Статья посвящена проблемным вопросам сущностного определения администрирования таможенных платежей как одной из форм правового инструмента специальных знаний, применяемых в неочевидных юридически значимых практических ситуациях в таможенном деле, дан прогноз путей совершенствования нормативно-правового регулирования администрирования таможенных платежей в таможенном праве.
Ключевые слова: таможня, администрирование, таможенные платежи, Таможенные кодекс ЕВРАЭС.
The article is devoted to the problematic issues of the essential definition of the administration of customs payments as a form of legal tool of special knowledge used in non-obvious legal practical situations in customs, the forecast of ways to improve the regulatory regulation of customs payments administration in customs law.
Key words: customs, administration, customs payments, the customs code of the EVRAES.
Введение
Администрирование как основная функция управления в соответствии с классической теорией управления включает: планирование (постановку целей, задач); организацию (создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями); руководство (оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений); учет; контроль; анализ [6].
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, администратор доходов бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [3].
В соответствии с положениями федеральных законов «О федеральном бюджете» одним из его администраторов федерального бюджета является ФТС России.
Таким образом, доходы от таможенной деятельности — это доходы, администрируемые ФТС России. Следует отметить, что понятие таможенные доходы несколько шире, чем понятие таможенные платежи, и включает в себя также штрафы, взимаемые таможенными органами за нарушение требований таможенного законодательства, проценты за рассрочку и отсрочку по уплате таможенных платежей, пени и утилизационные сборы.
В целях повышения эффективности администрирования таможенных платежей в 2016 г. состоялось подчинение Федеральной таможенной службы Министерству финансов РФ [7].
В таможенном законодательстве как Евразийского таможенного союза, так и Российской Федерации нет прямого определения понятия таможенных платежей.
Статьей 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) установлено, что к таможенным платежам относятся:
‒ ввозная таможенная пошлина;
‒ вывозная таможенная пошлина;
‒ налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского таможенного союза;
‒ акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского таможенного союза;
‒ таможенные сборы [2].
Наличие среди таможенных платежей налогов обусловило взаимосвязь таможенного законодательства с налоговым законодательством [1].
Сущность понятий «налоги» и «сборы» приведена в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), согласно которому:
‒ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
‒ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности [1].
Согласно статье 2 ТК ЕАЭС таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза [2].
Для защиты экономических интересов страны устанавливаются особые виды пошлин:
‒ специальные пошлины, применяются в случае если товары ввозятся на территорию в таком количестве и/или на таких условиях, которые могут нанести вред отечественным производителям данных товаров. Иногда использование указанных пошлин осуществляется в целях принятия ответных мер на действия иных государств;
‒ антидемпинговые пошлины, применяются если ввозимые товары имеют более низкую цену, чем их аналоги в стране ввоза;
‒ компенсационные пошлины, применяются если при производстве или вывозе товаров использовались субсидии (прямо или косвенно).
Данные виды платежей установлены главой 12 ТК ЕАЭС.
Бывают случаи, когда для регулирования импорта отдельных товаров Правительство РФ вводит сезонные пошлины, срок действия которых не может превышать полгода.
Приложением № 9 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» утвержден классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы [4].
Порядок заполнения граф декларации на товар утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» и является единым для всех стран — членов ЕАЭС [9]. В декларации на товар основные сведения, относящихся к таможенным платежам, содержатся в графах:
‒ № 36 — «Преференции»;
‒ № 47 — «Исчисление платежей»;
‒ «В» — «Подробности расчета»;
‒ № 48 — «Отсрочка платежей» [5].
В РФ в зависимости от вида товара, облагаемого таможенными платежами, выделяют ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины.
Экономическая сущность таможенных платежей определяет функции, которые они выполняют.
Различные виды таможенных платежей выполняют следующие функции:
‒ фискальную;
‒ регулирующую;
‒ уравнительную.
Обращаю внимание, что в реальности нет четкой границы между платежами, которые носят фискальную, регулирующую и уравнительную функции.
