Ключевые слова: беженец, Российская Федерация, Европейская конвенция, правовой статус беженцев, Россия, гражданская принадлежность.
Вынужденная миграция населения в результате вооруженных конфликтов, природных катаклизмов и иного рода бедствиях антропогенного, техногенного или природного характера в современном мире случается очень часто. Сложная и опасная для мирного населения обстановка в Сирии, на Украине, недавние революционные движения и массовые убийства на Африканском континенте привели к стремительной миграции населения из неблагополучных регионов в развитые страны. Данные события, а также подобные ситуации в прошлом привели к формированию в международном праве целого комплекса правовых норм, регулирующих вопросы переселения людей.
В современном международном праве, присутствует большой комплекс правовых норм, которые гарантируют каждому человеку вне зависимости от социальных, религиозных, расовых и т. п. различий равные права и свободы: ряд международно-правовых норм, регулируют различные вопросы защиты прав человека, приобретения и утраты гражданства, устанавливают особенности правового режима иностранных граждан, предоставления политического убежища и иные вопросы, связанные с вынужденным переселением человека. Основным актом, регулирующим вопросы правового статуса беженцев, а также сформулировавшем понятие беженца, является Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г.
Согласно статье 1 указанной Конвенции под беженцем понимается лицо, которое:
1) рассматривалось как беженец в силу соглашений от 12 мая 1926 года и 30 июня 1928 года или же в силу Конвенций от 28 октября 1933 года и 10 февраля 1938 года, Протокола от 14 сентября 1939 года или же в силу Устава Международной организации по делам беженцев;
постановления об отказе в праве считаться беженцами, вынесенные Международной организацией по делам беженцев в период ее деятельности, не препятствуют тому, чтобы статус беженца предоставлялся лицам, которые удовлетворяют условиям, установленным в пункте 2 данного раздела;
2) в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Конвенция также делает пояснение в отношении лиц, имеющих два и более гражданств: «В тех случаях, когда какое-либо лицо является гражданином нескольких стран, выражение «страна его гражданской принадлежности» означает любую из стран, гражданином которой оно является, и такое лицо не считается лишенным защиты страны своей гражданской принадлежности, если без всякой действительной причины, вытекающей из вполне обоснованных опасений, оно не прибегает к защите одной из стран, гражданином которой оно является» [1. С.].
Россия — страна с огромной территорией, граничащая с большим количеством стран. Поэтому тема регулирования правового статуса беженцев имеет для Российской Федерации актуальный характер. Положения Конвенции являются обязательными для России, т. к. она ратифицировала данный документ в 1992 году, взяв на себя обязательства по предоставлению прав и социальных гарантий беженцам. Помимо указанного документа, Российская Федерация в своей деятельности обязательно должна руководствоваться положениями, которые содержатся в основных НПА о правах человека Совета Европы, после присоединения нашей страны к данной международной организации. Это, например, такие документы, как: Европейская конвенция о выдаче, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего обращения или наказания.
При характеристике правового статуса беженца следует отметить, что к беженцам относятся не только лица, которые имеют гражданство конкретного государства, но также и апатриды.
В Федеральном законе Российской Федерации от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах» дается определение понятия «беженец». Данное понятие, согласно Федеральному закону, применяется к лицу, которое:
во-первых, не имеет гражданства Российской Федерации;
во-вторых, находится вне страны своей гражданской принадлежности (в случае, если лицо не имеет гражданства — вне страны своего прежнего обычного места жительства);
в-третьих, покинуло данное государство в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
в-четвертых, не может (или не имеет желания) пользоваться защитой указанного государства (либо вернуться в нее) по причине наличия таких опасений [3].
Таким образом, законодательство не относит к беженцам таких лиц, которые покидают свое государство в силу экономически причин (так называемые «экономические беженцы»); лиц, которые хоть и отвечают признакам беженца, но совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, тяжкое преступление неполитического характера.
Следует отметить, что государство обязано предоставить беженцам статус, которым обладают все иностранцы, въезжающие внутрь страны. Объем помощи, на который может рассчитывать человек, получивший статус беженца, будет равен мерам поддержки, помощи, оказываемой страной для своих граждан, т. е. не должно быть никакого ущемления или ограничения их прав. В силу того, что беженец вынужденно и экстренно покидает страну своего прежнего жительства, то на него запрещено накладывать взыскание за незаконный въезд. Следует иметь ввиду, что международным сообществом принято важнейшее правило о том, что беженцев нельзя высылать в ту страну, откуда они приехали, ища помощи, где им угрожала опасность. Это важнейшая гарантия человека, получившего статус беженца.
Таким образом, следует отметить, что понятие «беженец» известно международному праву уже очень давно. Данное обстоятельство было обусловлено тем, что в мире постоянно происходили и происходят в настоящее время большое количество различного рода бедствия. Страдают от них, прежде всего, люди, часто — мирное население, которое вынужденно спасаться на иных территориях. Россия, являясь полноправным участником международного сообщества также регулирует понятие и правовой статус беженцев, прибывших на территорию Российской Федерации. Им предоставлен национальный режим. Помимо Федерального закона «О беженцах», данной категории лиц посвящены и иные НПА отечественного законодательства. Так, например, согласно Федеральному закону «О вынужденных переселенцах» на беженцев распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев [2].
Следует также сказать об отличиях в понятии беженца в указанной выше Конвенции и Федеральном законе «О беженцах». Так, к примеру, Закон, в отличие от Конвенции, не содержит субъективного элемента: лицо, которое желает получить искомый статус беженца, должно сослаться на совершение против него насилия или наличие реальной опасности подвергнуться насилию, а не демонстрировать свое отношение к этим обстоятельствам. Еще одно отличие заключается в том, что согласно Закону «О беженцах» лицо должно покинуть место своего постоянного жительства или просто иметь намерение это сделать. В Конвенции же определено, что лицо, уже находящееся вне государства гражданства, не может или не желает пользоваться его защитой.
Таким образом, применяются совершенно различные критерии: отношение лица в первом случае к проживанию на своем постоянном месте жительства, во втором — к защите государства за его пределами.
Литература:
- Конвенция о статусе беженцев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml
- Закон РФ от 19.02.1993 № 4530–1 «О вынужденных переселенцах»//Собрание законодательства РФ. 25.12.1995. № 52. ст. 5110.
- Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах»//Российская газета. № 126. 03.06.1997