Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 24.06.2018

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, Н. М. Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности / Н. М. Бондаренко, И. С. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 293-296. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51684/ (дата обращения: 16.11.2024).



Древний философ Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, то государство от этого не очень пострадает, — граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Современный учитель должен помнить об этом всегда, ведь каждая российская семья доверяет ему самое дорогое — это образование и воспитание будущего нашей страны, то есть их детей.

Педагогическая работа является для нас особым видом деятельности, в процессе которой мы занимаемся формированием того, что является самым сложным и ценным на земле, — внутреннего мира человека, и при этом в наиболее ответственный период его жизни –юность. В наш техникум ребята поступают после окончания 9 класса, и наряду со специальным и производственным обучением получают общеобразовательную подготовку, которая в свою очередь формирует базовые знания и компетенции, необходимые будущему специалисту определенных сфер деятельности. Средний возраст наших студентов 16–17 лет. Формирование ключевых компетенций учащихся именно в этом возрасте, имеет важное значение, так как оно позволяет личности преодолевать трудные и неопределенные ситуации, для которых нет четко выработанного комплекса наработанных методов. Современные дети — это люди нового поколения, для которых важными становятся совершенно другие ценности и задачи. В связи с этим, концепция развития системы обучения России подразумевает следующее — современному государству нужны молодые, перспективные личности, которые умеют: самостоятельно принимать важные решения, могут спрогнозировать возможные варианты развития ситуаций, обладают мобильностью, открыты к сотрудничеству, могут нести ответственность за социальное и экономическое процветание государства. Работая над этим, мы сталкиваемся с множеством трудностей, которые нужно преодолевать. Каким образом мы это делаем, постараемся написать в этой работе.

Первая трудность работы заключается в том, что нам приходится иметь дело не с отдельным учеником, а с целым коллективом различных детей, пришедших к нам из разных учебных заведений, и имеющих разный уровень образования. Их надо организовать на работу, добиться дисциплины, завоевать у них авторитет. Диагностика знаний выявляет у студентов 1 курса низкий уровень знаний по предметам общеобразовательного цикла и, следовательно, низкий интерес к изучению предметов. Ни для кого не секрет, что молодежь мало читает и вообще не читает классическую литературу, как следствие безграмотность, ребята не интересуются искусством, что выдает бескультурье. Поэтому на своих уроках нам нужно максимально заинтересовать учащихся предметом и стереть границы между общеобразовательными и профессиональными дисциплинами. Каждый урок мы задаем ребятам из разных групп один вопрос: зачем повару русский язык? Зачем мастеру отделочных работ знать литературу? Зачем сварщику грамотная и убедительная речь? Зачем быть образованным вообще?

Особенностью нашей работы является так же то, что нам приходится иметь дело с людьми, которые выбрали рабочую профессию. Для того что бы успешно обучать и воспитывать будущих поваров, электриков, сварщиков, надо знать профессиональные особенности этих специальностей, уметь понять сложности работы в этой сфере, видеть, что происходит в реальности. В этом состоит сложность работы преподавателя, который работает в сфере профессионального образования. Не всякий педагог может мысленно стать на точку зрения человека другой профессии и хорошо разобраться в её психологии. Мы привыкли судить о людях по себе, как говорится, «мерить на свой аршин». Безусловно, эта проблема стоит остро и на наших уроках. Работать над ней нам помогает ряд тем для сочинений по русскому языку, связанных с раскрытием любви к будущей профессии. Студенты пишут в своих работах, почему выбрали ту или иную профессию, чем она привлекает их. Очень ценятся доклады об исторической деформации профессии и развитии её в современном мире, этим увлекательным занятием студенты занимаются на уроках обществознания. Пополнение профессионального лексикона помогает составление словарей профессионализмов для каждой профессии в отдельности.

От качества нашей работы на уроке зависит то, каким дальше будет рабочее общество, насколько люди будут счастливы в стране, поэтому, несмотря на трудности, мы стараемся находить больше интересного и привлекательного материала. Мысль о том, что из наших воспитанников мы готовим строителей и членов общества, что организация их жизни и они сами должны стать прообразом будущего всего человечества, наполняет наши души огромной радостью и гордостью за свою замечательную профессию. Сам процесс общения с живой, любознательной и жизнерадостной молодёжью доставляет нам большое удовольствие.