Фискальная функция таможенных платежей является основной функцией формирования доходной части федерального бюджета РФ.
В отношении таможенных пошлин следует заметить, что в начале 90-х годов XX века при определении ставок таможенных пошлин преобладал фискальный подход: пошлины устанавливались на высоком уровне и рассматривались как один из возможных источников дохода государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от чрезмерной конкуренции со стороны иностранных товаров [10].
Позднее наметилась тенденция снижения ставок таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании доходов государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Росла потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин явилось фактором увеличения объемов ввоза товаров, что способствовало увеличению поступлений по данному платежу.
В рамках регулирующей функции можно выделить три подфункции:
‒ стабилизирующую;
‒ протекционистскую;
‒ стимулирующую.
В условиях рыночной экономики стабилизирующая подфункция возложена на основную часть ставок импортного тарифа, назначением которых является выравнивание условий конкуренции для импортных и отечественных товаров без создания преимуществ для одних или других.
Ввозные таможенные пошлины могут быть установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую подфункцию и ограничивать доступ импортных товаров на отечественный рынок. Протекционистская подфункция направлена на установление препятствий для ввоза отдельных товаров через реализацию государством своей протекционистской экономической политики путем введения повышенных ставок таможенных пошлин.
Наконец, ввозные таможенные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами. Такие пошлины создают более широкие возможности для импорта товаров, и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку, как правило, экспортноориентированных производств и реализуется через систему льгот и освобождений в отношении ввоза в основном оборудования, сырья, материалов для создания и развития предприятий, осуществляющих выпуск конкурентоспособной экспортноориентированной продукции. Таким образом, с помощью таможенных пошлин государств может поощрять или ограничивать ввоз (вывоз) соответствующих товаров, ставить в равные экономические условия товары отечественных и иностранных производителей, осуществлять определенную экономическую политику.
Уравнительную функцию выполняют внутренние налоги (НДС, акциз), взимаемые таможенными органами, — экспорт товаров из стран дальнего зарубежья в Россию осуществляется по ценам, не учитывающим те налоги страны производителя или продавца, которые подлежат возврату. Подобная налоговая политика при экспорте, проводимая практически во всех странах мира, способствует повышению конкурентоспособности вывозимых товаров (цена экспортируемого товара снижается на величину налога). Поэтому для выравнивания цен отечественных товаров на внутреннем рынке и ввозимых товаров указанные выше налоги взимаются таможенным органом по ставкам, аналогичным внутренним налогам, действующим на территории России в отношении отечественных товаров.
Увеличение эффективности национальной экономики — это основная задача при реализации вышеуказанных функций таможенных платежей в рамках государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ.- № 31.- 03.08.1998.- Ст. 3824.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. — Москва: Проспект, 2018. — С. 8.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 28.12.2017) // Российская газета.- № 153–154.- 12.08.1998.- Ст. 3823..
- О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов: решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 (с изм. от 16.01.2018) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru.- 21.09.2010.
- Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций: решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (с изм. от 16.01.2018)// Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru.- 02.06.2010.
- Бакаева, О. Ю. Институциональные особенности администрирования таможенных платежей в Евразийском экономическом союзе/О. Ю. Бакаева // Налоги.- 2017.- № 6.- С. 45.
- Денисова, А. Ю. Правовое регулирование администрирования таможенных сборов в государствах — членах ЕАЭС/А. Ю. Денисова// Реформы и право.- 2016.- № 3.- С. 54.
- Cоловьев, В. В. Таможенные платежи: учебное пособие / В. В. Соловьев, Н. В. Полежаева. — СПб.: Интермедия, 2015. — С. 9
- Тимофеева, Е. Ю. Таможенные платежи: учебное пособие для вузов / Е. Ю. Тимофеева. — СПб.: Интермедия, 2014. — С. 216.
- Чуватова, И. С. Администрирование таможенных платежей в Российской Федерации: монография / И. С. Чуватова. — М.: Российская таможенная академия, 2012. — С 31.