Ключевые слова: младший школьник, самооценка, личностная самооценка, творчество, танцевальная терапия,
Младший школьный возраст — это особый период жизни человека и охватывает возрастные границы с 6–7 до 11 лет. Данный период изучали такие ученые, как: Р. М. Богоявленская, Выготский Л. С., Грановская Д. Б., Исаев Е.И Н. В., Слободчиков В. И., Столин и др.
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Здесь проявляется острота и четкость его восприятия, любознательность, яркие воображения. Все это влияет на становление личностной самооценки младшего школьника. [1]
Младший школьный возраст является очень важным в становлении личности ребенка. Учебная деятельность является мощным фактором, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника. В младшем школьном возрасте усиливается значимость социальных отношений, взаимодействия со сверстниками, достижение успеха. Все это влияет на становление личностной самооценки младшего школьника.
Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. [2]
Ученик, попадая в школу, включается в различные виды деятельности: учебная, проектная, социально значимая, творческая и др. Творческая деятельность — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). [3]
Проблема личностной самооценки, самореализации, творческой деятельности привлекала внимание многих исследователей: Ананьев Б. Г., Андреев В. И., Богоявленская Р. М., Грановская Д. Б., Исаев Е.И, Кан-Калик В. Я., Кичук Н. В., Кузьмин Н. В., Слободчиков В. И., Столин В. В., Сысоева С. О., Пантелеева С. Р. и других.
Важным видом художественной деятельности является танец. Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.
Посредством танца, человек выражает свои чувства и эмоции. В танцевальной деятельности осуществляется процесс самореализации, развития физических качеств, повышается личностная самооценка. Танцы являются хорошей базой для развития талантов и способностей, поиска друзей. [5]
Изучением танцевально-двигательной терапии занимались Н. И. Вермеенко, А.Е Гиршона, В. В. Козлова, Л. С. Сергеевой, Шкурко Т.А, Д. Ходоров, Р. Лабан и другие.
Формирование уверенности в себе, творческого потенциала, становление своей личности и индивидуальности в младшем школьном возрасте является актуальным направлением педагога-психолога в учебном заведении.
Исследование было проведено на базе МБОУ ЦО № 31 г.Тула. В исследовании приняли участие 25 учеников из третьих классов, из них 13 мальчиков и 12 девочек.
Цель исследования: изучение особенностей развития личностной самооценки младших школьников в процессе занятий танцами, разработка программы развития личностной самооценки в процессе занятий танцами
Диагностическая программа включала следующие методики:
- Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
- Методика диагностики личностной самооценки «Лесенка» В. Г. Щур
- Методика определения творческих способностей Г. Дэвиса
- «Самооценка лидерства» Н. П. Фетискин.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
Анализ результатов диагностики по методике Дембо — Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан показал не только уровень самооценки, но и уровень притязаний учеников. Исходя из результатов видно, что у 36 % учеников имеется низкий уровень личностной самооценки, но высокий уровень притязаний. Эти показатели могут быть практически равными. Так же, 48 % детей имеют адекватную самооценку. Высокий уровень самооценки имеют всего лишь 16 % учеников. Показатели уровня притязаний практически соответствуют показателям уровня самооценки, где низкий имеют 10 человек, а высокий 5 человек.
Методика «Лесенка» В. Г. Щур диагностирует преимущественно личностную самооценку младшего школьника, то, как они оценивают себя и как, по их мнению, оценивают их друзья и родители. Данная методика показала средние результаты. Некоторые дети с удовольствием ставили себя на высшие ступени в бланке ответов. Однако, есть дети с низкими показателями личностной самооценки. 3 ученика (12 %) с заниженным уровнем, 7 человек (28 %) — с адекватным уровнем.
Из анализа результатов методики Г. Дэвиса «Определение творческих способностей учащихся» ясно, что низкий уровень креативности имеют 28 % учащихся, средний — 48 %, высокий 24 %. В экспериментальной группе так же имеются ученики, у которых уровень творческих способностей выше, а креативность не развита. Выявлено, что творческие способности не развиты у 24 % учащихся, не реализованы у 28 % детей.
Результаты теста «Самооценка лидерства» Фетискин Н. П. показывают, как чувствует себя каждый ученик при предоставлении ему роли лидера. Констатирующий этап свидетельствует о том, что среди участников эксперимента имеются ученики с низким (40 %) и средним уровнем (48 %) лидерской самооценки. Результаты уровня самооценки и уровня лидерских качеств почти схожи. При этом, в группе есть дети с высоким уровнем данных проявлений в поведении (12 %).
