Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 27.06.2018

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Позднякова, Ж. С. Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов / Ж. С. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51800/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья рассматривает актуальную проблематику формирования готовности к оценочной деятельности. Рассматривается особенности навыков оценочной деятельности, определены компоненты готовности к оценочной деятельности обучающегося экономического направления. Разработана система формирования готовности к оценочной деятельности так же обосновывается смысл процесса формирования, содержание и факторы, влияющие на данный процесс.

Ключевые слова: система, оценочная деятельность, формирование, навыки, обучающийся, факторы, высшее образование.

Современные условия общественного развития требуют того, чтобы студенты экономических вузов обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами. Поэтому важным является обеспечение единого процесса воспитания и обучения итогом, которого становится разностороннее развитие личности обучающегося, формирование его профессиональной готовности и личных качеств.

Востребованность обществом специалистов, готовых к оцениванию явлений и процессов общественной жизни, влияющих на профессиональную сферу, ставит перед высшими учебными заведениями задачу необходимости формирования готовности студентов к оценочной деятельности как важной составляющей широкого спектра профессиональных качеств выпускников.

Оценочная деятельность может осуществляться как самостоятельный вид деятельности (при решении задач на оценивание ситуации), так и иметь прикладной характер в познавательном, учебном, профессиональном и других процессах.

Теоретический анализ данных диссертационных работ последних лет, тематика которых связана с оценочной деятельностью обучающихся, показал, что главная функция выпускника экономического факультета — это готовность осуществлять управление процессами производства, развития организации, умение анализировать состояние рынка, осуществлять мониторинг экономической ситуации в стране и мире.

Отечественными и зарубежными учеными достаточно полно разработаны многие аспекты оценивания:

– структура и функции оценивания (Г.Б..Ананьев, Б.Ф..Ломов, Ж..Пиаже, Ю. М. Забродин, А. А. Понукалин, Л. М. Фридман);

– роль возрастных особенностей обучаемых в формировании оценочных шкал (Б. С. Круглов, В. В. Гузеев, Ж. Пиаже);

– оценивание как компонент теоретического мышления (В.И..Андреев, В. В. Гузеев, Б. Блум, Д. Гилфорд);

– оценочная деятельность как вид психологической активности (Ю.М..Забродин, А. А. Понукалин, М. Лукьянова);

– практический опыт формирования умения оценивать ход и результаты учебной деятельности с помощью различных оценочных шкал (Ш. А. Амонашвили, Т. В. Галкина, В. П. Симонов);

– статистические исследования сформированности оценочной деятельности в юношеском возрасте (Б. С. Круглов, Е. А. Савченко).

Вместе с тем, несмотря на серьезное внимание ученых к оценочной деятельности, проблема ее формирования у студентов высших учебных заведений остается открытой.

В своем исследовании мы определяем готовность к оценочной деятельности как интегрированный результат личных качеств и профессиональной подготовки, характеризующий способность решать проблемы и задачи, возникающие в процессе управления и в ситуациях, требующих оценочного воздействия с использованием знаний и учебного опыта, ценностей, способностей и наклонностей.

Само понятие «оценочная деятельность» включает в себя:

– цель, которая предполагает формирование у обучающегося оценочного суждения;

– мотив, определяющийся потребностью, удовлетворение которой возможно только через оценку ситуации;

– результат оценочной деятельности, который должен характеризоваться определенной степенью объективности.

Нами в оценочной деятельности были выделены следующие элементы:

– профессиональные знания (блок дисциплин профессионального цикла базовой части: «Маркетинг», «Общая теория менеджмента», «Методы принятия управленческих решении» изучающие общественные, управленческие и организационные отношения, которые представляют собой материальный эквивалент знаниям, нормам, правилам;

– информационно-аналитическая деятельность (блок дисциплин профессионального цикла вариативной части: «Исследование систем управления», «Финансовый менеджмент», «Инвестиционный анализ», «Корпоративная социальная ответственность» изучающие применение экономических методов для осуществления деятельности в коммерческих и некоммерческих организациях.

– учебная (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), производственная (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая, педагогическая практика, научно-исследовательская работа)) и производственная (преддипломная) практики.

Сам механизм формирования готовности к оценочной деятельности можно представить следующим образом:

– формирование профессиональных знаний, управленческих концепций, проектов и программ;

– развитие потребности в готовности к оценочной деятельности;

– мотивация творческой и инновационной деятельности;

– целенаправленная оценочная активность обучающегося;

– понимание необходимости формирования готовности к оценочной деятельности с целью осуществления профессиональной деятельности.

Анализ Федерального Государственного стандарта высшего профессионального образования позволяет сделать вывод, что среди дисциплин базовой и вариативной нет практически, ни одной профессиональной дисциплины, в которой четко были бы определены навыки, знания и умения, необходимые бакалавру экономического направления в области оценочной деятельности. И именно здесь формирование готовности к оценочной деятельности обучающегося становится педагогической проблемой.

