}}}
В статье описаны результаты исследования сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет. Обнаружены достоверные возрастные различия у детей четырех и пяти лет в уровне развития кинестетического, зрительного, пространственного, слухового факторов. Полученные данные позволили сделать предположение о том, что функции задних структур головного мозга имеют более выраженные возрастные изменения в период с пяти до шести лет, чем функции передних структур головного мозга. В связи с этим воспитателю детского сада необходимо строить образовательную деятельность таким образом, чтобы поведение и эмоции, которыми управляет лобная доля головного мозга и которая созревает позже, чем задние структуры, способствовали более успешному сенсомоторному развитию детей.
Актуальной задачей в настоящее время, стоящей перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций является интеллектуальное и сенсомоторное развитие детей. В основном используются для этой цели занятия физической культурой с инструктором по физической культуре, квест-игры, подвижные игры с воспитателем, утренняя зарядка.
Согласно представлениям сенсомоторного развития детей, основываясь на нейропсихологии, автором которой является А. Р. Лурия, психическая деятельность ребенка является сложной системой. Реализация сенсомоторного развития обеспечивается комплексом совместно работающих отделов головного мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее обеспечение [1].
В ходе педагогического анализа был получен материал, подтверждающий, что двигательная активность и игры, включающие физические упражнения, являются фундаментом психологического и соматического здоровья, физического и психического развития ребенка. Процесс развития психических функций в онтогенезе ребенка происходит в результате гетерохронного созревания мозговых структур и имеющихся связей между ними. В результате этого формируются функциональные системы, которые составляют основу анатомо-физиологических функций [3].
Отмечено, что для формирования психических познавательных процессов ребенка дошкольного возраста необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Опыт ученых, исследовавших область сенсомоторной коррекции детей дошкольного возраста, доказал адекватность и информативность такого подхода [4].
Понимание важности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте позволит педагогам, инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций разработать систему развивающих мероприятий, способствующую двигательному, когнитивному, психическому и физическому развитию детей.
Целью работы было исследование, направленное на выявление разницы в сенсомоторном развитии у детей четырех и пяти лет.
Решались задачи выявления разницы в сенсомоторном развитии у детей четырех и пяти лет.
Испытуемые и методики исследования
В исследовании приняли участие 28 детей МБДОУ «ЦРР — детский сад № 189» города Воронежаввозрасте четырех и пяти лет. Это средняя группа детского сада. Дети не имели психиатрических и неврологических диагнозов (в соответствии с данными медицинской карты). Вначале проводилось индивидуальное обследование каждого ребенка с помощью педагогических методик. В диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей.
Методы определения функций блока программирования и контроля деятельности: «реципрокная координация», игра «Море волнуется…», логопедическая проба «Ладонь — ребро- кулак», изучение зрительной памяти «Чего не стало» и наблюдение за детьми во всех режимных моментах. Данные исследования заносились в журнал наблюдений. Отдельно исследовались дети средней группы четырех и пяти лет. Для оценки влияния возраста на успешность выполнения сенсомоторных проб использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), где в качестве фактора выступал возраст детей четырех и пяти лет. Полученные результаты показаны в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ выявления разницы всенсомоторном развитии удетей четырех ипяти лет
Педагогические диагностики |
4 года |
5 лет |
Реципрокная координация |
0,29 |
0,41 |
Игра «Море волнуется…» |
0,28 |
0,37 |
Логопедическая проба «Ладонь — ребро- кулак» |
0,19 |
0,32 |
Поведенческие реакции эмоциональной лабильности (выявлены при наблюдении) |
0,44 |
0,25 |
Методика «Чего не стало» |
0,34 |
0,45 |
Как видно из таблицы, разница в сенсомоторном развитии у детей четырех и пяти лет имеется. С учетом нейрофизиологических факторов можно считать, что сенсомоторное развитие детей четырех и пяти лет соответствует возрастным данным. Но если учитывать тот факт, что дети четырех и пяти лет находятся в одной возрастной (средней) группе, то возникает сложность для воспитателя при проведении образовательной деятельности. В связи с этим были запланированы методы для сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет в совместной деятельности с инструктором по физической культуре.
Применяемые методы сенсомоторного развития.
Квест-игра «Остров доброты». Ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от детей умственных усилий, смекалки, быстроты реакций.
Игра «Золушка», где воспитатель предлагает детям из тарелок, в которых смешаны три вида злаков, разложить эти злаки отдельно в три разных тарелки. Это упражнение решает одновременно несколько развивающих задач: развитие зрительно-моторной координации; развитие мелкой моторики пальцев рук; формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции и воли.
Игра «Туристический поход», проводимая вместе с инструктором по физической культуре. Это упражнение корректирует дыхание ребенка, упражняет в двигательной координации, усиливает концентрацию зрительного внимания, тренирует память, т. к. нужно запомнить поочередность выполнения действий «туристического похода».
