Дебаты в современном предвыборном политическом дискурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 03.07.2018

Статья просмотрена: 817 раз

Библиографическое описание:

Оганесян, А. Г. Дебаты в современном предвыборном политическом дискурсе / А. Г. Оганесян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51746/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются основные подходы к термину «дебаты», а также применение технологии дебатов в российском избирательном процессе.

Ключевые слова: политические дебаты, политические технологии, медийное пространство, предвыборная агитация.

Произошедшие изменения в российском социуме на рубеже XX-XXI веков, а также переконфигурация политической сферы общества и появление демократических избирательных процессов устанавливают новые параметры восприятия влияния СМИ, особенно интернета и телевидения, на общественно-политическое сознание населения, в частности, во время выборов и при условии траснпарентной политической борьбы за власть.

Одна из главных задач медиа-коммуникаций на данном этапе — объективное и всеобъемлющее освещение хода избирательных кампаний, предоставление избирателям самой полной и достоверной информации о кандидатах, движениях, политических партиях для более рационального и сознательного использования гражданами своих избирательных прав.

Данные задачи максимально можно воплотить в реальность с помощью такой информационной технологией как политические дебаты или медиа-дебаты, ввиду трансляцию данной технологии, в основном, через электронные средства массовой информации. Медиа-дебаты способны выступать в качестве одного из инструментов настоящих демократических выборов, аккумулируя наиболее неангажированную и объективную информацию, которая нужна для проведения открытый и честной предвыборной борьбы.

Способ подачи информации в современном демократическом обществе склонен к транслированию избирательной кампании в соревновательном формате между оппонентами-политиками. Стоит учитывать и развлекательный характер медиапространства (особенно телевидения) при освещении избирательных кампаний. На телевидении довольно часто можно заметить акцентирование на интриги и создание драматичных ситуаций, а также формировании повестки дня путем обсуждения самых волнующих вопросов для населения. Трансформирование избирательного процесса в телекоммуникационные турниры не уменьшает значения медиа-дебатов, так как:

‒ В формате информационных шоу они, сочетая зрелищность и соревновательный дух, способны оставаться в лоне развлекательного жанра телевидения;

‒ Позволяют избирателям провести сравнение позиций, взглядов, политических возможностей кандидатов, а также оценить различия в представленных кандидатами программах для получения более ясного представления о политических акторах в ходе прямых прений с оппонентами.

За последние избирательные циклы в Российской Федерации стало очевидным, что медиа-дебаты у нас адаптируются довольно трудно, так как существуют пробелы в правовой базе избирательного процесса, а также недостаточно проработаны организационные элементы и методики осуществления дебатов, формат участия оппонентов в дискуссиях, роль аудитории и модераторов. Так или иначе, медиа-дебаты являются одним их самых перспективных направлений для продвижения своих избирательных программ населению.

Под дебатами в новом кратком Оксфордском словаре понимается «процесс, который предполагает формальное обсуждение конкретной темы. В дебатах противоположные аргументы выдвигаются для аргументации противоположных точек зрения. Дискуссия происходит на открытых собраниях, академических учреждениях и законодательных собраниях» [1]. Это формальный тип обсуждения, часто с модератором и аудиторией, дополняемый участниками дискуссии.

Словарь Мерриам-Вебстер предлагает следующее определение понятия «дебаты»: «Дебаты — это соревнование слов и аргументов; формальное обсуждение какой-либо темы в соответствии с определенными правилами» [2].

Западные ученые М. Залески, Б. Тейлор определяют дебаты как соревнование, игру, в которой две группы, представляющие различные взгляды на заданную проблему, выражают свою аргументированную точку зрения с целью убеждения оппонентов [3].

Как ни парадоксально, в современной России наиболее востребованными были механизмы публичных дебатов на локальном уровне политики. Здесь еще сохранилась в какой-то степени реальная, а не показная конкуренция между участниками предвыборного процесса. Исход выборов нередко оказывается трудно предсказуемым. С другой стороны, повысилась значимость данного уровня принятия решений. Значительно расширилось число замещаемых посредством выборов должностей (это связано, в частности, с введением в действие Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Предвыборные дебаты в России имеют множество функций. Для избирателей они стали своеобразным шоу, где зритель мог увидеть кандидатов в действии, однако стоит понимать, что дебаты до 2016 года были ещё менее конкурентными и носили формальный характер. Для партий они дали возможность упрочить свои позиции и привлечь внимание. Для партии власти дебаты стал стратегическим шагом, позволившим нейтрализовать некоторую нестабильность.

