Вопрос вступления Тайваня во Всемирную организацию здравоохранения в XXI веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 29.06.2018

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Барышникова, А. С. Вопрос вступления Тайваня во Всемирную организацию здравоохранения в XXI веке / А. С. Барышникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51854/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается политика Китайской республики, направленная на вступление во Всемирную организацию здравоохранения в XXI веке. Приводятся различные попытки и меры Тайваня по расширению участия в рамках ВОЗ за последние два десятилетия. Делается вывод о том, что Китай полностью определяет возможность вступления в организацию Китайской республики, несмотря на то, что многие государства считают определенный формат участия Тайваня в ВОЗ допустимым и выражают свою поддержку Тайбэю в этом вопросе.

Ключевые слова: Тайвань, Китайская Республика, Китай, Всемирная организация здравоохранения.

Вступление во Всемирную организацию здравоохранения является одним из ключевых внешнеполитических направлений Китайской Республики, которая была исключена из ВОЗ в 1972 году спустя год после потери представительства в Организации Объединенных наций. На современном этапе Тайвань не раз стремился расширить свое участие в рамках этой организации, прибегая к различным стратегиям, которые будут рассмотрены в данной статье.

Членство в ВОЗ открыто только для суверенных государств, однако спорный дипломатический статус Китайской Республики, а также противодействие со стороны Китая послужили основными факторами, препятствующими присоединению Тайваня к Организации здравоохранения. Поскольку КНР придерживается принципа «одного Китая» и считает Тайвань неотъемлемой частью своей территории, вступление Китайской Республики в ВОЗ будет означать для Китая признание легитимности правительства КР и, как следствие, подрыв своей территориальной целостности. Таким образом, обладая широким политическим и экономическим влияниям в мире, Китай использует свои рычаги воздействия, чтобы ограничить участие Тайваня в международных организациях, в частности, в ВОЗ.

Тайвань начал первую кампанию о предоставлении статуса наблюдателя в ВОЗ в 1997 году после нескольких неудачных заявок в ООН, однако эти кампании также не увенчались успехом. Правительство КНР настояло на том, что членства Китая в ВОЗ достаточно для обеспечения здравоохранения на Тайване, и на том, что необходимость отдельного представительства Тайбэя отсутствует.

Однако, согласно Уставу организации, существуют возможные способы участия Тайваня в ВОЗ, которые были изучены правительством Китайской Республики. В начале XXI века Тайвань сообщил, что он готов согласиться на статус наблюдателя под другим именем, чем его официальное обозначение (Китайская Республика). Так, в 2002–2006 гг. Тайбэй пытался вступить в ВОЗ в качестве здравоохранительного образования (health entity) [3, с. 153]. В 2007 году Тайвань уже подал заявку на полноправное членство.

При проведении кампаний по вступлению в ВОЗ, Китайская Республика подчеркивает, что членство в ВОЗ является скорее гуманитарным, чем политическим вопросом. Предотвращение участия в ВОЗ отрицательно сказывается на здоровье населения территории, поскольку органы здравоохранения Тайваня не могут присутствовать на встречах ВОЗ, на которых обсуждаются новые подходы к контролю заболеваний, их диагностики и мониторингу. Также Тайвань заявляет, что его отсутствие в ВОЗ лишает население адекватного взаимодействия по вопросам глобального здравоохранения. Правительство Китайской Республики утверждает, что ее следует рассматривать как здравоохранительное образование (health entity), а не суверенное государство, для целей участия в ВОЗ. [1, c. 58] Таким образом, ради гуманитарных целей и развития здравоохранения Тайвань призывает отложить политические вопросы, связанные со своим суверенитетом, поскольку правительство Китайской Республики полностью контролирует тайваньскую территорию, в том числе систему общественного здравоохранения.

Давление Тайваня на возможность участия в ВОЗ возросло после вспышки тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) в марте 2003 года. Тайбэй утверждал, что отсутствие участия в ВОЗ коренным образом повлияло на доступ Тайваня к информации о болезни и ее распространении. Правительство США выразило поддержу Китайской Республике, заявив, что эпидемия демонстрирует необходимость включения Тайваня в орган ООН, с тем чтобы облегчить своевременное распространение жизненно важной медицинской информации; однако Китай продолжает настаивать на том, что Тайвань, как часть его территории, не имеет права участвовать в ВОЗ. [2, c.279]