Глазодвигательное упражнение «Помоги обезьянке скорее добраться до бананов». Задача состоит в мысленном перемещении обезьянки ходами вверх по веткам — вниз по веткам, вправо по веткам — влево по веткам. Дети делают последовательно по одному ходу. Очень важно зрительно следить за обезьянкой и делать правильные ходы (челночный ход запрещен), чтобы обезьянка скорее добралась до верхушки дерева, на которой висят бананы. Упражнение усиливает концентрацию зрительного внимания и тренирует зрительно-моторную координацию.
Игра «Одушевленное — неодушевленное». Воспитатель предлагает детям в ответ на показ картинки с одушевленным объектом поднять правую руку, а на показ картинки с неодушевленным предметом — левую руку. Упражнением определяются регулятивные функции психической деятельности.
По окончании сенсомоторного развития, которое длилась с 1 октября 2017 года по апрель 2018 года, был проведен мониторинговый срез на определение уровня сенсомоторного развития у детей, принявших участие в эксперименте. С этой целью были использованы методики: «Корректурная проба», в которой хаотично были нарисованы дикие и домашние животные, всего 7 строчек. Необходимо было зачеркнуть диких животных за определенное время. Оценивались параметры зрительного внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение); «Жучки на прогулке», упражнение, в котором оценивались умения ползать по заранее заготовленной дорожке; «Что неправильно?» — анализ картин «Нелепицы»; оценка ритмических структур (воспроизведение ритма, показанного воспитателем).
По каждой методике мониторингового среза находился коэффициент успешности. Для этого полученный ребенком балл делился на максимальный балл, который мог быть заработан по данному упражнению. Общая успешность выполнения от 0 до 1, где 1 означает максимальную успешность при выполнении задания.
Результаты и их обсуждение
Таблица 2
Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей четырех ипяти лет
Методы сенсомоторного развития |
4 года |
5 лет |
«Корректурная проба» |
Успешность давалась с трудом. На объекте третьей строчки результат приблизился к <1. Не все дети уложились в отведенное время. |
Успешность давалась с трудом у большинства с 6–7 строчки. Результат 1. Скорость выше, чем в детей 4-х лет, однако случайно вычеркнуты домашние животные. |
«Жучки на прогулке» |
Выполнено успешно. Результат 1. Хорошая реакция движения на поворотах, но движение назад у некоторых детей затруднено или выполнено с ошибками. |
Выполнено успешно Результат 1. Единичные ошибки. |
«Что неправильно?» (нелепицы) |
Представление об окружающем мире не у всех детей конкретно и обосновано. Элементарное представление об окружающем затруднено по теме «Времена года». Результат <1. |
Представление об окружающем мире у большинства детей конкретно и обосновано. Элементарное представление об окружающем затруднено по теме «Времена суток». Результат <1. |
Оценка ритмических структур |
Успешность ниже среднего уровня. Количество правильно воспроизведенных ритмических структур меньше половины у каждого ребенка. Это испытание оказалось самым сложным. |
Успешность выше среднего уровня. Больше половины испытуемых детей правильно воспроизвели ритмические структуры. |
Таким образом, полученные данные сравнительного анализа говорят о различиях в успешности выполнения заданий сенсомоторного развития. Это позволяет сделать вывод о том, что возрастные данные играют большую роль при планировании и проведении образовательной деятельности с детьми четырех и пяти лет. Также обнаружено достоверное влияние сенсомоторного развития на образовательные результаты детей как четырех, так и пяти лет. Результаты выполняемых упражнений улучшались с частотой их использования. Из данных таблицы видно, что по упражнению «Что неправильно (нелепицы)», дети имеют равные, не очень высокие результаты. Только дети четырех лет допускают ошибки, описывая картинки, где изображены времена года, т. е. не находят ошибки. А дети пяти лет затрудняются с нахождением ошибок во временах суток. Например, заход и восход солнца — вечер или утро и др.
Заключение.
Проведенное исследование показало, что сенсомоторное развитие детей четырех и пяти лет связано с психофизиологическим, возрастным развитием и имеет различия. А это значит, что при планировании образовательной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности развития детей. Использованные методы сенсомоторного развития восстанавливают баланс между сенсорной и моторной сферой.
Несмотря на то, что этот возраст четырех и пяти лет является критическим для развития различных образований, обеспечивающих высшие психические функции, данные исследования позволяют предположить, что в этот возрастной период наиболее высокие темпы наблюдаются в созревании фактора межполушарного взаимодействия в работе мозга. Не выявлено достоверных возрастных различий у детей четырех и пяти лет фактора регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Такое исследование в компетентности педагога-психолога, и воспитатель не компетентен в данном вопросе.
Литература:
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. /Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/. [Текст] /- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: /Учебное пособие/. [Текст] — М.: Генезис, 2007–474 с.
- Фарбер Д. А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга/ Под ред. О. С. Андрианова, Д. А. Фабер. Л.: Наука, 1990. С. 168–177
- Хощенко Н. А., Расстегаева Е. С. Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 203–205. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7323/ (дата обращения: 24.06.2018).