Внутрипартийные дебаты вносят демократические элементы во внутрипартийные отношения. Дебаты относятся к методам внутренней демократии в политических партиях, которая представляет собой ряд мер и методов принятия решений и обсуждения их в рамках партийной структуры. Сущность внутрипартийной демократии в воспитании гражданских качеств и/или отбирать более способных кандидатов в целях создания более эффективной партийной линии и повышения качества решений.

Литература:

  1. The New Shorter Oxford English Dictionary // URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/debate (дата обращения: 14.05.2018)
  2. Merriam — Webster Dictionary. Merriam Webster// URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/debate (дата обращения 14.05.2018)
  3. Zaleski M. Using Debate in Second Language Teaching / URL: https://idebate.org/search/node/zaleski (дата обращения 14.05.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): дебаты, XX-XXI, избирательный процесс, политический, Российская Федерация, формальное обсуждение.


Похожие статьи

Роль политических дебатов в российском медийном пространстве

В статье анализируется роль политических дебатов в системе российских медиа-коммуникаций в преддверии очередного электорального цикла.

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие, характеристика, используемые технологии

В статье раскрыты понятие, характеристика и используемые технологии политических (избирательных) PR-кампаний, а также особенности формирования имиджа политика.

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе предвыборной агитации

В статье автор пытается определить существующие проблемы в ограничении свободы слова сети интернет в ходе предвыборной агитации.

Проблемы электоральной культуры в Российской Федерации

Данная статья посвящена анализу проблематики культуры участия гражданского общества в избирательных процессах РФ. Электоральная культура рассматривается как производная политической культуры общества.

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авто...

Электоральная активность молодежи: понятие и современное состояние

В статье рассматривается современное состояние электоральной активности молодежи. Определены основные факторы отчужденности молодежи от политики в российском обществе.

Дискуссии об определении лоббизма в политической теории

В статье анализируются основные подходы к определению лоббизма, сложившиеся в отечественной и зарубежной науке, рассматриваются основные характеристики лоббистской деятельности и роль лоббизма в политическом процессе.

Прагматическая составляющая текстов политической рекламы как одного из видов коммуникативной деятельности

В статье освещается вопрос прагматической направленности современных рекламно-политических текстов. Представлен анализ фрагментов текстов предвыборных программ политических партий на предмет выявления в них реализации коммуникативной функции.

Политические ритуалы в современной России

В статье предметом анализа выступает политический ритуал. Рассматриваются теоретические аспекты политического ритуала как элемента символической политики государства, а именно его место и роль в формировании политической реальности и классификация да...

Похожие статьи

Роль политических дебатов в российском медийном пространстве

В статье анализируется роль политических дебатов в системе российских медиа-коммуникаций в преддверии очередного электорального цикла.

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие, характеристика, используемые технологии

В статье раскрыты понятие, характеристика и используемые технологии политических (избирательных) PR-кампаний, а также особенности формирования имиджа политика.

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе предвыборной агитации

В статье автор пытается определить существующие проблемы в ограничении свободы слова сети интернет в ходе предвыборной агитации.

Проблемы электоральной культуры в Российской Федерации

Данная статья посвящена анализу проблематики культуры участия гражданского общества в избирательных процессах РФ. Электоральная культура рассматривается как производная политической культуры общества.

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авто...

Электоральная активность молодежи: понятие и современное состояние

В статье рассматривается современное состояние электоральной активности молодежи. Определены основные факторы отчужденности молодежи от политики в российском обществе.

Дискуссии об определении лоббизма в политической теории

В статье анализируются основные подходы к определению лоббизма, сложившиеся в отечественной и зарубежной науке, рассматриваются основные характеристики лоббистской деятельности и роль лоббизма в политическом процессе.

Прагматическая составляющая текстов политической рекламы как одного из видов коммуникативной деятельности

В статье освещается вопрос прагматической направленности современных рекламно-политических текстов. Представлен анализ фрагментов текстов предвыборных программ политических партий на предмет выявления в них реализации коммуникативной функции.

Политические ритуалы в современной России

В статье предметом анализа выступает политический ритуал. Рассматриваются теоретические аспекты политического ритуала как элемента символической политики государства, а именно его место и роль в формировании политической реальности и классификация да...

Задать вопрос