В мае 2005 года Пекин подписал Меморандум о взаимопонимании с Секретариатом ВОЗ, который установил Китай единственным центром для передачи информации на Тайвань. Впоследствии Китай принял Международные медико-санитарные правила и пообещал предоставлять всю информацию Тайваню, Гонконгу и Макао. Тем не менее, в соответствии с Меморандумом, вся важная информация о вовлечении Тайваня в деятельность ВОЗ должна была проходить через Пекин, например одобрение участия тайваньских специалистов в мероприятиях ВОЗ. В результате за период с 2005 по 2007 гг. Китайская Республика получала лишь малую долю информации об угрозах в области общественного здравоохранения. Центры по контролю над заболеваниями Тайбэя получили только 16 из 236 уведомлений ВОЗ и были проинформированы лишь о 40 из более 1000 совещаний, касающихся инфекционных заболеваний. [3, c. 164]

В 2007 году администрация президента Чэнь Шуйбяня политизировала этот вопрос, призвав к полному членству Тайваня в ВОЗ под названием «Тайвань». Попытка получить доступ к ВОЗ завершилась 19 мая 2008 года, когда заявки Тайваня на членство и на статус наблюдателя во Всемирной Ассамблее Здравоохранения не были приняты в повестке дня ВАЗ. США и ЕС выступали против использования названия «Тайвань» вместо «Китайской Республики», считая это провокационным, в то время как союзники Тайваня, Гамбия и Палау, призвали организацию не игнорировать 23-х миллионное население Китайской Республики. Однако правительство КНР выдвинуло заявление о том, что благосостояние населения Тайваня находится контролем и протекцией Китая.

После выборов на Тайване в 2008 году к власти пришел лидер партии Гоминьдан Ма Инцзю, целью которого являлось налаживание отношений между Тайванем и материковым Китаем. В том же году администрация Китайской Республики объявила, что участие Тайваня в ВОЗ является приоритетом внешней политики, и правительство принимает меры по деполитизации данной проблемы. Поддержание Ма политики единого Китая привело к снятию напряженности в Тайваньском проливе, что, несомненно, повлияло на шансы Тайваня участвовать в ВОЗ.

В 2008 и 2009 годах администрация Ма Инцзю подготовила еще одно заявление на получение статуса наблюдателя о Всемирной Ассамблее здравоохранения, надеясь, что улучшение отношений между Пекином и Тайбэем приведет к повышению гибкости со стороны КНР в отношении участия Тайваня в ВОЗ. Наконец, 28 апреля 2009 года генеральный директор ВОЗ с 2006 до 2017, китайский терапевт, Маргарет Чэнь, отправила приглашение Тайваню принять участие в ежегодной Ассамблее ВОЗ под названием «Китайский Тайбэй». Впервые с 1971 года Тайвань был приглашен для участия в совещании, проводимом специализированным учреждением ООН. Президент Ма объяснил это изменение усилиями общественности, политических партий, доброй воли Китая, а также решительной поддержкой со стороны международного сообщества, в том числе США, Японии и ЕС. Стоит отметить, что в 2010 году Чэнь переподписала Меморандум 2005 года о взаимопонимании между КНР и ВОЗ, специально настояв на том, чтобы члены организации называли Тайвань именно китайской провинцией. [6]

В итоге с 2009 по 2016 год Тайвань ежегодно принимал участие в качестве наблюдателя в саммитах Всемирной Ассамблеи Здравоохранения с согласия КНР. Участие в сессиях ВОЗ предоставило возможность Тайваню поделиться своим опытом в различных областях, например: совершенствование системы всеобщего медицинского страхования, методы борьбы с опасными инфекционными заболеваниями, такими как атипичная пневмония.

Однако после того, как в результате президентских выборов в 2016 году в Тайване победу одержала Цай Инвэнь от «Демократической прогрессивной партии», не поддерживающая принцип единого Китая и выступающая за независимость и провозглашение Китайской Республики, отношения между сторонами пролива резко усугубились.

Вследствие этого, в 2017 году Китай, пользуясь своим влиянием как одного из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН, препятствовал участию Тайваня в 70-й сессии Ассамблеи ВОЗ в Женеве 22–31 мая. [7] В итоге Тайвань лишился приглашения на данное мероприятие.

Поддержка стремления Тайваня участвовать в ВОЗ не ограничивается только его дипломатическими союзниками. Хотя США, Япония и Европейский Союз остаются на стороне КНР в вопросе о членстве Тайваня в организациях, которые требуют государственности, они поддерживают определенную форму участия Тайваня в ВОЗ. Так, согласно сообщению Министерства иностранных дел Китайской Республики, дипломатические союзники Тайваня и другие государства (Австралия. Германия, США) обратились в ВОЗ с заявлениями (некоторые направили письма на имя Маргарет Чэнь) в поддержку участия Тайбэя в качестве наблюдателя в сессии 2017 года. [4] По их заявлениям, Тайвань не должен быть лишен права участия в обсуждении вопросов здравоохранения в глобальном масштабе.

