развитие и повышение самооценки младших школьников в процессе занятий танцами.

Таблица 1

Название этапа

Характеристика

Вводный этап

Сбор группы учеников; Знакомство, планирование деятельности; пробное занятие, (показ и разучивание несложных связных движений); разработка планов занятий с элементами танцевальной терапии; мероприятия по сплочению коллектива (групповые игры для знакомства, упражнения)

Пример занятия: «давайте познакомимся» Организационный момент — 5 минут.

1. Вводная часть занятия. Ритуал приветствия

Вводная беседа «Танец и я»

Упражнение «Визитка»–

2. Основная часть занятия.

Упражнение «Расскажи о себе» — 15–20 минут.

Упражнение " Закончи предложение» — 10–15 минут.

3. Заключительная часть занятия — 5 минут.

Рефлексия

4. Прощание

Основной этап

Реализация программы; реализация упражнений с элементами танцедвигательной терапии; участие в мероприятиях школы, подготовка к танцевальному конкурсу; проведение упражнений, направленных на благоприятную атмосферу в коллективе;

Пример упражнения:

«Один за всех и все за одного»

1.Вводная часть занятия. Ритуал приветствия.

Игра «Встаньте все, кто.».. — 10 минут.

2.Основная часть занятия.

Игра «Адаптация» — 5 мин.

2-е групповое занятие в рамках подготовки к конкурсу «Самая танцевальная школа» Разучивание движение для танцевальной композиции. — 20 мин.

3. Заключительная часть занятия.

Упражнение «Полет на Марс» — 5 мин.

4. Рефлексия занятия. Прощание

Заключительный этап

Оценка эффективности программы (повышение личностной самооценки младших школьников); перспективы развития уровня личностной самооценки.

Пример занятия: «Мы разные, но все-таки мы вместе»

Вводная часть занятия. Ритуал приветствия.

Упражнение «Приветствия» — 5–10 минут.

2. Основная часть занятия.

9-е групповое занятие в рамках подготовки к конкурсу «Самая танцевальная школа» Повторение и отработка выученных Упражнение «Квадрат» — 10 минут. 3. Заключительная часть занятия.

Упражнение «Три закона общения» — 15 минут.

4. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.

Итоги проведенного диагностического исследования уровня личностной самооценки младших школьников в процессе занятий танцами показали высокий уровень и уровень выше среднего. Исходя из результатов исследования можно утверждать, что уровень самооценки лидерства повысился, соответственно ученикам стало проще выдвигать инициативу, начинать разговор, собирать группы по интересам, пробовать себя в чем-то новом. Уровень лидерской самооценки на констатирующем этапе исследования у 28 % учеников был низкий. Средний показатель у 48 %, а высокий у 24 % учеников. На контрольном этапе выявлено, что у 56 % самый высокий уровень креативности, 32 % — средний, 12 % — низкий

Удалось добиться повышения количества детей с адекватной самооценкой и снижения количества детей с заниженной самооценкой. Таким образом, выявлено, что исследуемая танцевальная группа на контрольном этапе характеризуется в целом достоверно более высоким уровнем личностной самооценки, самооценки лидерства и творческих способностей.

Основные термины (генерируются автоматически): личностная самооценка, процесс занятий, младший школьник, младший школьный возраст, танец, ученик, заключительная часть занятия, констатирующий этап, ритуал приветствия, танцевальная терапия.


Похожие статьи

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Исследование уровня самооценки младших школьников

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Формирование осознанности чтения у младших школьников

Организация исследовательской деятельности школьников посредством интеллектуальной игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие устойчивого интереса подростков к урокам музыки через организацию проектно-исследовательской деятельности

Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы)

Похожие статьи

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Исследование уровня самооценки младших школьников

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Формирование осознанности чтения у младших школьников

Организация исследовательской деятельности школьников посредством интеллектуальной игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие устойчивого интереса подростков к урокам музыки через организацию проектно-исследовательской деятельности

Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы)

Задать вопрос