Видеоблог и традиционное телевидение: особенности функционирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 25.06.2018

Статья просмотрена: 2270 раз

Библиографическое описание:

Ипатьева, В. А. Видеоблог и традиционное телевидение: особенности функционирования / В. А. Ипатьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 366-369. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51787/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящена сравнению видеоблогинга и телевидения. В ней будут рассмотрены: особенности рынка, особенности аудитории, контента и технические особенности, также будет проанализирован правовой аспект видеоблогинга.

Особенности рынка. Телевизионный рынок обладает необычайно сложной структурой. В отличие от него рынок видеоблогинга состоит лишь из нескольких составляющих: из видеохостинга, видеоблогеров, зрителей и рекламодателей. На данный момент устоялась некая монополия в видеохостингах: сервис Youtube занимает лидирующие позиции и не дает возможности конкурировать другим видеохостингам. Важная черта рынка видеоблогеров в том, что на него легко попасть: нужно лишь иметь доступ в Интернет и устройство, позволяющее в хорошем качестве записывать видео и звук. Что касается коммерческой эффективности видеоблога, то ее определяет количество просмотров. Это главный показатель популярности, который может принести денежную прибыль. Второй показатель — лайки. Это одобрение аудиторией просмотренного контента. Чем больше лайков, тем лучше, по мнению аудитории контент, и тем больше его будут смотреть другие пользователи. Еще один показатель — количество подписчиков на канале блогера. Чем больше подписчиков, тем популярнее блогер, тем дороже будет стоить реклама на его канале для рекламодателей, и тем эффективнее она будет работать.

Аудитория. Двадцать лет назад телевидение было одним из самых популярных средств коммуникации. Это был уникальный инструмент по воздействию на аудиторию, по скорости распространения информации и по жанровому разнообразию контента. Однако сегодня Интернет вступил в прямую конкуренцию за аудиторию с традиционным телевещанием, популярность которого постепенно падает [1]. С. Н. Ильченко считает, что Интернет можно считать «коммуникационной средой, которая является и объектом, и субъектом информационного воздействия на предполагаемую аудиторию» [4].

Мы рассматриваем видеоблог информационного формата, который по своим качествам, на наш взгляд, близок к журналистскому контенту. Данный формат информирует аудиторию также, как телевидение или официальное Интернет-СМИ, другими словами, как и другие медиа собирает, обрабатывает и распространяет информацию. Таким образом, видеоблогинг выступает альтернативным каналом для получения информации со сложившейся потенциальной аудиторией, в основном, молодежью.

Компания Ipsos по заказу Google в 2014 году исследовала пользователей Youtube во всех странах мира, где он разрешен. Результаты исследования подтверждают вышесказанное:

‒ «49 % пользователей возрастом от 18 до 34;

‒ 78 % пользователей ежедневно заходят в Интернет;

‒ 58 % используют для просмотра видео мобильный телефоны;

‒ 50 % пользователей считают, что Youtube — хостинг, где можно найти качественные каналы;

‒ самые популярные направления Youtube: развлечения (музыка и фильмы), юмор, телешоу;

‒ причины пользования Youtube: развлечение и отдых (86 %), обучение и новости (71 %), общение и обмен материалами (62 %);

‒ 48 % пользователей считают, что Youtube для них играет более важную роль, чем телевидение;

‒ 72 % считают, что на Youtube больше уникального контента, чем на телевидении» [5].

Особенности контента. Видеоблогинг — площадка для творчества, свободная от цензуры. Таким образом, видеоблогеры могут освещать темы, которые обычно не поднимаются на официальном телеэкране. Одна из популярных тем — критика действующей власти.

Более того, свобода творчества позволяет авторам создавать материалы, не подчиняющимся никаким стандартам или правилам. Так возникает огромное жанровое разнообразие и различные форматы. Исследование онлаин-сервиса Epicstars, подтверждает это разнообразие контента, предоставляемого пользователям российского Youtube за 2016 год:

‒ «на ноябрь 2016 года на Youtube 19 272 русских канала;

‒ у самого популярного канала «EeOneGuy» 9 442 511 подписчик;

‒ 134,685,474,291 просмотров совершили российские пользователи на Youtube» [11].