Изучение программ профессиональной подготовки бакалавров экономических направлении показало, что существенный спектр навыков, знаний и умений в области оценочной деятельности у обучающихся не формируется.

В нашем исследовании мы реализовали систему формирования готовности к оценочной деятельности средствами дисциплин профессионального цикла базовой и вариативной части.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагога и студента, конечной своей целью имеющее формирование определенного уровня готовности к оценочной деятельности, соответствующего социальному заказу.

Формирование готовности к оценочной деятельности личности имеет управляемый, контролируемый характер, где мы руководствовались сознательными намерениями, по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами

Под содержанием процесса формирования мы понимаем систему знаний, умений и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с поставленными целями и задачами [3].

В нашем исследовании формирование готовности к оценочной деятельности обучающихся экономических направлении понимается нами как социально-педагогическая система, и, как всякая педагогическая система, она представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, объединенных единой целью и единством управления, обеспечивающих развитие личности студентов.

Основной базой исследования послужил ОУ ВО «Южно — Уральский институт управления и экономики» (студенты очной формы обучения экономических направлении).

По результатам констатирующего эксперимента были сформированы контрольная (53 человека, где учебный процесс осуществлялся по общепринятому традиционному подходу) и экспериментальные группы (30 человек, 25 и 40 человек, где учебный процесс имел личностно — деятельностную направленность). С каждой группой работа велась с 1 по 3 семестр.

В ходе эксперимента были использованы следующие методы исследования:

  1. Опрос обучающихся по специально разработанной анкете, выявляющей понимание необходимости формирования готовности к оценочной деятельности, а так же выявляющей удовлетворенность и мотивационную направленность на данный процесс;
  2. Оценка владения полученными теоретическими знаниями и практическими навыками по блоку дисциплин профессионального цикла базовой и вариативной части;
  3. Методики психолого-педагогической диагностики;
  4. Оценка уровня сформированности оценочной деятельности на основе применения разработанного учебно-методического комплекса.

Наиболее точно оценить уровни сформированности оценочной деятельности студентов экономического ВУЗа в процессе их подготовки возможно с помощью следующей совокупности критериев:

  1. Количество правильно выполненных действий;
  2. Качество выполнения действий;
  3. Интерес к оценочной деятельности, полученные знания, их полнота и качество.

Эти критерии использовались методом наблюдения за самостоятельной аудиторной работой студентов во время практических занятий и во время консультаций, анализировались результаты отдельных действий студентов при выполнении ими каждой конкретной работы, а также применялась система вопросов по теории и практике.

Уровень сформированности оценочной деятельности оценивался по степени решения ситуационных задач текущего этапа и тестирования. Контроль и оценка достигнутых результатов проводились во время аудиторных занятий и на основании самостоятельной работы студентов, что позволяло корректировать свои действия и дифференцированно подбирать уровень сложности последующих заданий [2].

Эффективному формированию оценочной деятельности способствовало вовлечение студентов в беседы о социальной и личной значимости выбранной профессии, о предоставляемых ею социальных возможностях, а также создание психолого-педагогических условий: гуманизация процесса обучения, аксиологическая ориентация, личностно — деятельностный процесс подготовки.

Обсуждение результатов индивидуально выполненных самостоятельных работ стимулировало формирование у студентов адекватной самооценки и активизировало потребность в профессиональном росте.

Возникновению и закреплению положительных эмоций относительно профессионально-педагогической деятельности способствовал общий морально-психологический климат в коллективе, обоснование преподавателем необходимости для профессионального развития выполняемых учебных работ и осознание студентами их личной значимости.

Литература:

  1. Багирова, З. К. Сущность управленческой культуры будущего руководителя в образовании: [Текст] / З. К. Багирова, Г. М. Гаджиев // Омский науч. вестник.- Омск, 2007. — № 4.- С. 23–26.
  2. Позднякова Ж. С. Развитие навыков управленческой культуры у студентов-менеджеров //Казанская наука № 11.- Казань, 2012.-с.294–296
  3. Позднякова Ж. С. О системе формирования управленческой культуры студента-будущего менеджера // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2012. № 1. с.50–54
Основные термины (генерируются автоматически): оценочная деятельность, профессиональный цикл, блок дисциплин, вариативная часть, формирование готовности, личная значимость, оценочная деятельность обучающихся, профессиональная готовность, профессиональная деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования

В статье рассматриваются особенности организации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» для бакалавров в условиях гуманизации образования. Описываются основные изменения, затрагивающие содержательные, структурные, резул...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Похожие статьи

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования

В статье рассматриваются особенности организации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» для бакалавров в условиях гуманизации образования. Описываются основные изменения, затрагивающие содержательные, структурные, резул...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Задать вопрос