На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана программа, направленная на развитие и повышение самооценки младших школьников в процессе занятий танцами.
Цель программы: развитие личностной самооценки младших школьников в процессе занятий танцами
Задачи программы:
- Повысить уверенность в себе
- Поддержать наиболее адекватный уровень самооценки, развить творческие способности учеников,
- Поддержать уровень физической активности путем обучения танцевальным движениям и составления общей композиции танца.
Программа рассчитана на младших школьников от 9 до 11 лет. При этом учитывается возможность обучения танцам детей, ранее не получавших танцевальной подготовки.
Продолжительность программы — 8 занятий.
Длительность занятия: 35–45 минут.
Ресурсное обеспечение программы предусматривает: наличие танцевального зала, просторного класса, полового покрытия, музыкальной аппаратуры.
Методы реализации программы: танцевальная терапия; подвижные упражнения, метод рефлексии.
Формы работы в программе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
В таблице 1 представлено краткое описание программы и примеры упражнений, направленных на развитие и повышение самооценки младших школьников в процессе занятий танцами.
Таблица 1
Название этапа |
Характеристика |
Вводный этап |
Сбор группы учеников; Знакомство, планирование деятельности; пробное занятие, (показ и разучивание несложных связных движений); разработка планов занятий с элементами танцевальной терапии; мероприятия по сплочению коллектива (групповые игры для знакомства, упражнения) Пример занятия: «давайте познакомимся» Организационный момент — 5 минут. 1. Вводная часть занятия. Ритуал приветствия Вводная беседа «Танец и я» Упражнение «Визитка»– 2. Основная часть занятия. Упражнение «Расскажи о себе» — 15–20 минут. Упражнение " Закончи предложение» — 10–15 минут. 3. Заключительная часть занятия — 5 минут. Рефлексия 4. Прощание |
Основной этап |
Реализация программы; реализация упражнений с элементами танцедвигательной терапии; участие в мероприятиях школы, подготовка к танцевальному конкурсу; проведение упражнений, направленных на благоприятную атмосферу в коллективе; Пример упражнения: «Один за всех и все за одного» 1.Вводная часть занятия. Ритуал приветствия. Игра «Встаньте все, кто.».. — 10 минут. 2.Основная часть занятия. Игра «Адаптация» — 5 мин. 2-е групповое занятие в рамках подготовки к конкурсу «Самая танцевальная школа» Разучивание движение для танцевальной композиции. — 20 мин. 3. Заключительная часть занятия. Упражнение «Полет на Марс» — 5 мин. 4. Рефлексия занятия. Прощание |
Заключительный этап |
Оценка эффективности программы (повышение личностной самооценки младших школьников); перспективы развития уровня личностной самооценки. Пример занятия: «Мы разные, но все-таки мы вместе» Вводная часть занятия. Ритуал приветствия. Упражнение «Приветствия» — 5–10 минут. 2. Основная часть занятия. 9-е групповое занятие в рамках подготовки к конкурсу «Самая танцевальная школа» Повторение и отработка выученных Упражнение «Квадрат» — 10 минут. 3. Заключительная часть занятия. Упражнение «Три закона общения» — 15 минут. 4. Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Итоги проведенного диагностического исследования уровня личностной самооценки младших школьников в процессе занятий танцами показали высокий уровень и уровень выше среднего. Исходя из результатов исследования можно утверждать, что уровень самооценки лидерства повысился, соответственно ученикам стало проще выдвигать инициативу, начинать разговор, собирать группы по интересам, пробовать себя в чем-то новом. Уровень лидерской самооценки на констатирующем этапе исследования у 28 % учеников был низкий. Средний показатель у 48 %, а высокий у 24 % учеников. На контрольном этапе выявлено, что у 56 % самый высокий уровень креативности, 32 % — средний, 12 % — низкий
Удалось добиться повышения количества детей с адекватной самооценкой и снижения количества детей с заниженной самооценкой. Таким образом, выявлено, что исследуемая танцевальная группа на контрольном этапе характеризуется в целом достоверно более высоким уровнем личностной самооценки, самооценки лидерства и творческих способностей.