Так как аудитория Youtube, в основном, молодое поколение, стилистика изложения информации отличается неформальностью. Видеоблогеры не ограничены в средствах выразительности, поэтому, в большинстве блогов прослеживается обилие просторечий и нецензурной лексики. Это делает контент более привлекательным для этой аудитории. Во-первых, это позволяет каждому пользователю легко усваивать информацию, потому что она поступает в разговорной форме. Во-вторых, такая стилистика несет одновременно развлекательный характер, что позволяет расслабиться при получении информации.

Технические особенности.Если сравнивать телевещание и видеоблогинг, то одним из главных отличий потребления информации через Интернет будет — мобильность. В Интернете пользователь сам выбирает удобное время просмотра и интересующий его контент, в отличие от телевидения, которое формирует расписание на свое усмотрение. Аудитория должна подстраиваться под телеканал, чтобы увидеть интересующую программу.

Другая важная черта видеоблогинга, которая напрямую связана с техническими особенностями — открытость и обратная связь. Youtube предоставляет авторам информацию об их аудитории, причем не только о количестве просмотров, но и о соотношении лайков/дизлайков, гендерных особенностях аудитории, возрасте, а также мнении аудитории о контенте в комментариях под видео. Видя прямую реакцию на свое творчество, автор подстраивается под желания аудитории и переделывает концепцию видеороликов, чтобы сохранить зрителей. В свою очередь, аудитории доступна такая же информация о канале: просмотры, лайки, комментарии — что помогает пользователям формировать мнение о канале и решать, стоит ли его смотреть, даже не включая видеоролики. Зрителям обычных телеканалов такая подробная информация не доступна. Поэтому, чтобы понять, стоит ли смотреть телепередачу и определить ее качество, все же, придется выделить время на просмотр.

Для наглядности автором была составлена таблица, в которой отражены остальные технические особенности: особенности обслуживания, показатели эффективности и финансовые затраты на ведение Youtube-канала:


Таблица 1

Особенности Youtube-канала ителеканала

Критерии

Возможности вещания

Показатели популярности ираспространённости

Персонал

Финансовые затраты

Техника

Телеканал

Прямой эфир и потоковое вещание

Рейтинги телеканалов, аудитория, стоимость рекламы

Главный редактор, выпускающий, редакторы, корреспонденты, ведущие, операторы, монтажеры, координаторы, продюсеры, водители, обслуживающий персонал

Регистрация телеканала, аренда студии, техническое оснащение и обслуживание, зарплаты

Дорогостоящее профессиональное оборудование

Youtube-канал

Прямой эфир и возможность просмотра в любое время благодаря открытому архиву

Количество просмотров, репостов, комментариев, подписчиков, стоимость рекламы

Ведущий, редактор, оператор, монтажеры, продюсеры. Однако, в основном, все обязанности на одном человеке — авторе видеоблога.

Регистрация не требуется. Пользование видеохостингами бесплатно. Ведение личного сайта (по желанию) финансово затратно. Зарплаты помощникам (по договоренности)

Любительское, в крупных проектах– профессиональное


Таким образом, мы убедились в том, что телеканал и Youtube-канал значительно отличаются по техническим критериям. Тем не менее, в структуре организаций и их функциях прослеживаются общие черты. И телеканал и Youtube-канал — распространители медиаконтента. Это значит, Youtube в какой-то степени можно считать альтернативным телевидением.

Правовой аспект. Всилу того, что число подписчиков некоторых видеоблогов более 9,5 миллионов, еще в апреле 2014 года в Государственной Думе был принят Федерльный Закон, согласно которому блогеры, сайты или страницы, которых посещают более 3000 человек в сутки, были приравнены к СМИ [12]. В 2017 году закон был отменен. На данный момент он корректируется и дорабатывается.

Осознавая, что видеоблогеры способны формировать общественное мнение, правительство России предприняло попытку сотрудничать с ними. В июне 2017 года Василием Власовым, депутатом ЛДПР, в Государственной Думе было организовано первое заседание Совета блогеров. Идея заключалась в том, что каждый блогер должен выбрать для себя какое-либо экспертное направление и работать в нем, принося пользу стране. На собрание пригласили 30 известных видеоблогеров, но пришла лишь треть. Видеоблогеры опасались, что их влияние на собственную аудиторию может быть использовано для правительственной агитации, поэтому отказались от сотрудничества с чиновниками [6]. В итоге, было проведено еще два заседания, которые также не привлекли видеоблогеров, поэтому совет на данный момент не функционирует, хотя, глава комитета Государственной думы по информационной политике, Леонид Левин, объявил, что: «любой блогер может обратиться в комитет со своей критикой или предложениями, которые выслушают и учтут в дальнейшей разработке законопроектов» [3].

