В статье рассматриваются основные подходы к термину «дебаты», а также применение технологии дебатов в российском избирательном процессе.
Ключевые слова: политические дебаты, политические технологии, медийное пространство, предвыборная агитация.
Произошедшие изменения в российском социуме на рубеже XX-XXI веков, а также переконфигурация политической сферы общества и появление демократических избирательных процессов устанавливают новые параметры восприятия влияния СМИ, особенно интернета и телевидения, на общественно-политическое сознание населения, в частности, во время выборов и при условии траснпарентной политической борьбы за власть.
Одна из главных задач медиа-коммуникаций на данном этапе — объективное и всеобъемлющее освещение хода избирательных кампаний, предоставление избирателям самой полной и достоверной информации о кандидатах, движениях, политических партиях для более рационального и сознательного использования гражданами своих избирательных прав.
Данные задачи максимально можно воплотить в реальность с помощью такой информационной технологией как политические дебаты или медиа-дебаты, ввиду трансляцию данной технологии, в основном, через электронные средства массовой информации. Медиа-дебаты способны выступать в качестве одного из инструментов настоящих демократических выборов, аккумулируя наиболее неангажированную и объективную информацию, которая нужна для проведения открытый и честной предвыборной борьбы.
Способ подачи информации в современном демократическом обществе склонен к транслированию избирательной кампании в соревновательном формате между оппонентами-политиками. Стоит учитывать и развлекательный характер медиапространства (особенно телевидения) при освещении избирательных кампаний. На телевидении довольно часто можно заметить акцентирование на интриги и создание драматичных ситуаций, а также формировании повестки дня путем обсуждения самых волнующих вопросов для населения. Трансформирование избирательного процесса в телекоммуникационные турниры не уменьшает значения медиа-дебатов, так как:
‒ В формате информационных шоу они, сочетая зрелищность и соревновательный дух, способны оставаться в лоне развлекательного жанра телевидения;
‒ Позволяют избирателям провести сравнение позиций, взглядов, политических возможностей кандидатов, а также оценить различия в представленных кандидатами программах для получения более ясного представления о политических акторах в ходе прямых прений с оппонентами.
За последние избирательные циклы в Российской Федерации стало очевидным, что медиа-дебаты у нас адаптируются довольно трудно, так как существуют пробелы в правовой базе избирательного процесса, а также недостаточно проработаны организационные элементы и методики осуществления дебатов, формат участия оппонентов в дискуссиях, роль аудитории и модераторов. Так или иначе, медиа-дебаты являются одним их самых перспективных направлений для продвижения своих избирательных программ населению.
Под дебатами в новом кратком Оксфордском словаре понимается «процесс, который предполагает формальное обсуждение конкретной темы. В дебатах противоположные аргументы выдвигаются для аргументации противоположных точек зрения. Дискуссия происходит на открытых собраниях, академических учреждениях и законодательных собраниях» [1]. Это формальный тип обсуждения, часто с модератором и аудиторией, дополняемый участниками дискуссии.
Словарь Мерриам-Вебстер предлагает следующее определение понятия «дебаты»: «Дебаты — это соревнование слов и аргументов; формальное обсуждение какой-либо темы в соответствии с определенными правилами» [2].
Западные ученые М. Залески, Б. Тейлор определяют дебаты как соревнование, игру, в которой две группы, представляющие различные взгляды на заданную проблему, выражают свою аргументированную точку зрения с целью убеждения оппонентов [3].
Как ни парадоксально, в современной России наиболее востребованными были механизмы публичных дебатов на локальном уровне политики. Здесь еще сохранилась в какой-то степени реальная, а не показная конкуренция между участниками предвыборного процесса. Исход выборов нередко оказывается трудно предсказуемым. С другой стороны, повысилась значимость данного уровня принятия решений. Значительно расширилось число замещаемых посредством выборов должностей (это связано, в частности, с введением в действие Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Предвыборные дебаты в России имеют множество функций. Для избирателей они стали своеобразным шоу, где зритель мог увидеть кандидатов в действии, однако стоит понимать, что дебаты до 2016 года были ещё менее конкурентными и носили формальный характер. Для партий они дали возможность упрочить свои позиции и привлечь внимание. Для партии власти дебаты стал стратегическим шагом, позволившим нейтрализовать некоторую нестабильность.
Внутрипартийные дебаты вносят демократические элементы во внутрипартийные отношения. Дебаты относятся к методам внутренней демократии в политических партиях, которая представляет собой ряд мер и методов принятия решений и обсуждения их в рамках партийной структуры. Сущность внутрипартийной демократии в воспитании гражданских качеств и/или отбирать более способных кандидатов в целях создания более эффективной партийной линии и повышения качества решений.
Литература:
- The New Shorter Oxford English Dictionary // URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/debate (дата обращения: 14.05.2018)
- Merriam — Webster Dictionary. Merriam Webster// URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/debate (дата обращения 14.05.2018)
- Zaleski M. Using Debate in Second Language Teaching / URL: https://idebate.org/search/node/zaleski (дата обращения 14.05.2018)