В статье рассматривается роль личностно ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.
Ключевые слова: языковая компетенция, творчество, познавательная деятельность, принцип визуализации, проект, сценарий, текст, мыслительная деятельность, интенсификация обучения, самостоятельность, интеллектуальная активность.
В федеральном государственном образовательном стандарте поставлена цель: развитие коммуникативной и языковой компетенции на основе личностно-ориентированного подхода. При таком методе обучения возможно подготовить человека умелого, владеющего не только знаниями, но и технологией их получения.
Личностно ориентированное обучение позволяет преподавателю включить обучающихся в творческую, познавательную деятельность в соответствии со способностями и склонностями развития. Такое обучение развивает у детей желание выразить себя и стимулирует творческую деятельность. Мой опыт работы показывает, что только творческая деятельность может способствовать познанию и развитию способностей.
Основную идею этого метода — создание условий для активной совместной учебной деятельности в разных ситуациях — я реализую с помощью нестандартных творческих заданий.
Одно из них основано на принципе визуализации. Принцип визуализации был положен в основу учебника выдающегося педагога Я.Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» еще в 1950-х годах. [1]
Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.
Этот принцип я использую для создания образа слова, который позволяет прочно усвоить его написание.
Рис. 1. Образ слова
Производительность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой канал восприятия информации, поэтому для интенсификации обучения и повышения качества знаний я даю обучающимся задание — создать видеоролики.
Видеоролики способствуют обогащению словарного запаса, расширению общего кругозора обучающихся. Во время разработки ролика возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже пассивный ученик становится активным, потому что для создания фильма необходимо приложить определенные усилия. Можно конструировать биографические, краеведческие, литературоведческие фильмы.
Рис. 2. Видеролик на стихи Б. Пастернака
Широко использую исследовательский метод, развивающий способность анализировать, обобщать, самостоятельно выводить закономерности в процессе квалификации материала, высказывать предположения, рассуждать вслух. Итог исследовательской работы — результат детского самовыражения в слове — создание различных проектов и научно-исследовательских работ. Одним из таких проектов является работа по картине художника. Ученики подбирают стихотворение к картине и пишут эссе.
Рис. 3. Творческий проект по картине
С увлечением дети создают различные сценарии. Написание сценария — это возможность мыслить творчески. Ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.
Развивать творческие способности обучающихся мне помогла книга Ильева В.А, который считал сильным мотивом для обучения театральную постановку, позволяющую развить навыки устной речи. [2] Задания можно давать различного творческого характера. Например, взять в руки предмет, принадлежащий какому-либо персонажу, и произнести текст, или, глядя в зеркало, играть роль. При этом сложные роли следует предлагать ученикам с заниженной самооценкой для того чтобы они почувствовали уверенность в себе. Входя в роль, дети иногда вступают в другой, более глубокий контакт с самими собой и открывают в себе новые грани.
Именно такие задания помогают обучающимся развить мыслительную деятельность, обогатить словарный запас, способствуют развитию интереса к обучению.
Результат такой работы — развитие интеллектуальной активности, самостоятельности.
Литература:
- Коменский, Ян Амос. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / Пер. с латин. Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступ. статьей [с. 3–22] проф. А. А. Красновского. — 2-е изд. — Москва: Учпедгиз, 1957. — 351 с.
- Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. — М.,1993.