Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.07.2018

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Чепуркова, И. Э. Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе / И. Э. Чепуркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51774/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается роль личностно ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Ключевые слова: языковая компетенция, творчество, познавательная деятельность, принцип визуализации, проект, сценарий, текст, мыслительная деятельность, интенсификация обучения, самостоятельность, интеллектуальная активность.

В федеральном государственном образовательном стандарте поставлена цель: развитие коммуникативной и языковой компетенции на основе личностно-ориентированного подхода. При таком методе обучения возможно подготовить человека умелого, владеющего не только знаниями, но и технологией их получения.

Личностно ориентированное обучение позволяет преподавателю включить обучающихся в творческую, познавательную деятельность в соответствии со способностями и склонностями развития. Такое обучение развивает у детей желание выразить себя и стимулирует творческую деятельность. Мой опыт работы показывает, что только творческая деятельность может способствовать познанию и развитию способностей.

Основную идею этого метода — создание условий для активной совместной учебной деятельности в разных ситуациях — я реализую с помощью нестандартных творческих заданий.

Одно из них основано на принципе визуализации. Принцип визуализации был положен в основу учебника выдающегося педагога Я.Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» еще в 1950-х годах. [1]

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Этот принцип я использую для создания образа слова, который позволяет прочно усвоить его написание.

Рис. 1. Образ слова

Производительность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой канал восприятия информации, поэтому для интенсификации обучения и повышения качества знаний я даю обучающимся задание — создать видеоролики.

Видеоролики способствуют обогащению словарного запаса, расширению общего кругозора обучающихся. Во время разработки ролика возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже пассивный ученик становится активным, потому что для создания фильма необходимо приложить определенные усилия. Можно конструировать биографические, краеведческие, литературоведческие фильмы.

Рис. 2. Видеролик на стихи Б. Пастернака

Широко использую исследовательский метод, развивающий способность анализировать, обобщать, самостоятельно выводить закономерности в процессе квалификации материала, высказывать предположения, рассуждать вслух. Итог исследовательской работы — результат детского самовыражения в слове — создание различных проектов и научно-исследовательских работ. Одним из таких проектов является работа по картине художника. Ученики подбирают стихотворение к картине и пишут эссе.

Рис. 3. Творческий проект по картине

С увлечением дети создают различные сценарии. Написание сценария — это возможность мыслить творчески. Ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

Развивать творческие способности обучающихся мне помогла книга Ильева В.А, который считал сильным мотивом для обучения театральную постановку, позволяющую развить навыки устной речи. [2] Задания можно давать различного творческого характера. Например, взять в руки предмет, принадлежащий какому-либо персонажу, и произнести текст, или, глядя в зеркало, играть роль. При этом сложные роли следует предлагать ученикам с заниженной самооценкой для того чтобы они почувствовали уверенность в себе. Входя в роль, дети иногда вступают в другой, более глубокий контакт с самими собой и открывают в себе новые грани.

Именно такие задания помогают обучающимся развить мыслительную деятельность, обогатить словарный запас, способствуют развитию интереса к обучению.

Результат такой работы — развитие интеллектуальной активности, самостоятельности.

Литература:

  1. Коменский, Ян Амос. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / Пер. с латин. Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступ. статьей [с. 3–22] проф. А. А. Красновского. — 2-е изд. — Москва: Учпедгиз, 1957. — 351 с.
  2. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. — М.,1993.
Основные термины (генерируются автоматически): принцип визуализации, интеллектуальная активность, интенсификация обучения, мыслительная деятельность, ориентированное обучение, познавательная деятельность, творческая деятельность, языковая компетенция.


Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»

Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»

Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Задать вопрос