В статье рассмотрены вопросы необходимости создания и совершенствования веб-сайта организациями. А также предложен метод определения влияния мероприятия по совершенствованию сайта на изменение показателей производственно-финансовой деятельности предприятия. В качестве исследуемого объекта выступало белорусское открытое акционерное общество «Знамя индустриализации».
Ключевые слова: маркетинг, коммуникационная политика, сбытовая деятельность, интернет-продвижение, экспертный метод опроса, согласованность мнений экспертов.
На современном этапе развития рыночной экономики проблемы повышения конкурентоспособности организации весьма актуальны и тесно связаны с продвижением организации в интернет-пространстве [1].
Сайт — это представительство организации в такой важнейшей области, как интернет-рынок. Таким образом, неоспоримо утверждение того, что сайт — это лицо организации, ее инструмент работы в интернете и площадка на виртуальном рынке.
Качественный сайт отражает все важные черты и особенности организации, сферы деятельности и ее ориентированность на целевую аудиторию [2]. По сайту потенциальный клиент формирует свое впечатление об организации, товаре, отношении к клиенту, занимаемом положении на рынке и будущих возможностях.
Однако среди многих руководителей предприятий бытует мнение, что достаточно создать сайт, и он тут же начнет приводить новых клиентов и обеспечивать бизнес покупателями. Но как показывает практика, это далеко не так. Создание ресурса — лишь отправная точка, важнее — его раскрутка и продвижение.
Для успешного продвижения веб-сайта необходим четкий план, основными пунктами которого являются: поисковый аудит, анализ конкурентов, анализ юзабилити, подбор семантического ядра, внутренняя и внешняя оптимизация [1, 2].
В данной статье авторами предлагается совершенствование веб-сайта такого известного белорусского предприятия как ОАО «Знамя индустриализации».
В настоящее время ОАО «Знамя индустриализации» является крупнейшим предприятием Республики Беларусь по производству верхней мужской и женской одежды. Предприятие входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров лёгкой промышленности «Беллегпром». Продукция, производимая предприятием, представлена на рынке следующими торговыми марками: Dominion (классическая мужская одежда) и Viva Lady (женская классическая одежда).
Производственная мощность по выпуску швейных изделий, в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции, составляет 450–470 тысяч единиц в год. Фабрика выполняет заказы на пошив одежды из давальческого сырья поставщиков, а также производит собственную продукцию, которая поставляется на белорусский и российский рынки.
ОАО «Знамя Индустриализации» — организация частной формы собственности с государственной долей в уставном фонде — 89,1 %.
На сегодняшний день у предприятия создан собственный веб-сайт, который представляет собой скучную статическую картинку, не несущую важной информации ни для потребителя, ни для потенциального партнера (рис. 1) [3]. Это мертвый сайт, у которого нет цели «ведения разговора» с внешней средой.
Рис. 1. Скриншот главной страницы сайта предприятия
Чтобы сайт «заработал» предлагается его следующее усовершенствование. Прежде всего, сайт должен быть выдержан в гармоничной цветовой гамме. В него должна быть добавлена строка «поиск» в правом верхнем углу. Заголовки «мужчины», «женщины», «дети» — разбиты на сегменты одежды. То есть, пользователь, наведя курсор на строку «мужчины» видит, что ему предлагается: брюки, пиджаки, куртки, пальто и т. д.
Также, обязательно должны быть добавлены крупные фото моделей одежды с указанием их цен. Ниже должно быть приведено описание коллекций. Например, женская коллекция: «Ваш идеальный гардероб начинается здесь: от нестрогих моделей до деловых платьев. Модные бренды от ОАО «Знамя индустриализации»: последние актуальные новинки из наших брендовых коллекций. С крупной иконкой «смотреть сейчас».
Предлагается также добавить новую функцию: «Сам себе стилист». Здесь покупатель сможет подобрать себе свой собственный гардероб, исходя из представленных на предприятии моделей. Это, своего рода, игра, которая придётся по вкусу как взрослым, так и детям. «Посмотри одежду, которая тебе нравится, нажми кнопку «лайк», чтобы добавить ее в свою коллекцию, и ты сможешь создать свой собственный идеальный лук».
Ниже приводится вся контактная информация о предприятии, с которой может ознакомится потенциальный потребитель; содержится ссылка на ранее созданные покупателем собственные стили; переход по ссылкам на страницы предприятия в других социальных сетях. Также немаловажно добавить крупную вывеска «Сотрудничество», где оптовые магазины или предприятия смогут стать партнёрами ОАО «Знамя индустриализации».
Пример оформления lending page веб-сайта предприятия представлен на рис. 2.
Рис. 2. Оформление Lending page
Очень важно, чтобы при проведении любых маркетинговых мероприятий предприятием был получен экономический эффект.
Экономический эффект от внедрения данного мероприятия может быть определен экспертным путем с использованием метода Дельфи. При этом сначала проводилось анкетирование предполагаемых экспертов. Предложенная экспертам анкета, состояла из трех пунктов: определение компетентности эксперта; прогнозирование экспертом изменения показателей деятельности предприятия; личные данные эксперта.