На 142-м заседании Исполнительного комитета ВОЗ в январе 2018 года, представители дипломатических союзников Тайваня (Сальвадор, Гаити, Буркина-Фасо, и другие), а также представители дружественных государств (США и Япония) вновь обозначили свою поддержку участия Тайбэя в качестве наблюдателя в работе 71-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. [6] Тем не менее, данные заявления не повлияли на жесткую позицию Китая, по причине которой Тайвань не смог принять участие в сессии. Несмотря на то, что многие государства считают участие Тайваня в ВОЗ допустимым, на современном этапе их поддержка принимает символический характер, поскольку затрагивание Тайваньского вопроса может стать причиной политической конфронтации с Китаем.

Отсутствие представительства Тайваня в ВОЗ составляет одну из важных проблем во внешней политике Китайской Республики. КНР лишь официально информирует Тайбэй об обсуждаемых в ВОЗ актуальных тенденциях, вопросах, инновациях и проблемах в области общественного здравоохранения. Фактическая изоляция Тайваня в этом вопросе не раз отрицательно сказалась на здоровье населения, а также лишила Китайскую Республику взаимодействия с мировым сообществом по проблемам борьбы с различными заболеваниями. В связи с этим, правительство КР старается деполитизировать вопрос вступления в ВОЗ и обратить внимание на гуманитарный характер проблемы.

С конца 1990-х годов Тайваню лишь с 2009 по 2016 удалось добиться статуса наблюдателя, что напрямую связано с изменениями в отношениях между Пекином и Тайбэем. Несмотря на выражение поддержки Тайваня со стороны Европейского Союза, Японии, США и других государств в вопросе вступления в ВОЗ, данная возможность полностью зависит от гибкости политики Китая, который готов проявить уступчивость, если правительство Китайской Республики направит свой курс на сближение с КНР, а не на отстаивание суверенитета. Однако на данный момент Тайвань все больше выступает за независимость, и возросшее недовольство Пекина моментально повлияло на лишение Тайваня статуса наблюдателя и осложнило его попытки вновь расширить свое участие в ВОЗ. Хотя правительство Китайской Республики продолжает преследовать цель вступления во Всемирную организацию здравоохранения, на современном этапе это наиболее возможно лишь в том случае, если политика Тайваня в отношении КНР будет удовлетворять политические интересы Пекина.

Литература:

  1. Hickson C. Taiwan in International Organizations: Internationalization of the Taiwan-China Relationship // China Perspectives. 2002. Vol 3(5). P. 56–67.
  2. Lisle J. Taiwan: sovereignty and participation in international organizations // The China Quarterly. 2011. Vol. 5(2). P. 270–296.
  3. Sehntilkova J., Kucera O. Taiwan's participation in International Organizations: Obstacles, Strategies, Patterns? // European perspectives on Taiwan / Ed. by J. Damm, B. Lim. Wiesbaden: Springer VS, 2012. P. 147–170.
  4. Дипломатические партнёры КР обращаются в ВОЗ с заявлениями в поддержку участия Тайваня в сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения // Тайваньская панорама. URL: https://www.taipanorama.tw/news.php?unit=133&post=115528 (дата обращения: 13.03.2018).
  5. МИД КР благодарит все дружественные страны за поддержку участия Тайваня во Всемирной ассамблее здравоохранения // Тайваньская панорама. URL: https://taipanorama.tw/news.php?unit=133&post=128706 (дата обращения: 3.04.2018).
  6. Несмотря на давление Китая, Тайвань находит способы участвовать на мировой арене // Global Voices. URL: https://ru.globalvoices.org/2017/08/16/63867/ (дата обращения: 3.04.2018).
  7. Тайвань не будет приглашен на саммит ВОЗ // REGNUM.RU. URL: https://regnum.ru/news/polit/2274034.html (дата обращения: 03.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Тайвань, Китайская Республика, ВОЗ, Китай, США, Всемирная ассамблея здравоохранения, Всемирная организация здравоохранения, КНР, Пекин, Япония.