Опыт школьного обучения, накопленный во многих странах, подтвердил целесообразность применения обучения в учреждениях в форме урока, который работает и на базе нашего образовательного заведения. С течением времени педагогическая практика усовершенствовала эту организационную форму. В настоящее время эта форма организации учебных занятий является преобладающей в учебных учреждениях всех стран.

Урок имеет и отрицательные стороны, эта форма занятий подвергалась критике, указывалось на то, что урок стирает индивидуальность ученика, заставляет многих учащихся работать одиковыми темпами; одни не успевают за этими темпами, а другие, наиболее способные, задерживаются в своем развитии. Обращалось внимание также на то, что многие учителя ведут занятия на уроках с группой учащихся (с классом) как с некой безликой массой, не заботясь о каждом отдельном ученике. Бывает и так, что, занявшись с отдельным учеником, учитель забывает класс в целом.

Это объясняется историческим фактом, что строгие организационные рамки обучения в школе стали приниматься в славянских странах и в странах Западной Европы в XVII столетий, когда особенно сильно появилась потребность в элементарном обучении массы детей, в связи, с чем возникла идея всеобщего начального обучения. Нужно было одному учителю обучать сразу большое количество детей, а также давать знания одновременно по нескольким предметам.

Великому чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому принадлежит заслуга первого обоснованного решения и, в меру возможности для того времени, ясного освещения вопроса об организационных формах школьных учебных занятий в новых условиях. Коменский сам руководил школами и изучал опыт некоторых так называемых братских школ в славянских странах.

В связи с этой критикой имели место в некоторых странах попытки заменить классно- урочное преподавание другими формами обучения. Замена шла большей частью по линии перехода учебной работы учащихся полностью или частично на индивидуальные занятия по заданиям учителя. За учителем оставались по преимуществу функции инструктора, консультанта и контролера.

Однако попытки замены урока различными «новыми» формами организаций учебных занятий приводили к отрицательным результатам. Качество знаний учащихся ухудшалось. Учащиеся, в силу их возраста, нуждаются в том, чтобы иметь более определенное и постоянное руководство со стороны учителя. Чтобы избежать опыта прошлых ошибок мы стараемся обеспечивать усвоение учащимися систематических знаний по предмету, регулярно учим учиться, руководим их самостоятельной работой, постоянно ее усложняя. Мы считаем, не правильно ограничивать функции преподавателя лишь функциями консультанта и контролера. Урок-это учебное занятие, которое ведет учитель с постоянным составом учащихся, организованных в группу, называемую классом. Такая организационная форма учебной работы позволяет нормально чередовать труд и отдых детей; она обеспечивает руководящую роль учителя и строгое выполнение учебных обязанностей каждым учеником; она позволяет внести во всю работу учреждения организационную четкость.

Учебная работа, ведущаяся на уроках в классе, дополняется домашней, учебной работой студентов по заданиям учителя. В практике преподавания нам иногда приходится так же организовывать временные дополнительные учебные занятия с отдельными учащимися или с небольшими группами учеников (например, в целях помощи отставшим ученикам догнать пройденный материал).

Урок не есть застывшая, неизменная форма организации учебных занятий. Педагогическая практика и педагогическая теоретическая мысль постоянно ищут пути совершенствования урока. Каждый урок входит в систему уроков по теме программы и имеет определенные цели, содержание и методы. Соответственно им, свою деятельность и деятельность учащихся на уроке, учитель организует четко основной учебной (дидактической) цели, преследуемой на уроке. Учебные цели на своих уроках мы выстраиваем по определенному классическому плану:

вооружить учащихся класса определенными новыми фактическими знаниями по предметам русский язык, литература и обществознание;

сформировать у студентов новые представления, понятия по предмету и связать их с профессиональной направленностью;

повторить материал по теме, что бы привести знания в систему и содействовать их прочному закреплению;

применять определенные упражнения для того, чтобы научить учащихся применять данные знания данного типа, совершенствовать их умения в этом деле, вырабатывать навык;

проверить знания учащихся по определенному разделу программы, выявить пробелы, недочеты, ошибки и применять меры к их устранению.

Именно в этой последовательности большей частью и располагается постановка учебных (дидактических) целей в ряде уроков, разработанных нами.

На хороших уроках четкость основной дидактической цели бывает настолько очевидной, что и учитель, и учащиеся c полной ясностью могут сопоставлять результат урока и цель, которая преследовалась на нем.