На первом этапе происходил подбор экспертов и формирование экспертной группы. В качестве экспертов выступали: ведущие специалисты отделов маркетинга ОАО «Знамя индустриализации», ОАО «Свiтанок» и ОАО «Чаровница» со стажем работы не менее 3 лет.
Оценка компетентности экспертов в области внедрения мероприятия происходила на основе оценочной шкалы, представленной в таблице 1.
Таблица 1
Оценочная шкала для самооценки компетентности экспертов
Глубина знания экономических проблем |
Значение балльной оценки |
Не имею представления о проблеме |
0 |
Имею поверхностные знания отдельных вопросов проблемы |
1 |
Имею общее представление о проблеме, неплохо разбираюсь в нескольких вопросах проблемы |
2 |
Имею общее представление о проблеме, хорошо разбираюсь в половине вопросов изучаемой проблемы |
3 |
Имею представление о проблеме в целом и глубокие знания в части рассматриваемых вопросов изучаемой проблемы |
4 |
Имею полное представление о проблеме в целом, компетентен по всем вопросам изучаемой проблемы |
5 |
Пригодность экспертов определялась по методу самооценки на основе коэффициента компетентности эксперта (формула 1). Чем ближе коэффициент компетентности эксперта к 1, тем выше достоверность его оценки.
, (1)
где Кс — коэффициент компетентности эксперта; Со — самооценка, характеризующая степень знакомства эксперта с проблемой, балл; Omax — максимально возможная самооценка, 5 баллов.
Результаты самооценки компетентности экспертов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты самооценки компетентности экспертов
Показатель |
Эксперты |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Значение балльной оценки компетентности экспертов |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
Пригодность экспертов для участия в опросе о прогнозировании внедрения данного мероприятия определялась по методу самооценки на основе коэффициента компетентности эксперта. Результаты расчетов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Расчет коэффициента компетентности экспертов
Показатель |
Эксперты |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Коэффициент компетентности эксперта |
0,8 |
1 |
1 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
1 |
0,8 |
1 |
0,8 |
Средний коэффициент компетентности по всем экспертам |
0,86 |
|||||||||
Рассчитанный средний коэффициент компетентности экспертов высокий, поэтому оценка, данная экспертной группой, будет достоверной.
На втором этапе компетентные эксперты оценивали влияние совершенствования сайта на изменение объемов выручки, полученной от реализации продукции.
Таблица 4
Прогнозные значения изменения объемов реализации
Эксперт |
Значение,% |
Эксперт |
Значение,% |
1 |
0,97 |
6 |
0,95 |
2 |
1,35 |
7 |
1,00 |
3 |
1,10 |
8 |
1,10 |
4 |
0,95 |
9 |
0,97 |
5 |
1,12 |
10 |
0,96 |
Итого |
10,47 |
||
Таким образом, было получено среднее прогнозируемое значение увеличения объемов реализации продукции предприятием, равное 1,05 %.
При использовании данного метода необходимо установить согласованность мнений экспертов для принятия решения о необходимости проведения следующего тура. Степень согласованности мнений экспертов определялась по формуле коэффициента вариации:
, (2)
где V — коэффициент вариации; δ — среднеквадратическое отклонение оценок; Уc — среднее значение оценки.
Если значение коэффициента вариации меньше 40 %, считается, что мнения экспертов достаточно согласованы и среднюю оценку экспертов, можно использовать для практических целей. Если больше — проводят следующий тур опроса экспертов.
Рассчитаем среднеквадратическое отклонение оценок:
(3)
где Yi — текущая оценка, балл; Yс — средняя оценка экспертов, балл; n — количество экспертов, чел.
Среднеквадратическое отклонение оценок составит:
Рассчитаем степень согласованности мнений экспертов: .
Таким образом, мнения экспертов достаточно согласованы, т. е. нет смысла проводить следующий тур, а полученное среднее прогнозируемое значение увеличения объемов реализации продукции предприятием можно использовать для практических целей.
Литература:
- Калиновская, И. Н. Программа лояльности клиентов с применением универсальной мобильной дисконтной карты / И. Н. Калиновская, В. И. Костюкова, Т. В. Кучеренок // XLIX научно-техническая конференция преподавателей и студентов УО «ВГТУ»: тезисы докладов, апрель 2016г. / УО ВГТУ. — Витебск, 2016. — С.70–71.
- Калиновская, И. Н. Совершенствование взаимоотношений с клиентами на предприятиях легкой промышленности путем внедрения on-line личного конструктора / И. Н. Калиновская, Е. Б. Славина, Е. В. Сузинь // Всероссийская научная конференция «Современное общество: наука, техника, образование»: материалы конференции, 15 декабря 2016г. / Башкирский государственный университет Нефтекамский филиал. — Нефтекамск, 2016. — С.93–98.
- Официальный сайт ОАО «Знамя индустриализации» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.znamya.biz/ — Дата доступа: 18.06.2018.