Ключевые слова

Китай, Тайвань, Китайская Республика, Всемирная организация здравоохранения

Похожие статьи

Японский опыт в проведении политики «мягкой силы» в странах Юго-Восточной Азии как способ улучшения имиджа государства

В статье автор показывает, что концепция «мягкой силы» способна раскрыть возможности имиджа страны в качестве средства усиления своего влияния, так как именно правильно выстроенный имидж дает государству проводить более эффективную внешнюю политику с...

Роль Германии в «Группе двадцати»

Германия — это одна из мощнейших экономик мира, лидер Евросоюза и активный участник международных экономических отношений. Позиция Германии учитывается при решении экономических и финансовых вопросов, причем как на европейском уровне, так и на глобал...

Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза

В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торг...

Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в Казахстане

В данном исследовании исследуется государственная политика по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. Анализ сосредоточен на инициативах, законодательстве и программах, реализуемых казахстанским правительством для продвижения гендерного раве...

Экономико-правовые аспекты вступления Туркменистана в ВТО

Статья посвящена актуальным вопросам вступления Туркменистана во Всемирную торговую организацию в условиях усиления международной экономической интеграции. По мнению автора, существующая нормативно-правовая база ВТО позволяет Туркменистану в процессе...

Участие Австралии в международных организациях

Австралия состоит во многих международных организациях, взаимодействуя с другими странами — будущими партнёрами помогает в их развитии, модернизирует свою торговую политику, а также способствует росту экономического благосостояния участников.

Глобализация китайских СМИ как метод повышения экономического и политического статуса Китая

Последнее десятилетие XX века характеризовалось быстрым подъемом экономической и политической мощи Китая. Этот подъем привел к господству Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но вызвал неоднозначную реакцию других стран, которые бросают «подозрите...

ШОС и БРИКС: особенности участия Китая

В статье рассматривается роль БРИКС и ШОС в контексте взаимовыгодных отношений между странами участниками, в том числе исследуется роль и специфика участия КНР. В современном меняющемся мире особую роль играет наличие союзников или партнеров по диало...

Анализ экспорта электронной техники Китая: ключевые факторы, проблемы и направления развития

За последние тридцать лет электротехническая промышленность Китая достигла высокого уровня развития, а масштабы экспорта постоянно увеличиваются. В последнее время в связи с изменениями на мировом рынке, экспорт электронной техники из Китая претерпев...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Похожие статьи

Японский опыт в проведении политики «мягкой силы» в странах Юго-Восточной Азии как способ улучшения имиджа государства

В статье автор показывает, что концепция «мягкой силы» способна раскрыть возможности имиджа страны в качестве средства усиления своего влияния, так как именно правильно выстроенный имидж дает государству проводить более эффективную внешнюю политику с...

Роль Германии в «Группе двадцати»

Германия — это одна из мощнейших экономик мира, лидер Евросоюза и активный участник международных экономических отношений. Позиция Германии учитывается при решении экономических и финансовых вопросов, причем как на европейском уровне, так и на глобал...

Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза

В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торг...

Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в Казахстане

В данном исследовании исследуется государственная политика по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. Анализ сосредоточен на инициативах, законодательстве и программах, реализуемых казахстанским правительством для продвижения гендерного раве...

Экономико-правовые аспекты вступления Туркменистана в ВТО

Статья посвящена актуальным вопросам вступления Туркменистана во Всемирную торговую организацию в условиях усиления международной экономической интеграции. По мнению автора, существующая нормативно-правовая база ВТО позволяет Туркменистану в процессе...

Участие Австралии в международных организациях

Австралия состоит во многих международных организациях, взаимодействуя с другими странами — будущими партнёрами помогает в их развитии, модернизирует свою торговую политику, а также способствует росту экономического благосостояния участников.

Глобализация китайских СМИ как метод повышения экономического и политического статуса Китая

Последнее десятилетие XX века характеризовалось быстрым подъемом экономической и политической мощи Китая. Этот подъем привел к господству Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но вызвал неоднозначную реакцию других стран, которые бросают «подозрите...

ШОС и БРИКС: особенности участия Китая

В статье рассматривается роль БРИКС и ШОС в контексте взаимовыгодных отношений между странами участниками, в том числе исследуется роль и специфика участия КНР. В современном меняющемся мире особую роль играет наличие союзников или партнеров по диало...

Анализ экспорта электронной техники Китая: ключевые факторы, проблемы и направления развития

За последние тридцать лет электротехническая промышленность Китая достигла высокого уровня развития, а масштабы экспорта постоянно увеличиваются. В последнее время в связи с изменениями на мировом рынке, экспорт электронной техники из Китая претерпев...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Задать вопрос