Преследуя цель формирования у учащихся определенных понятий, идей, мы стараемся на своих уроках вырабатывать определенные взгляды и убеждения. На всех уроках мы проводим ряд упражнений для развития мышления учащихся, обогащения и совершенствования памяти, развивает и укрепляет внимание, приучаясь к дисциплине и прилежанию, формируем волевые качества, прививает организационные навыки. Учитель на уроках воздействует на эмоции учащихся, развивает у них чувство патриотизма и другие моральные чувства, возбуждает их воображение и стимулирует творческую работу.

Если нужно, что бы учащиеся воспроизвели определенные знания ранее пройденного материала, мы выслушиваем ответы на поставленные им с этой целью вопросы. В зависимости от намеченного содержания и методов работы на уроке мы привлекаем и необходимое учебное оборудование.

На хорошем уроке чувствуется, что к нему тщательно подготовился сам учитель и к занятиям на нем подготовлен класс. Урок вовремя начинается. На нем четко идет работа в соответствии с намеченным учителем планом. Нет ни одной потерянной минуты, все время используется с максимальной продуктивностью для учащихся.

Все это приводит к высоким результатам. Несколько лет на базе нашего учебного заведения работает творческая студия художественного мастерства «Из недр твоих, Россия», которая раскрывает таланты наших студентов. Во внеурочное время мы работаем с учащимися, которые пишут стихи, проникновенно читают произведения мастеров поэзии и прозы разных времен, многие студентки успешно накладываю чтение стихов на музыкальную основу. Сланская Карина, Лобода Михаил, Меньшова Екатерина — звездочки нашего техникума, победители не только региональных, но и международных конкурсов и фестивалей. В своих стихах они прославляют малую родину- край воронежский.

«Величавная песнь Земле Воронежской»

Ой ты, гой еси народ, православный,

Ты послушай, народ, песню красную,

Песню красную на старинный лад.

Прославлять буду в ней землю русскую,

Землю русскую, край Воронежский,

Край Воронежский, хлеборобный край.

А в краю-то у нас черноземном

Широки-то реки расплосталися,

По Воронеж -реке выплывают

Гребцы сильные и удалые.

Край Воронежский православный

Славит сам себя красотой людской,

Красотою людскою, девичью.

Далеко слывет молва людская

О добре сердцах-то воронежских,

О победах великих и мужестве

Люда русского, не бусурманского.

А уж край-то наш песни любит.

Здесь Мордасова голосистая,

Разудалая Богом венчана.

На святой Руси, нашей матушке

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Песню молвила — соловей поет.

Да не только песней земля славится-

Стихотворными творцами наполнена.

Вот Никитин с Кольцовым ее, матушку,

Прославлять будут годы долгие.

Я люблю тебя, край родимый!

Процветай ты, край Воронежский!

Буду славить тебя, земля Русская,

Честным словом да трудом добрым.

Сланская Карина «ВТПСТ» 2018 год.

Выше сказанное полностью подтверждает выражение Иоганна Вольфганга Гете: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать». Оно воспитывает нас музыкой, которая много говорит, но скупо выговаривает. Воспитывает замысловатыми словесными образами. Воспитывает красочной палитрой чувств на холстах. Да, роль искусства велика. И так удручает дурной эстетический вкус, завязанный живыми нитями в один клубок с малограмотностью, низкой культурой и даже грубостью. И только искусство изменит все к лучшему. Двадцатилетний педагогический стаж научил нас видеть в рабочих профессиях не однообразный, скучный и тяжелый труд, а интересное и увлекательное творческое мастерство.

Литература:

  1. Педагогика (Учебное пособие) под редакцией профессора, доктора педагогических наук Б. П. Есипова. Издательство «Просвещение» Москва 1967 год.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, учащийся, занятие, отдельный ученик, русский язык, учитель, эта, организационная форма, педагогическая практика, учебная работа.


Похожие статьи

Принципы организации педагогической практики в направлении образования «физическое воспитание»

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Практика наставничества «Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях практической подготовки»

Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа)

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Механизм реализации программ интеллектуальной деятельности в педагогическом вузе

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Похожие статьи

Принципы организации педагогической практики в направлении образования «физическое воспитание»

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Практика наставничества «Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях практической подготовки»

Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа)

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Механизм реализации программ интеллектуальной деятельности в педагогическом вузе

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Задать вопрос