Автор данной работы придерживается мнения, что нужно как можно скорее найти новый эффективный способ регулирования контента видеоблогов на законодательном уровне. Чтобы доказать эту точку зрения, как пример, рассмотрим недавние трагические события в Кемерово и их освещение некоторыми видеоблогерами. Пожар в торговом центре «Зимняя вишня» по официальным данным унес 64 человеческие жизни [2]. Однако некоторые популярные видеоблогеры распространяли ложные сведения о количестве жертв трагедии, преувеличивая их.

Украинский пранкер Евгений Вольнов был главным источником информации о 300 погибших. Он обзванивал морги, вводя их персонал в заблуждение по количеству поступающих тел, а также публиковал на своем канале видео с ложной и провокационной информацией. За свою деятельность блогер понесет наказание, в данный момент он находится в международном розыске [10]. Тем не менее, Евгений Вольнов успел дезинформировать всех, кто имеет доступ к социальным сетям и видеохостингам.

Как пример: известный российский видеоблогер Николай Соболев, не проверив информацию о количестве жертв, в день трагедии решил записать эмоциональное видеообращение к россиянам. В нем он выражал недоверие к официальным данным и делал предположения о большем количестве жертв: около 300 [13]. На Соболева подписано более четырех миллионов человек, которые ему доверяют. Это видеообращение, подхваченное и другими видеоблогерами (Kamikadze_d, Александра Движнова, Сергея Бокш, Nemagia) вызвали волну возмущений и недоверие к властям. В момент, когда эмоции были на пределе, блогеры не призывали людей подождать с выводами или проверять поступающую информацию, а лишь «подогревали» ситуацию. Как следствие, в Кемерово прошел митинг, кемеровчане потребовали отставки действующей власти. Ситуация была критической, люди, потерявшие родных, были готовы на крайние меры, число жертв могло увеличиться, но уже по другой причине. Сейчас видеозапись Соболева удалена, а он принес извинения перед всеми и выпустил ролик со своими оправданиями.

И хотя закон, регулирующий работу видеоблогеров, пока находится на доработке, правительство предупредило блогеров: «авторам все равно придется соблюдать законы о распространении информации» [9]. То есть: не допускать использование информации в преступных целях, публиковать только достоверную информацию, соблюдать законодательство об экстремизме, предвыборной агитации, не вмешиваться в частную жизнь и не порочить честь других граждан, хранить в течение шести месяцев информацию (в том числе данные подписчиков и комментаторов), а также предоставлять их по требованию правоохранительных органов [7]. Тем не менее, с отменой закона был отменен реестр блогеров, который позволял хоть как-то контролировать контент видеоблогов. На данный момент оперативно проследить, нарушает ли видеоблогер закон — невозможно. Поэтому, ситуация в Кемерово вышла из-под контроля властей. И это лишь один из примеров.

С одной стороны, главное преимущество видеоблогинга — свобода слова, свобода творчества и самовыражения. Однако — свобода требует ответственности, а далеко не каждый видеоблогер, как показывает практика, осознает силу воздействия своего контента на аудиторию.

Подводя итог вышесказанному в параграфе, можно сделать выводы, о том, что:

‒ аудитория видеоблогов, в основном, молодежь, аудитория телевидения — старшее поколение;

‒ как и во всем Интернете, в сфере видеоблогинга, в отличие от ТВ, свобода слова, свобода выбора тем, свобода в средствах выразительности речи;

‒ в видеоблогинге авторы сами себе задают формат, не подчиняясь намеренно никаким канонам, а на телевидении — строгие правила, регулирующие контент;

‒ низкий барьер входа на рынок видеоблогинга, недорогое обслуживание по сравнению с телеканалом;

‒ видеоблогинг — сфера деятельности, в отличие от телевидения, которая на данный момент крайне слабо регулируется законом (отмена закона о блогерах).

Тем не менее, несмотря на все различия, видеоблогинг имеет схожие функции с журналистикой. Их в своем исследовании выделил А. А. Попов [8].

