В данной статье рассматривается понятие «толерантность», ее составляющие и компоненты. Также представлены результаты эмпирического исследования толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: толерантность, студенты, ограниченные возможности здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения с каждым годом увеличивается число лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большинство людей нашей страны не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях. Это обусловлено тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, люди с ОВЗ закрываются от внешнего мира, становится закрытыми. В современном мире очень часто средство массовой информации поднимает проблему людей с ограниченными возможностями, рассказывают об их жизни, достижениях и о возможностях. Вследствие чего отношение здоровых людей к людям с ОВЗ становится неоднозначной. Чтобы выявить отношение людей, нами проведено исследование толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. В первую очередь, толерантность к инвалидам проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи [2].
Изучением понятия «толерантность» в психологии занимались Г. Олпорт, Г. У. Солдатова, В. В. Бойко, Е. А. Ильинская, Л. В. Коломийченко, О. А. Овсянникова, A. M. Байбаков, Е. Г. Виноградова и другие.
Толерантность, согласно С. Ю. Головину, является отсутствием или ослаблением реагирования на тот или иной неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию повышение порога реагирования на угрожающую ситуацию. М. С. Мацковский рассматривает толерантность как готовность личности принимать отличия других людей, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т. д. [1].
Г. Олпорт выделил два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Также он дал характеристики толерантных и интолерантных личностей по следующим параметрам:
- Знание о себе. Толерантный человек хорошо знает свои достоинства и недостатки, относится к себе критически. А интолерантный человек замечает только свои достоинства, при неудачах обвиняет других.
- Защищенность. Толерантные люди уверены в себе, в своих силах, надеется только на себя. Интолерантный человек во всем видит угрозу.
- Ответственность. Толерантный человек сам отвечает за свое поведение. Интолерантный человек считает, что все происходящие события от него не зависят.
- Ориентация на себя. Толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше — на принадлежность внешним институтам и авторитетам.
- Меньшая приверженность к порядку. Толерантный человек менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок.
- Способность к эмпатии. Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
- Чувство юмора. Толерантные люди способны посмеяться над собой. Интолерантные люди не обладает чувством юмора.
- Авторитаризм. Толерантный человек предпочитает демократию в обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе.
Толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных компонентов:
1) Когнитивный (представление своего места в мире среди других людей, знания о болезнях, представления о людях с ОВЗ, их жизни, знания о феномене толерантности и др.);
2) Эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость, отношение к себе, людям с ограниченными возможностями здоровья);
3) Поведенческий (стиль взаимодействия с людьми, акты толерантного реагирования, стремление общаться с людьми, демонстрирован неприязни и агрессии, проявление альтруизма [3].
При проведении исследования была поставлена следующая цель: изучение толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза: студенты являются толерантными к людям с ограниченными возможностями.
Для проведения исследования использовалась авторская анкета. Исследование проводилось в г. Благовещенск в 2018 году. Выборка составила 50 студентов. Участие в исследовании проходило на добровольной основе.
После проведения авторской анкеты были получены следующие данные: все 100 % студентов обозначают понятие «толерантность» как терпимость, то есть все исследуемые знакомы с данным понятием. Такие определения: «толерантность как психическое заболевание» и «толерантность как готовность пойти на компромисс» не были отмечены студентами.
75 % студентов приходилось взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, у четверти студентов отсутствует такой опыт. Также результаты показали, что 85 % студентов сталкивались с более худшим отношением к людям, а 15 % студентов не наблюдали отношение к одним людям хуже, которые отличались по какому-либо признаку.
Рис. 1. Готовность общества принимать людей с ОВЗ как полноценных его членов
Из рисунка 1 видно, что 20 % студентов считают, что общество готово принимать людей с ОВЗ как полноценных его членов, взаимодействовать с ними и принимать их такими, какие они есть. 40 % считают готовность общества невозможной на данный момент в связи со своими убеждениями и 40 % затрудняются в выборе ответа.
Рис. 2. Готовность жить в одном жилом помещении с людьми с ОВЗ
Из рисунка 2 следует, что 40 % студентов относятся нейтрально к проживанию с людьми с ОВЗ, также 40 % согласны 20 % студентов затрудняются ответить о готовности проживать на одной жилой территории с лицами, страдающими ОВЗ. Категорически против проживания в одном доме не выявлено (0 %).
Рис. 3. Чувства, вызывающие люди с ограниченными возможностями здоровьями
Из рисунка 3 видно, что у 45 % респондентов люди с ОВЗ вызывают жалость и сострадание, 5 % испытывают неприязнь и раздражение по отношению к таким людям, 20 % боятся по каким-либо причинам людей с ОВЗ и 30 % испытывают желание помочь.
Треть студентов, а именно 75 % считают, что в их городе существует нетерпимое отношение к людям с ОВЗ, 25 % считают напротив, говорят об отсутствии нетерпимого отношения к людям с ОВЗ в городе, в котором проживают.
Рис. 4. Отношение к людям с ОВЗ в учебной группе
Из рисунка 4 видно, что большая часть исследуемой группы (60 %) не видит существенной разницы, если в учебной группе будут совместно учиться люди с ОВЗ и люди без каких-либо нарушений. У 30 % исследуемых отмечается положительное отношение к совместной учебной деятельности с людьми с ОВЗ. 10 % студентов затрудняются ответить на этот вопрос. Также все опрошенные студенты откликнулись бы на просьбу человека с ограниченными возможностями здоровья и ответили бы помощью.
75 % опрошенных студентов считают, что могут сказать о себе как о толерантном человеке, который готов проявлять терпимость и уважение к другому человеку независимо от каких-либо отличий. 25 % студентов напротив, не считают себя толерантными людьми по каким-либо причинам.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная перед исследованием о том, что студенты являются толерантными по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, подтвердилась. Большинство студентов воспринимают людей с ограниченными возможностями здоровья такими, какие они есть, также сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья, считают их полноценными членами общества, наблюдается готовность помочь при каких-либо трудностях, положительное отношение к совместной деятельности и уважительное отношение независимо от какого-либо признака.
Литература:
- Бондырева, С. К. Толерантность (введение проблему) / С. К. Бондырева. — М.: Модэк, 2011. — 240 с.
- Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л. А. Вовк // Валеология: научно-практический журнал. — 2003. — № 3. — С. 51–52.
- Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. — М.: АРТ, 2009. — 672 с.