Российская Федерация является многонациональным государством, граждане которого принадлежат различным этносам. Каждый из них владеет соответствующим языком, обладает своей культурой, традицией и историей. Интеграция подрастающего поколения в существующую государственную целостность, осознание себя гражданином нашей страны возможно на основе знания богатого исторического и культурного наследия народов России. Понимание исторических корней и традиций народов поможет учащимся построить общение с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. В этом поможет школьный курс истории. История — предмет, при изучении которого происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью поиска методов и средств для развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории.
Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действовавшими в разные эпохи. События в общественно-историческом процессе совершаются как в пространстве, так и во времени. Локализация фактов во времени требует от учеников знания хронологии, а локализация в пространстве — знания исторической географии. События, хронология, историческая география познаются через конкретные примеры. Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого с людьми.
Знание истории предполагает не только оперирование различными историческими фактами, но и владение исторической картой. Прежде чем приступить к ее изучению, нужно убедить учащихся, что, не пользуясь картой вообще, нельзя изучить историю, потому что все исторические события происходят в конкретной обстановке, в определенном месте и в определенное время, поэтому географическая среда оказывает свое влияние на развитие исторического процесса.
Чтобы правильно организовать работу по ознакомлению и постепенному постижению исторической карты, преподаватель должен исходить из того факта, что карта является необходимым средством наглядного раскрытия связей исторического процесса. Знать карту — это не только знать ее символику, города, границы, реки, но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений. Поэтому научить учащихся «читать карту» — вот та задача, которой должен руководствоваться учитель истории приступая к работе над исторической картой.
О значении работы с исторической картой написано немало статей, авторы которых обращают внимание на различные аспекты использования карты в процессе преподавания, на роль настенной карты, контурных карт, меловых рисунков и карт — схем в более глубоком усвоении учащимися различных тем.
Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Категория «историческое пространство» является одной из содержательных линий школьных курсов. Она предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отраженных на карте географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества [1, с.20].
Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования основу школьного курса истории составляют содержательные линии, одной из которых является историческое пространство — историческая карта России и мира, её динамика, отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных характеристик человека [4].
Историко-культурный стандарт указывает на необходимость использования исторических карт для выработки сознательного, объективно-оценочного отношения к историческим событиям, явлениям и процессам школьный курс истории должен быть обеспечен атласами и картами. Использование исторических карт имеет огромное значение при обучении истории, так как карта формирует у обучающихся универсальные учебные действия и критическое мышление [3].
Умелое использование карты во время изложения нового материала активизирует внимание обучающихся, заставляет их с интересом следить за ходом рассказа, способствует созданию у обучающихся прочных ассоциаций обозначений на карте с определёнными зрительными представлениями. Карту можно использовать и для того, чтобы сделать более убедительными выводы и обобщения по изучаемым историческим событиям.
Также, в работе с современными учениками, следует учитывать их особенность, а именно клиповое мышление. Для термина «клиповое мышление» пока нет чётко сформулированного определения. Точно известно только, что обладатель клипового мышления воспринимает мир как видеоклип — не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации.
Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. Специалисты предлагают воспользоваться особенностями клипового мышления и осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки [2].
С помощью интерактивных карт учитель может создавать нестандартные наглядные образы и задания, необходимые для каждого этапа определенного урока. Такие карты существенно расширяют возможности обычных настенных карт. Их преимущества:
‒ возможность отображения отдельных участков для более подробного их изучения (на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал);
‒ возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты, упрощая карту, делая ее более наглядной;
‒ возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи.
Использование интерактивных карт на уроках истории активизирует познавательную деятельность у учащихся и более активную работу на уроке. Также это позволяет осуществлению дифференцированного подхода в обучении: учитель открывает вопросы и задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, возможность дозированной подачи нового материала позволяет поддерживать общий темп работы класса.
Для того, чтобы почувствовать сам ход исторического процесса, необходимо овладеть навыками пространственной локализации исторических событий, чему и способствует работа с исторической картой, формирование умения разумно использовать ее при изучении различных тем. И карта является не только источником знаний, но и средством развития критического мышления учащихся. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории [5].
Литература:
- Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2011. — № 9. — С. 19–27
- Блог инспектора народного образования «Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей» http://eduinspector.ru/2015/12/31/klipovoe-myshlenie-kak-problema-shkolnika-uchitelya-roditelej/
- Историко-культурный стандарт
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
- Шурыгина Н. А. Средства формирования пространственных представлений в обучении истории // Материалы научной сессии 2017 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО “Воронежский государственный университет”. 2017, с. 280–284.