 Коммуникативная функция: общение, налаживание контакта. Блоги дают возможность коммуникации, как аудитории с автором, так и аудитории между собой благодаря комментариям. Эта функция является исходной для журналистики.

 Непосредственно-организаторская функция: проведения мероприятий с привлечением массовой аудитории (акции, опросы, пресс-конференции, флешмобы).

 Идеологическая функция: стремление повлиять на мировоззрение, ценности, идеалы аудитории в лучшую сторону.

 Культурно-образовательная функция: новые медиа работают «на базе привычных социальных принципов» [8], а не на игровой платформе, как это было в период зарождения видеоблогов.

 Рекламно-справочная функция: видеоблог — эффективная площадка для реализации рекламы.

Однако, в своем исследовании Попов не отметил главную функцию — информирование аудитории. Ведь основанная цель как СМИ, так и ведоблогинга — распространять информацию. Особая роль в этом у видеоблогов информационного формата, которые имеют, на наш взгляд, много общего с тележурналистикой — начиная с выполняемой функцией, заканчивая процессом создания материалов.

Литература:

  1. Болецкая К. Крупнейшие российские каналы теряют зрителей// Ведомости. Ру [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/01/22/625025-krupneishie-kanali-teryayut (дата обращения: 20.03.2018)
  2. Гордеев В. В МЧС назвали количество погибших при пожаре в Кемерово детей// РБК.ру [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/society/26/03/2018/5ab8248b9a7947e590c174e8 (дата обращения: 20.03.2018)
  3. Егиазарян Э. Совет блоггеров при Госдуме — как все начиналось // Gospress.ru [Электронный ресурс] URL: https://gospress.ru/2017/06/29/sovet-bloggerov-pri-gosdume/ (дата обращения: 20.03.2018)
  4. Ильченко С. Н. Основы журналисткой деятельности/ Ильченко С. — М., Издательство Юрайт, 2018 –181 С.
  5. Инфографика: аудитория YouTube в мире // The runet — официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://therunet.com/infographics/2574 (дата обращения: 20.03.2018)
  6. Макутина М. Большинство популярных блогеров проигнорировало Совет блогеров в Госдуме// РБК.ру [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/politics/19/06/2017/5947e6469a794764344b7a27 (дата обращения: 20.03.2018)
  7. Парфенова И. Депутаты предложили отменить реестр блогеров // РБК.ру [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/08/06/2017/593948a09a7947748b08d1b2 (дата обращения: 22.03.2018)
  8. Попов А. А. Журналистский блоггинг как новая форма профессиональной журналистики: опыт сравнения с «традиционной» журналистикой [Электронный ресурс] URL:http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/12942/1/Kozhemyakin_Zhurnalistskiy.pdf (дата обращения 12.03.2018)
  9. Раймбан Н. Роскомнадзор прекратил вести реестр блогеров// Ведомости.ру [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/08/01/727388-roskomnadzor-reestr-blogerov (дата обращения: 22.03.2018)
  10. Россия объявила в международный розыск украинского пранкера Вольнова// МК.ру –официальный сайт [Электронный ресурс] URL: http://www.mk.ru/social/2018/03/28/rossiya-obyavila-v-mezhdunarodnyy-rozysk-ukrainskogo-prankera-volnova.html (дата обращения: 22.03.2018)
  11. Статистика русского Youtube за 2016 год // Epicstars — официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://ru.epicstars.com/youtube-statistic/ (дата обращения: 21.03.2018)
  12. Штукина Е. Госдума окончательно приравняла популярных блогеров к СМИ// Интерфакс. Ру [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax.ru/russia/373152 (дата обращения: 21.03.2018)
  13. Травля блогеров от СМИ / Как сдвигают акценты? [Разоблачение фейков] //Николай Соболев. Youtube — официальный сайт. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3ojUxjNgmBw&t=115s (дата обращения: 20.03.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): аудитория, Государственная дума, информация, Кемерово, пользователь, телевидение, информационный формат, мнение аудитории, правовой аспект, прямой эфир.


Похожие статьи

Нейромаркетинг в музыкальной индустрии

В статье рассмотрен вопрос нейромаркетинга в музыкальной индустрии. Автором разобрана тема найромаркетинга как инструмента и способа изучения маркетинга и потребительского поведения. Установлены основные области использования данного инструмента. Рас...

Построение экосистемы как способ развития современного бизнеса. Преимущества и недостатки

Одна из основных тенденций развития бизнеса последних лет — это создание и развитие экосистем. Поэтому данная статья посвящена именно анализу экосистем и связанным с ними супераппами, а также суперсервисам как некоторой альтернативе. В работе рассмот...

Особенности использования PR-технологий в театральной индустрии России

В статье рассматриваются некоторые аспекты применения пиар-технологий в театральной индустрии. Сделана попытка охарактеризовать особенности влияния PR на личность, раскрыть специфику связей с общественностью в театральной сфере, а также выделить груп...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Роль и развитие вирусного маркетинга в современном Интернете (на примере социальной сети TikTok)

Данная статья посвящена становлению вирусного маркетинга, как особого вида продвижения, оценены его перспективы и преимущества. Для данной цели рассмотрена история и современное состояния данного процесса, выявлены ключевые закономерности и возможнос...

Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»: определение понятия, проблемы и перспективы развития

В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной, а также выделяет основные проблемы и перспекти...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Геймификация в бизнесе: как повысить мотивацию и эффективность сотрудников

Статья рассматривает актуальную тему в сфере управления бизнесом — геймификацию. Геймификация представляет собой использование элементов игр в негейминговых контекстах для стимулирования мотивации и повышения эффективности сотрудников. В статье анали...

Современный фитнес: его польза и влияние на мотивацию к занятиям физической культурой

Статья посвящена теме влияния современных подходов в фитнесе на физическое развитие человека, а также описано влияние такой модели, как фитнес-марафон, на мотивацию к занятиям физической культурой.

Маркетинг в социальных сетях как характерный признак сетевой экономики

Статья посвящена возможностям управления и продвижения брендов, товаров, услуг, идей в интернете с помощью SMM — инструментов. Рассмотрены предпосылки развития социальной среды в интернете. Преимущества, решаемые задачи, критерии эффективности исполь...

Похожие статьи

Нейромаркетинг в музыкальной индустрии

В статье рассмотрен вопрос нейромаркетинга в музыкальной индустрии. Автором разобрана тема найромаркетинга как инструмента и способа изучения маркетинга и потребительского поведения. Установлены основные области использования данного инструмента. Рас...

Построение экосистемы как способ развития современного бизнеса. Преимущества и недостатки

Одна из основных тенденций развития бизнеса последних лет — это создание и развитие экосистем. Поэтому данная статья посвящена именно анализу экосистем и связанным с ними супераппами, а также суперсервисам как некоторой альтернативе. В работе рассмот...

Особенности использования PR-технологий в театральной индустрии России

В статье рассматриваются некоторые аспекты применения пиар-технологий в театральной индустрии. Сделана попытка охарактеризовать особенности влияния PR на личность, раскрыть специфику связей с общественностью в театральной сфере, а также выделить груп...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Роль и развитие вирусного маркетинга в современном Интернете (на примере социальной сети TikTok)

Данная статья посвящена становлению вирусного маркетинга, как особого вида продвижения, оценены его перспективы и преимущества. Для данной цели рассмотрена история и современное состояния данного процесса, выявлены ключевые закономерности и возможнос...

Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»: определение понятия, проблемы и перспективы развития

В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной, а также выделяет основные проблемы и перспекти...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Геймификация в бизнесе: как повысить мотивацию и эффективность сотрудников

Статья рассматривает актуальную тему в сфере управления бизнесом — геймификацию. Геймификация представляет собой использование элементов игр в негейминговых контекстах для стимулирования мотивации и повышения эффективности сотрудников. В статье анали...

Современный фитнес: его польза и влияние на мотивацию к занятиям физической культурой

Статья посвящена теме влияния современных подходов в фитнесе на физическое развитие человека, а также описано влияние такой модели, как фитнес-марафон, на мотивацию к занятиям физической культурой.

Маркетинг в социальных сетях как характерный признак сетевой экономики

Статья посвящена возможностям управления и продвижения брендов, товаров, услуг, идей в интернете с помощью SMM — инструментов. Рассмотрены предпосылки развития социальной среды в интернете. Преимущества, решаемые задачи, критерии эффективности исполь...

Задать вопрос